Всеволод Чаплин:
Попал ли в рай академик Сахаров? Точно нет

Антон Красовский поговорил с только что освобожденным от должности главы Синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви и общества протоиереем Всеволодом Чаплиным о том, почему его отправили в отставку, чего боится Патриарх, как работает церковная бюрократия, почему ЕС антихристова власть и что нужно делать либералу, чтобы спастись

+T -
Поделиться:

>> В начало

Фото: Дмитрий Шумов
Фото: Дмитрий Шумов

О врагах

СВот кого, например? Вот у вас день в сане патриарха. Рождественская проповедь у вас.

Очень многих людей из числа губернаторов, из деятелей московских городских. Есть люди, с которыми нельзя садиться за один стол, есть люди, с которыми нужно спорить. Вот тема абортов очень значимая. Конечно, надо критиковать госпожу Матвиенко, госпожу Голодец, госпожу Скворцову за их позицию по абортам. Мы сделали очень мягкое предложение о том, чтобы аборты были выведены из системы ОМС, не запрещены, нет. Это просто предложение людям оплачивать самим собственный грех и не заставлять людей, которые с этим грехом не согласны, оплачивать этот грех за счет своего труда. Вот эти дамы стали сначала достаточно жестко высказываться против этого предложения, а потом несколько смягчились, потому что православная общественность стала их открыто критиковать, а сейчас этот вопрос заматывается. Надо сказать: «Дамы, вы неправы».

СЗначит, патриарх наехал на Матвиенко, Голодец, Скворцову, патриарх указал Чемезову, что Чемезов немножко ворует, а самому патриарху как-то надо по-другому жить? Вот вы ругаете: на патриарха очень много тратится денег. Патриарх не должен пересесть, например, с Pullman на ваш Citroen C5?

Видите, у патриарха есть определенные представительские функции — я не отказываюсь от этой своей позиции — он должен принять главу государства, главу другой религиозной общины какой-то, Папу Римского в частности, он должен иметь возможность провести совещание при достойных условиях, так что резиденции, конечно же, нужны.

СОставляем пару дворцов.

Но личный быт, конечно, должен быть скромным, он, я думаю, должен быть публичным.

СЧто вы имеете в виду?

В каждой из таких резиденций нужно, условно говоря, иметь возможность провести экскурсию.

СВам не кажется, что патриарх сейчас просто копирует модель поведения Путина?

Если бы Путин на себя замкнул столько решений, он бы давно уже, к вашей радости, ушел в отставку или покинул бы страну в ужасе. Когда мы говорим о патриархе, речь идет о детальном анализе каждого кадрового назначения на низовом уровне в Москве, о попытке лично знать каждого человека, который работает в церковных учреждениях, и лично давать ему оценку, о детальном анализе отчетов всех епархий и всех приходов, о рецензировании книг, о долгих дискуссиях относительно каждого публичного высказывания, об огромном объеме документации. Его святейшество жалуется, и правильно жалуется, на то, что ему возят огромные чемоданы документов. Но то, что возят — это неправильно. Большинство из тех решений, которые он принимает сам, должно быть передано на другой уровень. Я вообще не считаю, что патриарх должен заниматься администрированием в принципе. Скорее, он должен в обмен на пожизненность и несменяемость быть не администратором, а арбитром в административных спорах, в богословских вопросах и в вопросах церковно-государственных отношений. Он не должен анализировать законопроекты, он не должен копаться в кадровых делах, он не должен заниматься оцениваем публичных выступлений, прочтением проектов учебников и так далее.

О Церкви

СВы сказали, что дни нынешнего патриарха на троне сочтены. Вы правда в это верите?

Да.

СА ваши? У вас какое будущее?

На свое будущее мне плевать. Буду стараться делать и говорить то, что считаю нужным.

СВы столько наговорили уже, что вот за будущее-то как-то страшновато.

Это да. Как-то буду влиять на будущее церкви и страны оттуда или отсюда. Изнутри или извне — это мне уже все равно. Какие-то формальные статусы мне уже мало добавляют как плюсов, так и минусов.

СА будущее Церкви?

Будущее церкви будет непростым. Административная система, система квазипапизма больше работать точно не будет.

СЧто такое система квазипапизма?

Папская система — один человек, которому принадлежит единственное право принятия решений и к которому восходят все решения. Когда звонят монахини и предлагают по своей прихоти переписать серьезный документ, считая, что он написан безграмотно, при этом споря с человеком, который составлял практически все документы по общественно значимым темам с периода раннего патриарха Алексия, — это, конечно, уже, что называется, приехали.

СЭто какие-то ваши личные обиды на баб этих.

Это когда какой-нибудь мелкий клерк из Ватикана именем Папы начинает командовать епархиями в какой-то стране, это излишняя централизация власти. Но Бог с ней, даже с этой системой. Из церкви уходят многие люди — из монастырей, из духовенства.

СИз приходов.

Из церковного аппарата. Прихожан меньше не становится, их становится больше. Я здесь прослужил немногим более пяти лет, здесь очень серьезно увеличилось количество людей, причем ваши любимые либералы у меня здесь тусуются все время. Приход состоит из интеллигенции — 50 % минимум. И известные либералы у меня здесь постоянно.

СЭто кто?

Шелов-Коведяев, например.

СНу да: Ольшанский, Шелов-Коведяев, продолжи список негодяев.

Ну я там в ваших сортах не разбираюсь. Так вот, прихожан становится больше, задачи стоят действительно огромные. И при этом, смотрите, что происходит. Духовенство, о котором говорят, что оно очень богатое, получает в большинстве случаев нищенскую зарплату.

СА сколько получает поп, например настоятель храма?

Зависит от места, отчасти от настоятеля. Я здесь принципиально держу достаточно низкими зарплаты, потому что знаю, что священник получает что-то с треб. Я не помню, сколько — по-моему, 30 тысяч рублей, может, даже меньше. Но очень часто это 20-30 тысяч рублей, то есть отнюдь не самые большие деньги. Сейчас часто происходит следующее: если человек устраивается на светскую работу — в частности, учителем в школу, если у него есть педагогическое образование, — он постепенно перетекает туда, потому что ему там платят 70 тысяч, а в приходе — 20. Очень много ушло людей из монастырей как мужских, так и женских.

СПочему?

В молодости человек приходит в монашество, через пару лет женится и т. д. Или тяжелое отношение с начальством монастырским, или просто невостребованность. То есть человек хочет стать монахом, а из него делают либо дешевую рабсилу, либо безгласного и бесправного функционера, как те бедные монашки, которые работают в этой самой личной канцелярии святейшего патриарха. У них же нет прав, они пришли в свое время в монастырь, чтобы молиться, очень часто из офисов и коммерческих контор, а теперь их к этой жизни вернули, а молятся они…

СТам же, где и молились бы, если бы не ушли в монастырь.

Утром и поздно вечером, потому что вся основная жизнь — счета и акты.

СЭто понятно. Вот люди уходят из церкви по разным причинам. Но многие приходят в церковь?

Очень падает уровень людей, которые поступают в семинарию, и падает уровень людей, которые приходят в церковную бюрократию. Вот я постоянно мучился с тем, что приходят люди, которые просто не в состоянии написать текст. Собственно, основная моя работа все эти годы была — это работа с текстами, я был основным спичрайтером покойного патриарха Алексия, я очень много основательно перелопатил текстов, в частности «Основы социальной концепции». Их писали разные люди, я этот текст отчасти писал, но самое главное — сводил, обрабатывал, потом приводил к одному знаменателю. Сегодня сталкиваюсь с молодыми людьми, которые в принципе не знают, что такое текст, это – полный маразм. В семинарии некоторые реально в год поступают максимум десять человек.

СПросто, может быть, расплодились семинарии, не нужные никому?

Может быть. Этот вопрос действительно, имел место.

СВ каждой епархии по три семинарии.

Несколько десятков на всю Россию. А некоторые из них определенно приходят в упадок просто потому, что нет поступающих. Это очень серьезный показатель: из-за низкого социального уровня духовенства, из-за бесправия во многих местах, из-за того факта, что общий уровень духовенства снижается, человеку интеллектуально развитому очень сложно оказываться рядом с какими-то совершенно обделенными, лишенными элементарного интеллектуального багажа людьми. Из-за всего этого сейчас кадровый кризис будет очень серьезным.

СА вам самому не казалось никогда, что, может быть, лучше быть таким безграмотным, серым, спокойным священником, чем таким человеком, как вы? Вы же понимаете, что вы огромное количество людей лично от церкви отвратили?

Дело не в этом. Кстати говоря, я считаю, что тех людей, которые пытались за христианство выдать то, что им не является, я, по крайней мере, заставил задуматься. Когда-нибудь они поймут, что я был прав. Если не в этом мире, то в будущем.

Фото: Дмитрий Шумов
Фото: Дмитрий Шумов

О хлебе насущном

СКураев сказал на ваше вчерашнее интервью, что вы вообще в Бога не верите.

А, ну это пожалуйста. Если бы я не верил в Бога, я бы, наверное, прожил совершенно другую жизнь. Я бы и в ранней юности пошел по несколько иному пути…

СПо какому?

В юности стал бы комсомольцем, а потом бы пошел либо в государственное управление, либо в бизнес, или еще куда-то.

ССлушайте, ну вы и пошли в сферу управления и бизнеса.

Ну ладно. Если бы я был циником и атеистом, я бы гораздо лучше устроился в жизни и занимался бы чем-то еще.

СА вы плохо что ли устроились в жизни? Вы — митрофорный поп (высшая ступень в белом священстве. — Прим. ред.), у вас храм, отдел, всякие там секретари, шофер…

Абсолютно перегруженная жизнь, абсолютно беспросветная от объема работы, и за это, в общем, ничего на самом деле.

СКак ничего? Зарплату вам платят, по телевизору показывают, все вас знают…

А что за кайф в том, что меня кто-то знает? Даже в «Макдоналдс» не сходишь толком поесть.

СВ Рождественский пост, между прочим…

Сэндвич с рыбой.

СНе «Биг Мак»?

Абсолютно так.

С«Филе-о-фиш» был?

Да-да-да. И я даже, кажется, выкинул оттуда кусочек сыра, который там лежал.

СУжас. Какое страдание…

Да, мракобесие… О чем мы говорили, я уже не помню?

СО зарплате, о славе.

Да, тут, значит, я в какой-то момент отказался от половины зарплаты. Потом его святейшество снял с меня вторую половину, предложив переложить ее на приход. И я, по-моему, от нее тоже отказался. С прихода что-то мне периодически перечисляли, но сколько, я не помню — по-моему, тысяч двадцать или тридцать.

СА на что же вы живете?

Да как-то так.

СКак бог пошлет?

А зачем мне деньги?

СЯ не знаю. Где вы живете?

В одной квартире с матерью и братом почти с рождения.

СВ Гольянове что ли?

В Гольянове. А вы что, думаете, у меня есть какая-то тайная резиденция?

СДа, конечно, я думаю, вы живете где-нибудь здесь, при храме.

А зачем? Здесь сложно, потому что будут всю ночь досаждать всякими вопросами, и это плохо.

СИ зарплата вам не нужна, потому что вас содержит приход и отдел? Еду вам дают, машину вам дают…

Я в какие-то моменты получал даже больше за ведение радио- и телепрограмм, чем с прихода. То есть, если отовсюду выгонят…

СЯ не говорю про личное. Ну, понятно, то есть вы на содержании у церкви. Вы как Путин сейчас. Ему же тоже деньги не нужны.

Содержания особого нет. Но я же тоже хожу в магазины и так далее.

СИ в «Макдоналдс» даже.

Да-да-да. Собственно, деньги нужны только на…

С«Макдоналдс».

На вино, на вино. Вот вино я люблю.С

Назад

Перейти странице
Комментировать Всего 18 комментариев

Все прекрасно. Церковь как основа государства со святым правом залезать женщинам - в матки, мужчинам - в штаны, бизнесменам - в карманы (ростовщическое государство нам не нужно).

Певец войны как дела богоугодного и нищеты как национальной душеспасительной идеи.

Зря его сняли, он, конечно, идеальное лицо РЦП на данный момент был - с открытым забралом. Многих, многих он на пути в это ловилище душ отворотил, умница.

При этом Кураев прав совершенно, батюшка Всеволод - человек взглядов атеистических, что и по этому интервью прекрасно заметно: одно лихое распределение граждан по райским кущам и иным местам чего стоит. Религиозный человек современный из чистого суеверия даже себе бы такого не позволил.

Церковь как основа государства со святым правом залезать женщинам - в матки, мужчинам - в штаны, бизнесменам - в карманы (ростовщическое государство нам не нужно).

на этот счет на Снобе сейчас стоит еще более показательное  интервью 

Ну, размышления Дмитрия Смирнова серьезно обсуждать можно только в "Вестнике клинической психиатрии". 

Эту реплику поддерживают: Антон Красовский, Сергей Мурашов, Алекс Лосетт

размышления Дмитрия Смирнова серьезно обсуждать можно только в "Вестнике клинической психиатрии".

хорошо если бы так, но реальность ведь грустнее

Эту реплику поддерживают: Тата Олейник

человек взглядов атеистических

Ты давно такого скверного мнения об атеистических взглядах? Человек же ясно объяснил: пришел к богу (ну, к какому-то богу, допустим, их по-разному называли в Карфагене и в Вавилоне) через борьбу с жидомасонами. Зачем сразу записывать его в единоверцы Докинза или Хокинга?

Эту реплику поддерживают: Александр Янов, Сергей Семенов

Ну так атеизм неоднороден, для одних это идея, для других - возможность профита,  с одной стороны там докинзы, с другой - борджиа. Батюшка Чаплин - бесспорный симпатичнейший борджианец.

Борджианец – окей. Но насчет атеизма Борджиа я бы не спешил с выводами. Это такие густые и сумрачные ментальные чащи, что никогда нельзя с уверенностью сказать, кто там водится.

И кстати Кураева с Гундяевым разводить на какие-то полюса тоже я бы не стал. Мне кажется, это скорее превратности биографии. Вот выбрали бы на соборе патриархом какого-нибудь жадного эфебофила с фсбшными корочками – и стал бы владыка Кирилл пламенным трибуном. Главное отличие о. Всеволода от о. Андрея все же – в неумении или умении себя вести. Ну как бы один грызет ногти, чешет в паху, говорит что пришло в голову и ходит в Макдо, а другой стоически сдерживается. А Господь на обоих взирает с небес с любовью.

И мне как антиклерикалу, разумеется, Гундяев и Чаплин, рулящие церковью, представляются лучшим выходом, чем дьяк Кураев какой-нибудь на патриаршем престоле. Эти просто клоуны, опасность которых для общества обуславливается лишь тем, как их наша опасная власть использует. Выдерни штепсель из Кремля - и над ХХС  сияние безумия приугаснет. А истинно верующий ведь на самом деле может возжелать всех спасти на свой  лад  - вот где ужас-то))

Вот я все время про это говорю теми же словами, Татьяна Витальевна)

Эту реплику поддерживают: Тата Олейник

А истинно верующий ведь на самом деле может возжелать всех спасти на свой лад - вот где ужас-то))

А мне так почему-то не кажется. 

Мне хочется верить, что "истинно верующий" - это не фанатик, готовый к любому насилию, но - человек, готовый действовать любовью и добротой.

Эту реплику поддерживают: Александр Янов

Мировая история с вами несогласная вовсе

Предположу, что "мировая история" просто слишком многое принимает at face value. Типа того, что, например, глава церкви - и есть самый "истинно верующий"... И тогда выходит что "самый верующий" часто совершенно дискредитирует центральные идеи своей церкви... А если считать "истинно верующими" не пап с патриархами, а таких, как Сергий Радонежский, или Александр Глаголев, - то всё будет выглядеть совершенно иначе.

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

Сергий с его миропредставлением, принесенный в наш век, жег бы почище любого Чаплина. Уж ему-то повсюду мерещились бы бесы в образе литовцев в остроконечных шапках)).

Не подкупил меня Чаплин. Жаргон отчасти бандитский, отчасти такой панибратский что ли. В целях не говорить как чиновник, наверно. А риторические обороты чиновничьи использует, например, уходя от вопроса. 

Да и всё сознание построенно на алогизмах и удобных интрепретациях.

Противно. И вместе с тем смешно. Спасибо за интревью

Эту реплику поддерживают: Сергей Семенов

Шикарное интервью, Антон, поздравляю.

Хотя "раскачали" его, видимо, не Вы, он просто был в расстроенных чувствах. Завтра, небось, пожалеет...

А про то, что "Путину бы всё простили, за Чайку" - хороший троллинг. Вот Чайку, наверное, и правда простили бы за Путина.

Антон! Спасибо за интервью! "Глашатай" (пусть и с приставкой экс-) РПЦ в очередной раз продемонстрировал насколько современная православная церковь далека Евангельского духа. Но удивляет даже не это... Вот, господин Чаплин сетует на низкий интеллектуальный уровень семинаристов, а его собственная риторика и ситуационное поведение не соответствуют  не то, чтобы уровню богослова с академическим образованием, а выпускнику приходской воскресной школы. Господа-функционеры от церкви отчего-то не помнят (или по-просту не знают), что не гомосексуализм, не ростовщичество и даже не аборты являются сугубыми грехами "пред лицем Божием", а старая-добрая гордыня. Почему наши "столпы церкви" забывают главную христианскую добродетель - смирение?! А, вдруг, карьерные перепетии Чаплина, Кураева и "иже с ними" - искушение Господа (так, по крайней мере, должен воспринимать все происходящее верующий человек)? Вдруг, это своего рода, осовременненная версия "истории Иова-многострадального"? Почему люди, берущие на себя смелость "отправлять в ад Сахарова и Ганди", в своем самодовольстве логически нивелируют саму идею, на которой они десятилетиями "спекулировали". Я не берусь измерять степень веры Чаплина, Кураева, патриарха Кирилла; мне непонятен их поведенческий иррационализм (в плохом смысле этого слова)... Ну, можно же хотя бы для вида "изобразить" самоуничижение, непротивление злу, отречение суеты мирской?! Про человеколюбие не упоминаю - в религиозной доктрине это понятие сейчас не в чести!