Футурологи и аналитики сходятся во мнении, что цифровые экосистемы во многом будут формировать образ будущего, как в сфере бизнеса, так и во всем, что касается жизни простых людей. По состоянию на январь 2020 года семь крупнейших платформенных компаний в мире совокупно стоили $ 6,3 трлн — это в четыре раза больше, чем ВВП фРоссийской Федерации за тот же год.
Крупнейшие платформенные компании выросли из разных бизнесов. Когда-то они были производителями электроники, интернет-магазинами, службами такси и так далее. Однако сейчас каждая из них — настоящее государство в государстве, аудитория которых составляет сотни миллионов человек. Эти компании продают потребительские товары, запускают космические корабли и размышляют об освоении новых планет.
Всего эксперты насчитывают в мире около 40 цифровых экосистем, большинство из них включает определенный джентльменский набор товаров и сервисов — либо своих, либо от привлеченных извне партнеров: смартфоны, контент (музыка и фильмы), устройства «умного дома», электрические автомобили, цифровое здравоохранение, облачные сервисы и искусственный интеллект. Большинство компаний такого рода стремятся «не отпускать» человека из своей экосистемы, насколько это возможно.
В Китае платформенные бизнесы с финансовыми сервисами начали развиваться намного более бурно, чем в Европе и США. Понятие кредитной истории постепенно трансформировалось в идею «социального рейтинга». Сейчас эту инициативу многие ошибочно приписывают китайским властям, но это не совсем так. В Китае есть много вариантов рейтинга от нескольких платформенных компаний. По сути это тот же самый рейтинг социальной благонадежности и платежеспособности, который используют банки, но обогащенный дополнительной информацией, которой у платформенных компаний очень много.
Факт, что платформы знают про нас слишком много, — одновременно и их огромный плюс, и пугающее многих обстоятельство. К примеру, если человеку нравится какая-то музыка, ему, скорее всего, будет приятно, если она будет играть в купе поезда, или если проводник предложит ему на ужин любимое блюдо. С другой стороны, всем ли захочется, чтобы обслуживающий персонал точно знал, что и когда вы покупали в любой момент вашей жизни за последние десять лет.
Достаточно интересный вопрос: «Что будет дальше происходить с ростом числа цифровых экосистем?» По мере того, как уже существующие компании начинают заниматься всем, чем только возможно, возникают все новые и новые компании, стремящиеся привлечь человека на свою «орбиту». Понятно, что до бесконечности это продолжаться не может, и рано или поздно компании начнут поглощать друг друга. Так, например, агрегаторы такси постепенно подмяли под себя большую часть бизнесов по доставке еды. Однако непонятно, сколько в итоге останется мегаплатформ и какие бизнесы еще смогут в них трансформироваться.