Русско-шиитский союз и финский спецназ в Зимнем дворце
«Ночные волки» на елке, фетва Дугина против суннитов, позолоченный Мао и Старик Хоттабыч в итальянском подполье
-
- Иллюстрация: Corbis/East News
Первая неделя нового года уже успела сильно расстроить депутатов Госдумы — в молодежном чемпионате мира по хоккею победила Финляндия. И за это она объявлена врагом недели.
В своем заявлении депутаты из фракции ЛДПР так обрисовали ее сомнительный исторический облик: «Финны участвовали в свержении царской монархии 100 лет назад — именно финский спецназ помог большевикам захватить власть в октябре 17-го года».
То есть, видимо, это финский спецназ перелезал через ворота Зимнего дворца. А от Финляндии разговор переходит и к более глобальным угрозам. «Сегодня Европа вновь объединилась против России», — пишут депутаты в своем заявлении и объясняют нашим хоккеистам, что спортивные победы сейчас имеют военно-политическое значение.
Риторика очень напоминает советские времена, когда на карикатурах в «Крокодиле» советские бойцы вырубали как сорняк засохшее дерево финской государственности:
Президентом Финляндии был тогда Пер Эдвин Свинхувуд, в переводе «свиная голова», и все газеты в Москве писали: «Пусть только свиное рыло сунется в наш огород». Финны очень обижались и присылали ноты протеста.
Символику противостояния сейчас можно увидеть повсюду, например, на детских новогодних представлениях, которые устраивают «Ночные волки». «Современный и политически актуальный сюжет, который смотрят с замиранием сердца», — с одобрением рассказывают об этом государственные телеканалы.
Сюжет заключается в том, что злые силы, приехавшие из-за границы, потушили волшебный огонь, но иностранных врагов побеждают сказочные богатыри и байкеры. На других елках дети могли увидеть и приехавшего из-за границы Санта-Клауса — с американским акцентом он говорил детям: «Америка установила свой миропорядок, и все должны этому подчиняться». Прямо как политобозреватель из ТАССа.
Герои народных сказок западных пришельцев с позором прогоняют — теперь и с помощью «Ночных волков»:
Противостояние Западной Европы и России началось очень давно. Взаимную вражду описывала еще знаменитая «Песнь о Роланде» — как арабский эмир собрал против франков многонациональное войско:
Тогда же руссов в третий полк он свел,
Боруссов и славян — в четвертый полк.
В разные века власти европейских стран пугали своих граждан русской и советской угрозой, а наши цари и генсеки рассказывали, что вокруг — сплошные враги. Политологи называют это одним из важных приемов сохранения статус-кво в государстве: населением легче управлять, если сообщить, что на него собираются напасть, и показать ему врага.
И детей научились погружать в атмосферу холодной войны задолго до новогодних елок с «Ночными волками». Лазарь Лагин в 50-х написал продолжение своего «Старика Хоттабыча»: Волька и Хоттабыч едут в Рим и сражаются с американскими империалистами, которые после окончания Второй мировой войны хотят захватить Италию.
Сейчас холодная война ожила в новых формах. И вот в теленовостях, когда диктор рассказывает о планах Черногории вступить в НАТО, на заставке в глубине экрана шевелится какое-то фантастическое чудовище с красными глазами, и все это сопровождается инфернальной надписью: «Тьма близко».
Противостояние с Западом все ближе подталкивает Россию к Китаю, в последнее время стала популярной ностальгия по великой дружбе советской эпохи. В частности, власти двух стран активно продвигают «красный туризм»: китайцы осматривают мемориалы на родине Ленина в Ульяновске, а россиян возят по памятным местам, связанным с Мао Цзэдуном.
В первые дни нового года стали говорить о появлении самого привлекательного объекта на этом маршруте: в провинции Хэнань у деревни Тунсюй по инициативе местных жителей возвели 36-метровую статую Мао. Памятник сделали из бетона и покрыли золотой краской.
Монумент открыли для посетителей, но всего через три дня его было приказано демонтировать — пожалуй, единственный такой случай в истории. Газеты опубликовали официальную версию: на возведение памятника не было получено разрешение властей. Неофициально говорят о другом — что памятник получился непохожим и вызвал массу насмешек в соцсетях. «Должно быть, это кто-то из деревенских», — писали блогеры по поводу позолоченного гиганта.
Впрочем, кроме этого снесенного монумента в провинции Хэнань есть другие памятники Мао и популярные туристические маршруты, а в России китайцы могут посмотреть новые памятники Сталину, которые появились в нескольких городах. И экскурсоводы опять смогут рассказывать истории о дружбе двух вождей: как во время визита в Москву Мао жил на кунцевской даче и Сталин лично постелил ему постель. А утром Сталин отобрал поднос у официантки и сам отнес кофе китайскому вождю.
Мао, впрочем, получал в виде подарков не только кофе в постель. Советские лидеры предоставили Пекину огромную военную помощь и даже обещали китайцам базы для их подлодок в Баренцевом море.
Теперь Пекину тоже многое обещают, а на минувшей неделе появились и сообщения, что в Забайкалье для китайских предпринимателей уже установлены льготные ставки за пользование лесами. В итоге отечественные предприниматели будут платить в три раза больше, чем китайцы.
В рамках новой холодной войны с Западом возникают и более необычные идеи, чем дружба с Китаем. На неделе блогеров потряс Александр Дугин: лидер евразийского движения призвал решительно поддержать шиитов и Иран в нынешнем конфликте с Саудовской Аравией и суннитскими государствами Персидского залива. И Дугин уже придумал красивую формулу — российско-шиитский альянс: «Это не просто геополитика, это глубинное родство религиозного типа».
Формулировка выглядит особенно странно на фоне того, что в России подавляющее большинство мусульман — сунниты. Похоже, Дугин об этом забыл, но ему уже напомнили. Некоторые пишут в соцсетях, что имамам в России теперь будут задавать разные вопросы: «Скриншот заявления Дугина уже гуляет по форумам Чечни, Дагестана, Ингушетии и других республик, и молодежь уже спрашивает — что это?»
Впрочем, новое увлечение Дугина — российско-шиитский союз — это, может быть, ненадолго. У него много раз менялись приоритеты. И если завтра в сфере внимания российской политики окажется какое-нибудь африканское государство, мы вполне можем узнать от Дугина о нашем глубинном историческом родстве с культом Олодумаре.
