«Улитка» против «Платона»: как бастуют дальнобойщики

С 15 ноября на всех федеральных трассах России начал работать «Платон» — система оплаты за проезд большегрузов массой от 12 тонн. За каждый километр пути владельцы и водители фур теперь обязаны платить по полтора рубля, а с марта следующего года — до трех рублей и шести копеек. Несогласные решили выйти на автотрассы России, требуя убрать непосильный налог

+T -
Поделиться:
Фото: Елена Молчанова
Фото: Елена Молчанова

Операция «Улитка»

В Петербурге акция была назначена на утро вторника, точка отправления — автозаправка вблизи Колпино. Найти пункт сбора несогласных оказалось не так просто. Организаторы протеста точного адреса не называли, маршрут проезда тоже держался в тайне.

Акция обещала быть массовой: заявлялось чуть ли не 700 фур, которые пройдут колонной по Московской магистрали и дальше по городу.

Участники акции начали собираться в колонны в районе 10:40. Выстроившись в ряд, фуры, цистерны и большегрузы, а также легковые автомобили с приклеенными на лобовые и боковые стекла листовками с надписью «Нет Платону» двинулись со скоростью 10 км/ч в сторону Петербурга.

Ситуация стала накаляться к 11 утра. Приближавшиеся к поселку Шушары фуры начали тормозить сотрудники ГИБДД — якобы для проверки документов или из-за каких-то пустяковых нарушений: грязные номера, выключенные фары. За каждый найденный недочет полицейские выписывали штраф, а если водитель пытался возразить, просили сесть к ним в машину «на разговор».

Дальнобойщики поняли, что ГИБДД таким образом хочет «развалить» их колонну, поэтому начали парковаться вдоль шоссе, создав немало проблем для остальных участников дорожного движения.

Неприятности на дорогах

Фото: Елена Молчанова
Фото: Елена Молчанова

Я подсела к водителю фуры, предъявив ему бумажку с лозунгом акции, но бдительные полицейские не позволили так просто отправиться в путь.

— Ваши документы, пожалуйста — сказал гибэдэдэшник и попросил покинуть кабину фуры.

Пока один полицейский проверял права и техпаспорт дальнобойщика, другой забрал у меня паспорт, чтобы «пробить по базе». Сначала он обвинил меня в проституции, затем в распространении наркотиков и запрещенной литературы.

— Я видел, как вы передавали водителю какую-ту бумажку! И вообще, из-за таких, как вы, на дороге происходит непонятно что, а потом скорые не могут проехать в больницу. Я желаю, чтобы у вас родственник оказался в такой же ситуации и вы, обливаясь горючими слезами, поняли, что из-за таких вот личностей ваш родственник умирает, — сказал полицейский, возвращая документы. 

Чем плох «Платон»

Фото: Елена Молчанова
Фото: Елена Молчанова

Вторая попытка продолжить путь с дальнобойщиками прошла без происшествий. Я подсела к водителю «газели» с наклейками акции, и мы продолжили путь к точке сбора. Минимальная скорость на кольцевой автодороге 40 км/ч, мы движемся со скоростью 15 км/ч.

— Ну да, нарушаем, но что делать, увеличив скорость, мы предадим идею акции — ползти как улитки. Нам нужно, чтобы нас заметили, услышали, — говорит водитель.

Зовут его Станислав, и он работает индивидуальным предпринимателем — под его началом несколько фур перевозят грузы по всей России.Даже до введения «Платона» после выплат всех налогов и расходов на солярку у него немного оставалось на жизнь. Теперь же держать такой бизнес невыгодно: в год приходится платить налогов почти на 300 тысяч рублей.

— Правительство решило ввести очередной налог, или, лучше сказать, побор. Мы и так платим акциз в семь рублей за топливо, а еще есть транспортный налог. Часть средств из этих сборов уходит на ремонт дорог. А теперь они говорят, что мы должны платить еще. Получается, мы в третий раз должны платить за то же самое.

Фото: Елена Молчанова
Фото: Елена Молчанова

По словам Станислава, в год фура проходит примерно 100 тысяч километров. По приблизительным данным, в стране более двух миллионов большегрузных автомобилей, которые весят свыше 12 тонн и попадают под действие «Платона». Выходит, эта система за 365 дней соберет с дальнобойщиков астрономическую сумму.

Что же представляет собой система «Платон»? «Реализация проекта позволит обеспечить достижение целевых параметров программы “Развитие транспортной системы России (2010 — 2020 годы)” (подпрограмма “Автомобильные дороги”) при снижении нагрузки на государственный бюджет, а также добиться дополнительного улучшения транспортно-эксплуатационного состояния федеральных дорог», — сообщается на официальном сайте проекта.

— Система «Платон» предоставляет маршрутные карты, которыми дальнобойщик должен руководствоваться во время рейса. Этот маршрут не всегда удобен для водителя. Например, прокладывается очень длинный маршрут или по тем местам, где фурам проезд запрещен, — пожаловался Станислав.

Деньги можно заплатить через специальное устройство, которое никто в глаза не видел, или через личный кабинет на сайте проекта. Вход в него, по словам Станислава, можно получить спустя месяц с момента регистрации.

Фото: Елена Молчанова
Фото: Елена Молчанова

— У меня есть три фуры, и они на сегодняшний момент стоят без дела, так как я не могу ничего оплатить, а штраф за незарегистрированную машину от 40 тысяч рублей.

При оплате маршрутной карты «Платона» также взимается размер комиссии — до 4% от суммы платежа. Например, сейчас за фуру, выехавшую из Петербурга в Москву, нужно отдать 1136 рублей + 4%, а с марта более 2,5 тысячи рублей + 4%.

Пока мы разговаривали, полицейские начали преграждать въезд в город.

«Мы не майдан»

Фото: Елена Молчанова
Фото: Елена Молчанова

В город нас не пустили, но до намеченной точки сбора мы все-таки добрались. Неопределенное место на карте, между Купчино и Колпино, среди полей и высоковольтных линий. Вдоль дороги припарковано 200 фур.

Говорят, до нашего приезда тут подожгли две шины, как на Майдане, чтобы согреться, но пожарные приехали быстро и все потушили.

«Мы не майдан, но надо было бы собраться, как молодежь на Болотной», — говорит кто-то в толпе.

«Введение платежной системы бьет в первую очередь по индивидуальным предпринимателям, по частникам. Люди попросту останутся без работы, им не на что будет выплачивать кредиты, содержать родителей, — говорит в рупор организатор акции Александр Расторгуев. — Мы не можем терпеть этих поборов, они уничтожат нас. Мы должны сделать народный сход. К Смольному!»

Фото: Елена Молчанова
Фото: Елена Молчанова

Идея народного схода не находит всеобщей поддержки. Большинство все же не рискнули проехать на фурах по городу, поэтому двинулись к резиденции губернатора Петербурга на легковых автомобилях.

Выйти из сумрака

Сбор у Смольного назначен на 18.00. У ворот — полицейский кордон. Объяснив дальнобойщикам, что, паркуясь на площади Пролетарской Диктатуры, они нарушают правила дорожного движения, полицейские разворачивают всех на Шпалерную — к комитету по развитию транспортной инфраструктуры. Якобы их там ждет вице-губернатор Николай Бондаренко. Но и на Шпалерной, где располагается комитет, полицейские попросили освободить проезд.

— Есть такое понятие, как уважение. Вы можете подготовить определенный документ, а не проводить такие мероприятия, чтобы будоражить весь город, — сказали полицейские.

Следующая акция протеста — 30 ноября. Дальнобойщики решили идти на Москву.

Фото: Елена Молчанова
Фото: Елена Молчанова