Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Архив колумнистов  /  Все

Наши колумнисты

Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин: Слабые люди

 Иллюстрация: Corbis/East News
Иллюстрация: Corbis/East News
+T -
Поделиться:

Меня радует то, что первые дни нового года принесли нам сразу много историй о человеческой слабости. Не знаю, как у вас, но у меня перед праздниками фейсбучная лента забита была старыми и новыми инсинуациями известных и неизвестных авторов про то, какая же мразь все эти герои любимых наших новогодних фильмов.

Про Женю Лукашина из «Иронии судьбы» говорилось, что он, дескать, безвольный маменькин сынок, не способный выстроить ответственных отношений с женщиной, живущий до сорока лет с мамой, плохо зарабатывающий, не принимающий самостоятельных решений и напивающийся водки до потери сознания, стоит только друзьям предложить рюмку.

Про эту его Надю в исполнении Барбары Брыльской тоже обсуждалось, что она форменная тряпка, а не взрослая женщина, что работает несчастной училкой, годами мучается в качестве любовницы женатого мужчины, а потом вдруг влюбляется в первого попавшегося пьяницу в семейных трусах и влюбляется столь безоглядно, что даже везет ему из Ленинграда в Москву банный веник.

Про баталовского героя из фильма «Москва слезам не верит» тоже обсуждалось, что он форменный мэйл-шовинист-пиг и вообще тяжелый невротик, повернутый на своей маскулинности. А про героиню Алентовой из этого же фильма обсуждалась, что она прирожденная рабыня, которая только и ждет случая подвергнуться харрасменту.

Разумеется, все эти обсуждения про безответственность, инфантильность и рабскую психологию вели в социальных сетях люди довольно безответственные, инфантильные и невротизированные. Просто потому, что других людей не бывает на свете, а если они и есть, то никогда не ведут дискуссий в социальных сетях.

Разумеется, инфантильными невротиками являются не только персонажи советских фильмов, но и персонажи вообще любых фильмов, пьес, рассказов, романов и повестей. Просто потому, что про взрослого, ответственного и рационального человека невозможно рассказать никакую историю. Никому не удавалось — от Гомера до Франзена. Даже герои боевиков — инфантильные невротики все как на подбор. Индиана Джонс до седин продолжает играть в бойскаутов и доказывает кому-то, оставшемуся в далеком детстве, что способен разжечь костер с одной спички. Героический полицейский в исполнении Брюса Уиллиса непременно алкоголик, разрушивший свою семью. Про Джеймса Бонда только спустя полвека бондианы выясняется, что вся его отчаянная предприимчивость основывается на травме, которую герой пережил, потеряв в юности первую любовь.

Что уж говорить о драмах? Любого персонажа — классического, голливудского, артхаусного — любая клиника неврозов примет с распростертыми объятиями. Социалистическое реалисты в Советском Союзе пытались было писать книги и снимать фильмы про здоровых и цельных людей, но ничего из этого не вышло. Потому что, во-первых, про здоровых и цельных людей нельзя рассказать никакую историю, а во-вторых, таких людей и нету на свете.

Стоит только пропагандистским машинам всего мира в связи с праздниками перестать продуцировать смыслы, как начинают происходить в разных концах земли истории про человеческую слабость.

Вот и выясняется, что в Кельне на площади перед собором не нашлось в толпе гуляющих сотни молодых и решительных мужчин, чтобы надавать в зубы хулиганам еще до приезда полиции. Вот и выясняется, что прекрасно обученные немецкие полицейские умеют только отказывать женщинам в возбуждении уголовных дел об изнасиловании, а применять оружие и наводить порядок не умеют.

Вот и выясняется, что путешествие зимой по оренбуржской степи до сих пор происходит как в песне про замерзающего ямщика. И буран под Оренбургом до сих пор ничем не отличается от бурана, описанного Пушкиным в «Капитанской дочке». «Ну, барин, беда, буран». И, стало быть, все мы — Петруши Гриневы, недоросли. В лучшем случае можно претендовать на роль раба Савельича или татя Емельки.

По всей Земле экосистемы, энергосистемы, валютные регуляторы и даже ядерные кнопки находятся в руках недорослей, рабов или татей.

Или безответственных невротиков, если повезет.

Теги: как жить