Юлия Дудкина /

Бумага не терпит. Кто и зачем сжигает книги

13 января в Воркуте сожгли 53 экземпляра книг, изданных при поддержке Фонда Сороса, которые хранились в горно-экономическом колледже. Еще 14 экземпляров из политехнического колледжа уничтожат в ближайшее время по указанию полпреда президента России в Северо-Западном федеральном округе Владимира Булавина. Когда говорят о сожжении книг, обычно возникают ассоциации с нацистской Германией и романом «451 градус по Фаренгейту», но на самом деле подобных случаев в истории куда больше. «Сноб» вспоминает, кто, когда и зачем сжигал книги

Фото: Eloy Alonso/REUTERS
Фото: Eloy Alonso/REUTERS
+T -
Поделиться:

Сжечь и закопать

Император Цинь Шихуан, правивший в древнем Китае с 259 по 210 год до нашей эры, прославился как жестокий тиран, первый правитель объединенного Китая. Завоевав соседние государства, он объявил себя «Первым императором вечной династии Цинь» и, чтобы удержать власть над объединенной территорией, провел серию реформ — ужесточил налоги, ввел трудовую повинность — за малейшее нарушение люди отправлялись в ссылку на строительство Великой китайской стены.

Цинь Шихуан был последователем философской школы легизма — ее основной идеей было равенство всех людей перед законом. Эта школа противопоставлялась конфуцианству, поэтому император преследовал конфуцианских деятелей — ему в вину ставят убийство 460 из них. Цинь Шихуан официально запретил «бесполезные» книги — то есть, в первую очередь, связанные с конфуцианством. Впрочем, под запрет попали и исторические хроники, и философские трактаты, не связанные с легизмом. В 213 году до нашей эры император устроил «сожжение книг и погребение книжников» — все «бесполезные» труды сожгли, а их авторов живьем закопали в землю.

Сжигание талмуда

В середине XIII века во времена гонений католической церкви на евреев, папа Иннокентий IV потребовал от епископов, чтобы они сжигали талмуд и не давали людям читать его в публичных местах. В еще одной своей булле он заявил, что евреи должны носить особые знаки на одежде, а христианам нужно избегать общения с ними.

Все началось с того, что французский еврей-отступник Николай Додин написал папе римскому донос, где описал талмуд как антихристианскую и вредную книгу. В 1240 году состоялся Парижский диспут — самый большой в мире судебный процесс против талмуда. В ходе диспута христианское духовенство доказывало королю Людовику IX, что учение иудеев — ложное и направлено против христиан. В итоге король приказал гражданам под страхом смерти сдать все экземпляры Талмуда, которые у них были. В 1242 году все собранные свитки погрузили на 24 повозки и свезли на одну из площадей Парижа — там из них устроили большой костер. После этого во Франции на много лет укрепилась традиция публичного сожжения еврейской литературы, которую потом подхватили и в Испании. Полностью это прекратилось только к XVI веку, когда в Венеции христианские издатели напечатали Вавилонский и Иудейский талмуды специально для нужд еврейской общины.

«Акция против негерманского духа»

Вскоре после того, как в 1933 году Германии к власти пришли национал-социалисты, в стране начались преследования евреев, марксистов и пацифистов. В 70-ти городах Немецкий студенческий союз в сотрудничестве с Гитлерюгендом сжигал книги Зигмунда Фрейда, Карла Маркса, Эрнеста Хэмингуэя и других авторов. 10 мая 1933 года на Оперной площади в Берлине разожгли огромный костер — в него попали книги 149 авторов. Пока книги горели, рейхсминистр Геббельс обратился к немецкой молодежи: «Мои друзья-студенты, немецкие мужчины и женщины, эра раздутого еврейского интеллектуализма подходит к концу. Триумф германской революции расчистил дорогу для германского пути, и в будущем немец будет не просто книжным человеком, но еще человеком с сильным характером, и именно так мы хотим вас воспитать. Уже в молодом возрасте вы должны иметь смелость прямо взглянуть в беспощадные глаза жизни. Отречься от страха перед смертью, чтобы вновь обрести уважение к смерти. В этом миссия молодежи, а потому вы поступаете правильно, в этот поздний час вверяя пламени интеллектуальный мусор прошлого. Это здоровое, великое, символичное начинание, которое докажет всему миру, что интеллектуальная основа Ноябрьской республики ныне опрокинута, но из этих руин поднимется великий и всепобеждающий новый дух».

В 2006 году Центр европейско-еврейских исследований имени Мендельсона в Потсдаме начал создавать «Библиотеку сожженных книг» — авторы проекта решили переиздать 316 книг, уничтоженных в 1933 году. «"Библиотека сожженных книг" должна стать своего рода живым мемориалом, — объяснил руководитель Центра им. Моисея Мендельсона Юлиус Шёпс. — Мы хотим отобрать столько книг, чтобы они помещались на нескольких книжных полках. И полки с этими книгами должны стоять в школах и гимназиях Германии. Книги — это более действенный мемориал, чем обелиски из камня или железа».

Костры румынизации

В 1941 году, во время Второй мировой, румынские войска, сражавшиеся на стороне Германии, оккупировали Бессарабию. 3 июля 1941 года румынский вице-премьер Михай Антонеску потребовал «общего национального очищения отвоеванной территории» — из страны начали выгонять русских, украинцев и болгар, а еврейское население подвергли геноциду.

До этого, с 1812 года, Бессарабия была в составе России, и основным языком в ней был русский — на нем велось все делопроизводство и выходило большинство печатных изданий. 5 ноября командование оккупационных войск запретило разговаривать в общественных местах «на языке врага», то есть на любом, кроме румынского. 15 ноября губернатор оккупированной Бессарабии Войкулеску издал специальное распоряжение, которое запрещало служащим и торговцам говорить на русском языке. Того, кто нарушит этот запрет, могли посадить в тюрьму на два года.

Тогда же полиция стала изымать у населения и из общественных библиотек русскоязычную литературу. В Кишиневе сожгли около миллиона двухсот тысяч томов — весь книжный фонд Института истории, экономики, языка и литературы Молдавии. В Тирасполе сожгли 250 тысяч томов, которые хранились в городской библиотеке, а в Бельцах — 15 вагонов книг, изъятых у населения. Также жители Бессарабии должны были сдавать в полицию граммофонные пластинки с русскими песнями. В циркуляре были отдельно упомянуты песни из фильмов «Веселые ребята», «Цирк» и «Дети капитана Гранта».

Война против комиксов

В 1948 году в американском городе Бингхэмтоне ученики католической школы святого Патрика ходили по домам горожан и спрашивали, не завалялось ли у них ненужных комиксов. В итоге школьники собрали две тысячи книг и журналов и разожгли из них большой костер во дворе школы. Тогда в американской прессе часто критиковали комиксы — по мнению книжных обозревателей, они пропагандировали среди молодежи безнравственность. В «Американском психотерапевтическом журнале» появилась статья, где утверждалось, что «комиксы вызывают ненормальную сексуальную агрессию». Это началось с интервью немецкого врача Фредрика Вертхама, который работал в благотворительной больнице для несовершеннолетних преступников в Гарлеме — выступая по радио, он сказал, что большинство малолетних правонарушителей увлекаются комиксами. Уровень преступности среди несовершеннолетних в США тогда рос с каждым годом, и жители Штатов вслед за Вертхамом стали обвинять в этом комиксы, а местные власти начали ограничивать их продажу. По всей стране подростки под наблюдением родителей и учителей выносили свои коллекции комиксов во дворы и сжигали их.