Старший бортпроводник Ирина Абжалилова: Нас готовили как в космос

Стюардесса авиакомпании S7 Airlines — о том, как готовят бортпроводников, о правилах авиационной безопасности, о неожиданных просьбах пассажиров, животных на борту и забытых вещах

+T -
Поделиться:
Фото: Юлия Майорова
Фото: Юлия Майорова

Всегда на высоте: о профессии бортпроводника

Я пришла в профессию случайно, хотя, как я знаю, некоторые из моих коллег мечтали об этом с детства. До 23 лет даже и не думала, что свяжу свою жизнь с небом! По образованию я экономист, но, отучившись и получив диплом, поняла, что это не мое. Как-то раз сестра увидела объявление о наборе в авиационный учебный центр и предложила мне попробовать. На что я ей ответила: «Ой, разве туда попадешь, это же вообще неземные дамы». На собеседовании стало понятно, что к будущим бортпроводникам предъявляют очень серьезные требования. После интервью я целые сутки не спала, не ела, ждала, когда мне перезвонят и скажут «да». И вот пять лет, как я летаю. «Бортпроводница» и «стюардесса», конечно, взаимозаменяемые слова, но специальность все-таки точнее называть «бортпроводник».

Подготовка бортпроводников в S7 Airlines длится три месяца, пять дней в неделю — с восьми утра до пяти вечера. Перед началом обучения все проходят обязательную медицинскую комиссию. Например, у бортпроводника не должно быть никаких хронических заболеваний, мы должны быть в хорошей спортивной форме, уметь плавать. Я не ожидала, что это будет так серьезно — нас готовили как в космос и проверяли, годны ли мы для такой сложной работы физически и психологически. В процессе обучения мы досконально изучали авиационную безопасность, воздушное право, аварийно-спасательные работы, технологию и организацию обслуживания, конструкцию воздушного судна, английский язык и многое другое. Все, чему мы научились, мы отрабатывали на специальных тренажерах, где создавались абсолютно реалистичные условия. Успокоить людей, роды принять, первую помощь оказать, знать как вести себя в нештатных ситуациях — мы все это умеем.

Я уже два года летаю старшим бортпроводником. В аэропорту за полтора часа до вылета я провожу брифинг с бортпроводниками: проверяю их внешний вид, наличие документов, обсуждаем тип воздушного судна, особенности его конструкции, также  я объясняю особенности направления, распределяю обязанности. После совместного инструктажа мы все проходим обязательную медкомиссию. Затем я встречаюсь с летным экипажем, который проводит брифинг уже непосредственно со мной. И только после этого мы все вместе проходим на воздушное судно. Во время полета, по правилам безопасности,  также в мои обязанности входит общение с пилотами — я регулярно докладываю им о ситуации в салоне самолета.

Фото: Юлия Майорова
Фото: Юлия Майорова

Добродушная атмосфера на борту самолета — залог успешного полета

Главное для любого бортпроводника — это обеспечение безопасности пассажиров на борту самолета. Именно поэтому перед началом полета мы обязательно проводим инструктаж и демонстрируем способы применения аварийно-спасательного оборудования. Кроме того, нам очень важно, чтобы всем было удобно на борту. Бывает, конечно, что, человек заходит в самолет уже уставшим и раздраженным, и задача бортпроводника в таком случае — постараться обеспечить необходимый ему комфорт. Ведь добродушная атмосфера на борту самолета — залог успешного полета. Встречая наших пассажиров, мы всегда помогаем им найти их место в салоне самолета или разместить ручную кладь, если вдруг на полке ее уже некуда поставить. По правилам, она должна располагаться под сиденьем впереди стоящего кресла или наверху в специальном отсеке, а личные вещи сидящих возле аварийных выходов — строго на багажной полке. Я помню только один случай, когда пассажир отказался выполнять правила авиационной безопасности: мы летели в Болгарию, женщина сидела с ручной кладью как раз в ряду кресел около аварийного выхода и всячески отказывалась убирать вещи. Мы пытались объяснить ей, почему эти проходы должны быть всегда свободны, но она не хотела нас слушать. Тогда я предложила ей пересесть на другое место, так и пассажир остался доволен — она смогла сидеть со своей сумкой, и требования к безопасности полетов были соблюдены.

Вообще, мы еще до взлета стараемся понять, как себя чувствуют и ведут пассажиры. Наше главное правило — потенциальные сложности проще предотвратить на земле, а не решать во время полета. О любых нештатных ситуациях, связанных с поведением пассажиров, мы докладываем командиру воздушного судна, а при необходимости приглашаем службу безопасности на борт. Но на практике такие инциденты случаются очень редко.

Кошки и собаки часто летают на наших самолетах — небольших питомцев можно брать прямо в салон, если заранее согласовать это с авиакомпанией. Есть определенные правила перевозок — животное должно весить не больше восьми килограммов и размещаться в специальном контейнере, который можно поставить под сиденье стоящего впереди кресла. В течение полета своего любимца нельзя доставать, кормить, поить. Еще при посадке пассажиров я всегда напоминаю, что есть определенные правила провоза, которые нарушать нельзя, ведь у кого-то может быть аллергия, кто-то боится животных, кому-то неприятно. Случались и забавные истории: рейс Москва — Аликанте, две девушки путешествуют с собачкой. При посадке мы им объяснили, что животное нельзя доставать в течение всего полета, но они проигнорировали правило, и еще до взлета выпустили ее «погулять». Помню, как сложно было ее поймать между рядами и креслами – ловили всем салоном! Но пока собачка не была передана в руки своих хозяек и не попала в свою сумку-переноску, мы не могли взлететь.

Фото: Юлия Майорова
Фото: Юлия Майорова

О чем можно попросить стюардессу

Если мы можем сделать полет более приятным для наших пассажиров, то обязательно это сделаем. Иногда люди просто не знают о каких-то услугах, которые можно получить на борту. Некоторые, например, спрашивают: «А можно воспользоваться туалетом сейчас, на земле?» — «Конечно, можно, нельзя только во время взлета и посадки». У нас всегда можно попросить еще стакан воды или сока. Что касается еды — на борт загружают ровно такое количество порций, сколько пассажиров летит на этом рейсе, но часто бывает, что человек решает не есть, так что для тех, кто хочет добавки, она почти всегда находится.

Мы всегда стараемся сделать так, чтобы пассажир был доволен, и обязательно идем на уступки, если это не мешает другим и не противоречит правилам безопасности полетов. Собственно, единственное, чего мы никак не можем сделать — это пересадить пассажира из эконома в бизнес-класс или на места повышенной комфортности, поскольку эти вещи решаются при регистрации и покупке билетов. К нам на борт пассажиры поднимаются уже с посадочными талонами и занимают свои места. Это во многом обусловлено правилами безопасности: мы должны точно знать, кто где сидит. Также это необходимо и для того, чтобы пассажир с заказанным заранее специальным питанием получил его вовремя, чтобы путешествующие самостоятельно дети не оставались без присмотра, чтобы люди с ограниченными возможностями вовремя получили необходимую им помощь.

Фото: Юлия Майорова
Фото: Юлия Майорова

О неожиданных просьбах и забытых вещах

Просьбы у пассажиров бывают самые разные. Могут подойти с крупногабаритной картиной и сказать: «Девочки, подержите на время взлета, а мы потом заберем». Мы стараемся помочь: убираем на багажную полку или размещаем между кресел, если неполная загрузка самолета. Если летят мамы с грудными детьми и им нужно подогреть питание, мы всегда поможем. У нас есть специальные емкости для горячей воды, куда мы опускаем бутылочку, и каша или молоко быстро нагреваются. Если ребенок любопытный, пришел к нам с расспросами и у нас есть время, мы расскажем и покажем, что как устроено, а перед посадкой проводим к маме.

Оставляют в самолетах все: телефоны, планшеты, книги, шарфы, шапки, очки, лекарства, игрушки — кладут в карман впереди стоящего кресла и забывают. Кто-то торопится по делам, кто-то устал сидеть, кому-то не терпится встретиться с близкими и друзьями. Все найденные вещи мы передаем в камеру невостребованного багажа, так что человек может прийти туда, сообщить номер рейса и забрать. Самое удивительное, что было на моей памяти, это когда пассажир забыл чемодан, причем достаточно большой. Но главное, чтобы не оставляли совсем уж важные вещи — документы и лекарства.

Фото: Юлия Майорова
Фото: Юлия Майорова

О любимом сыне и рабочем графике

График у нас удобный. Есть дневные рейсы, есть ночные. Максимум мы можем налетать до 90 часов в месяц. Состав экипажей зависит от индивидуального расписания каждого: с кем-то чаще летаю, а с кем-то была на рейсе один раз и только через два года встретилась —  служба бортпроводников в S7 Airlines очень большая. Но сюрпризов уже не бывает, так как последние два года мы пользуемся программой AIMS — открываем ее, смотрим состав кабинного экипажа, время вылета туда и обратно. Все это я делаю еще дома, готовясь к полету. Каждый рейс имеет свою специфику. Скажем, если он короткий — например, из Москвы в Санкт-Петербург, — обслуживание проходит в ускоренном темпе. Кстати, такие  рейсы у меня одни из самых любимых, и никогда не было такого, чтобы мы чего-то не успели.

Мой сын очень гордится мной. Всегда говорит в садике: «Моя мама стюардесса, она летает на зеленом самолете». Он любит летать, а еще больше любит есть во время полета. Стоит ему только попасть на борт и пристегнуться ремнями безопасности, сразу же спрашивает: «Когда мы будем кушать?»

Сын любит самолеты, но в будущем, скорее всего, станет спортсменом. Хотя я, конечно, понимаю, что пока он слишком мал для принятия таких решений: сейчас он хочет быть пилотом, через минуту — инженером, а еще через две — хоккеистом. Ему всего 4 года — в этом возрасте он очень быстро растет, постоянно меняется и с интересом познает мир. Именно поэтому все свое свободное время я стараюсь проводить вместе с ним и посвящаю каждую минуту его воспитанию.

Я очень люблю свою профессию, свою работу, безумно рада, что не сижу на месте и постоянно нахожусь в движении, всегда окружена людьми и общением. Огромный плюс для меня — удобный график, который позволяет по максимуму уделить времени своему ребенку. И еще мне безумно нравится наш коллектив. Я всегда с гордостью говорю: «Я работаю бортпроводником».