«Власть присела на задницу». Как в России бастуют дальнобойщики

С середины ноября проходят акции протеста дальнобойщиков. Водители большегрузов выступают против системы «Платон»: согласно новым правилам, они должны оплачивать проезд по федеральным трассам — 1,53 рубля за километр. С тех, кто саботирует эту систему, уже берут штрафы, магазины и транспортные компании терпят убытки. Государственные СМИ предпринимают попытки информационной блокады: «Первый канал» отказывается даже упоминать о том, что по всей стране бастуют водители. «Сноб» узнал, где и как протестуют перевозчики, а председатель профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко и заместитель руководителя Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Сергей Волощук объяснили, чем плоха новая система и во что могут вылиться протесты

Фото: Илья Питалев/РИА Новости
Фото: Илья Питалев/РИА Новости
+T -
Поделиться:

Белгород. 10 ноября больше 200 дальнобойщиков бастовали в разных частях города, а затем собрались в колонну  на севере Белгорода. Участники акции собрали подписи против системы “Платон”, чтобы передать их местному губернатору. Под документом подписались около 500 человек.

Волгоград. 20 ноября дальнобойщики пикетировали офис компании «Платон»: утром примерно 300 человек собрались около его дверей с плакатами «”Платон” — новое МММ» и «Платим за дороги — скоро будем платить за воздух». Водители хотели начать переговоры с сотрудниками офиса, но выяснилось, что их нет на месте. Позже около 150 человек вышли на одиночные пикеты в центре города.  

Дагестан. 15 ноября дальнобойщики начали забастовку в некоторых районах Дагестана, а к 21 ноября акции протеста распространилась практически на всю республику. Сотни фур выстроились вдоль трасс на десятки километров, около лагерей дальнобойщиков дежурит ОМОН. 30 ноября дагестанские водители собираются начать марш на Москву, если местные чиновники не вступят в диалог с ними. В марше собираются участвовать и водители из Чеченской республики, кгде на протест «наложено строгое табу».

Екатеринбург. 19 ноября водители около 150 грузовых и 50 легковых автомобилей устроили акцию протеста на 8-м километре Екатеринбургской кольцевой автодороги. Собрав подписи за отмену системы «Платон», они выстроили машины в колонну и с минимальной скоростью двинулись по шоссе в сторону аэропорта «Кольцово». Сотрудники ГИБДД пытались помешать этой акции и вызвали на место грузовой эвакуатор. Приехавший водитель однако предпочел не вмешиваться в события.

Киров. 20 ноября около 50 дальнобойщиков на легковых и большегрузных автомобилях на полчаса перекрыли Производственную улицу на Юго-Западе города. После этого они объявили забастовку и отказались работать до следующего пикета, который они собираются провести 28 ноября.

Липецк. 19 ноября больше двухсот фур выстроились в два ряда на окружной трассе, образовав многокилометровую пробку. Потом они двинулись в город по Лебедянскому шоссе, но на въезде были остановлены сотрудниками ГИБДД. Во время переговоров полицейские убедили водителей написать в Министерство транспорта РФ письмо, в котором были бы изложены их требования.

Оренбург. 11 ноября около 70 фур и легковых автомобилей выстроились вдоль обочины на Загородном шоссе, включив аварийную сигнализацию. К месту, где проводилась акция, приехали сотрудники ГИБДД, однако мешать протестующим не стали. 19 ноября дальнобойщики снова выехали на то же шоссе и простояли на обочинах почти сутки. Водители говорили, что будут продолжать забастовку, «насколько хватит сил». В итоге губернатор области Юрий Берг провел встречу с ними и пообещал помочь.

Пермь. 19 ноября около 100 дальнобойщиков приняли участие в акции «Улитка»: они ехали колонной по Западному обходу города со скоростью примерно 10 километров в час, создав пробку длиной в семь километров. 23 ноября они планируют выйти на согласованный пикет около городского памятника «Героям фронта и тыла». «Выступим против платных трасс, против сбора Ротенберга. И так цены растут, а власти хотят заставить нас платить еще больше. Нельзя этого допустить!», — объявили организаторы акции.

Санкт-Петербург. 19 ноября 190 грузовых и 60 легковых автомобилей приняли участие в акции «Улитка», аналогичной пермской: выстроились колонной на участке Московского шоссе от кольцевой автомобильной дороги до Дунайского проспекта. Во время акции сотрудники ГИБДД оштрафовали более 50 участников — в основном за нечитаемые государственные регистрационные знаки и нарушение требований разметки.

Саратов. 19 ноября около сотни дальнобойщиков устроили автопробег на легковых машинах: они собрались на Вольском тракте и оттуда поехали в центр города. Многие машины были украшены плакатами и лозунгами. Выбор в пользу легковушек был обусловлен тем, что сотрудники ГИБДД не позволили водителям ехать по городу на большегрузах.

Тверь. 19 ноября дальнобойщики собрались на митинг на трассе М-10: среди них были жители Твери и водители из других регионов, которые проезжали через город. Все они стояли рядом с шоссе — на площадке для отдыха водителей. Всего на акции собралось около 60 человек. Примерно в 10:30 в автогруппу на полном ходу врезалась фура, которая ехала в сторону Москвы — водитель не справился с управлением. Один бастующий погиб, четверо получили травмы разной степени тяжести.

Улан-Удэ. 11 ноября бурятские дальнобойщики встали колонной на федеральной трассе «Байкал». Очередь из грузовиков растянулась от поселка Сотниково в пригороде Улан-Удэ до въезда в город. Грузовики стояли на обеих полосах дороги и на обочинах. 18 ноября дальнобойщики объявили забастовку, отказавшись выходить в рейсы на платные дороги.

Челябинск. 19 ноября дальнобойщики перекрыли магистраль «Мередиан»: несколько десятков человек вышли на неконтролируемый пешеходный переход, мешая машинам проехать. В результате в обе стороны шоссе образовались пробки длиной в несколько километров. Лидер челябинского объединения дальнобойщиков «Братишка» Кирилл Карташков заявил, что он не имеет к этому отношения и что участникам акции «промыли мозги через соцсети». 20 ноября около 300 человек вышли на митинг «Нет Платону!»: среди них были и водители, и предприниматели, которые занимаются грузоперевозками. «Я лучше буду платить своим водителям зарплату, чем пойду на поводу у Ротенберга», — объяснил журналистам владелец одной из транспортных компаний, который принял участие в акции.

Ярославль. 19 ноября несколько десятков фур встали около окружной дороги в знак протеста против «Платона». После этого депутаты Яроблдумы направили в российскую Госдуму обращение, в котором предложили в два раза снизить плату по новой системе — до 75 копеек за километр и приостановить взимание штрафов до мая 2016 года.

Валерий Войтко, председатель профсоюза «Дальнобойщик»:

Центральные СМИ устроили нам информационную блокаду. Они отказываются показывать сюжеты о забастовках дальнобойщиков и объяснять причины недовольства. Но информация все равно расходится: и журналисты, и профессиональное сообщество, и электорат начинают понимать, что им пытаются подсунуть под видом «Платона». Они начинают осознавать, что из-за этой системы ущерба для экономики будет куда больше, чем пользы. Так что результат от протестов есть, а со стороны властей мы уже целую неделю наблюдаем истерическую реакцию. Власти мечутся и пытаются залатать дыры: то предлагают цены снизить, то штрафы отменить. Но сути проблемы они не затрагивают, а суть в том, что «Платон» либо останется, либо нет. Чтобы его вводить, надо сначала просчитать все последствия, протестировать систему, вдумчиво оценить ситуацию и принимать взвешенные решения. А никаких взвешенных решений мы пока не увидели, и сейчас власть сильно присела на задницу — ведь понятно, что нынешние акции не пройдут без последствий, а показывать слабину, отменять систему и отматывать все назад властям кажется невозможным, ведь тогда на улицы выйдут и железнодорожники, и медики, и вообще все. Сложно в такой ситуации рассчитывать на конструктивные действия органов законодательной и исполнительной власти, но время покажет.

Сергей Волощук, заместитель руководителя Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов:

Что не так с этим «Платоном»? Сейчас все водители платят транспортный налог и акциз на топливо. Причем транспортный налог обещали отменить с введением топливных акцизов, но так этого и не сделали. Так вот, топливные акцизы должны напрямую идти в дорожный фонд. В декабре прошлого года Владимир Путин пообещал, что новых налогов вводить не будут, но теперь нас заставляют платить еще и третий налог: за проезд по федеральным трассам. Все это аргументируют тем, что грузовики якобы разбивают дороги и должны платить компенсацию, чтобы эти дороги ремонтировать.

На самом деле, если строить шоссе по всем правилам и ГОСТам, по ним запросто могут передвигаться машины до 40 тонн. Если крупногабаритный грузовик перевозит, скажем, 20 тонн груза, то он весит максимум 35-38 тонн. И это вовсе не вина дальнобойщиков, что дороги разбиты. Читать дальше >>