Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Андрей Архангельский   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Ренат Давлетгильдеев   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Наталья Плеханова   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Лев Рубинштейн   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Саша Чернякова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Карен Газарян

Карен Газарян /

Плавный въезд

Фото: Cheryl Ravelo-Gagalac/REUTERS
Фото: Cheryl Ravelo-Gagalac/REUTERS
+T -
Поделиться:

Ссылка на вчерашний сюжет телеканала 360 о том, что Департамент транспорта Москвы начал разработку проекта платного въезда в центр, сегодня уже не работает. Зато работает множество ссылок на другие ресурсы, где Дептранс «опровергает появившуюся вчера в СМИ информацию», фактически повторяя позицию Собянина, 1 июня сообщившего «Комсомольской правде», что вводить платный въезд в центр столицы и платную парковку во дворах мэрия «не планирует». Этот информационный «наезд-откат» на тему платного въезда возникает за последние годы в третий или четвертый раз и только на первый взгляд кажется проявлением коммуникативной шизофрении. Сообщения «со ссылкой на источник» и опровержения этих сообщений стали сформировавшимся стилем общения власти с электоратом. Действуя таким образом, мэрия вовсе не стремится сообщить публике нечто конкретное о платном въезде. Она просто воспитывает привыкание к теме. За то время, что мэрия «не планирует» вводить платный въезд, она заставит участников доморощенной кухонно-фейсбучной дискуссии выпустить весь пар и предъявить все аргументы, а москвичей — согласиться с тем, что «платный въезд, скорее всего, введут, либо сейчас, либо после выборов». Так что цель по большому счету достигнута. Платный въезд уже введен в головах, а не на улицах, что гораздо важнее. Формализация этого ввода с конкретными сроками и цифрами произведет куда меньшее впечатление, а с другой стороны, будет выглядеть куда естественнее.

Опровержения худших ожиданий от власти сами по себе работают как обещания их оправдать. Всякий раз, когда Департамент транспорта обещает чего-то не делать, сообщества автомобилистов в соцсетях взрываются: «Раз говорят, что не будет, то будет обязательно!» Логика человека, многократно обманутого, работает в строгом соответствии с принципом, сформулированным в одной из немногих по-настоящему остроумных реприз Михаила Задорнова — про женщину, вложившую свои деньги в акции МММ и горько торжествовавшую: «Я так и знала, что они все украдут!!!» Организуя свои «сообщения со ссылкой на источник» и немедленные их опровержения, мэрия не старается разубедить эту условную Марьиванну, одинокую женщину, которая никому не верит, — напротив.

Поймать мэрию на лжи невозможно. Однажды это пытался сделать Сергей Доренко, в беседе с Максимом Ликсутовым указав на то, что тот обещал не вводить платную парковку вне центра Москвы. На что Ликсутов честно ответил, что никогда не обещал ничего подобного, а говорил, что «планы расширения зоны платной парковки не рассматриваются», и добавил, что он всегда очень аккуратно выражается. И в самом деле: слова «не планируем вводить платный въезд» не стоят воздуха, сотрясенного их произнесением. Потому что платную парковку за пределами ТТК тоже никто не планировал вводить. И прогрессивный тариф не планировал. Оно как-то само вышло. По просьбам москвичей.

Безусловно, мэрия с возрастающим удовольствием взирает на то, как несогласные с ее градостроительной и транспортной политикой пользователи фейсбука, модераторы протестных групп, активисты и журналисты всякий раз ведутся на очередную пятикопеечную информационную провокацию, всплескивая руками, негодуя и призывая не допустить. Ведь это создает иллюзию дискуссии, тогда как никакой дискуссии на самом деле нет и никогда не было.

Нет не только общественного, но и экспертного обсуждения того, какой опыт организации дорожного движения в мегаполисе взять за образец — сингапурский, нью-йоркский, парижский или лондонский. Зато есть эксперт по имени Михаил Блинкин, практически состоящий на службе у Департамента транспорта города Москвы. Нет профессиональной и при этом широковещательной дискуссии по поводу состояния дорожной сети в Москве — насколько она отвечает степени автомобилизации города и как ее нужно развивать. Зато есть взятый неизвестно откуда тезис о том, что надо либо заасфальтировать весь оставшийся город, либо убрать полмиллиона автомобилей с улиц. Нет комплексного решения проблемы пробок — путем строительства стационарных паркингов, модульных паркингов и подземных тоннелей для облегчения задачи попадания из одного конца города в другой. А ведь все перечисленное — в сочетании с платными парковками — мировой опыт, который вполне успешен, но который в Москве никто не желает даже рассматривать. Зато есть протухшая, трехлетней давности цифра 12%, индикатор улучшения скорости проезда по центру, и трехлетней же давности фраза «город поехал», давно не соответствующая действительности. Нет общественных слушаний по вопросам расширения зон платной парковки — есть, по убеждению многих муниципальных депутатов, их профанация. Нет, наконец, развитой системы общественного транспорта: метро работает на пределе, троллейбусные маршруты ликвидируются, автобусных не хватает. Нет никакого понимания, что делать с пригородами, жители которых ездят на работу в Москву, до отказа забивая вылетные магистрали по утрам и вечерам. Зато есть сужение на две полосы Тверской улицы, в одну из таких магистралей превращающейся.

А главное, нет никакой коммуникации с москвичами, есть только отработанная схема имитации этой коммуникации. Имитации довольно успешной, потому что общество в целом невзыскательно: его мнения никто особенно и не спрашивал, и теперь, когда что-то говорится о платном въезде, кто-то из никому не ведомых муниципальных депутатов может быть против, но, главное, «москвичи сами ведь ничего не предлагают» — вся эта смазанная импрессионистская картинка работает только на власть. Только ее голос звучит внятно, и она говорит этим голосом про мировой опыт, громко, но без всякой сущностной конкретики: достаточно и того, что в Берлине, Лондоне, Париже, Нью-Йорке и бананово-лимонном Сингапуре все уже сделано именно так, как собираются сделать в Москве, — и среднестатистический москвич вполне доволен сказанным. Активный гражданин собственной персоной.

На остальных можно просто плевать. Благоустраивая центр, сужая проезжую часть и ликвидируя парковочные места, никто не думает об автовладельцах — жителях этого центра. В центре есть множество домов без дворов, но их жители бесправны и бессильны против абстрактных «москвичей», которым нравятся широкие тротуары. И даже если вопль меньшинства прорвется куда-то наружу, то ничего, кроме презрения большинства, он не вызовет.

Поэтому несогласные пишут бессмысленные петиции, создают малочисленные группы в социальных сетях, отрываются в комментариях, занимаются бесполезным сбором подписей. Жалуются на отсутствие механизмов обратной связи между руководством города и горожанами. Но, взыскуя коммуникативных механизмов, нельзя не понимать, что они вторичны и невозможны в отсутствие механизмов политических. Если результат выборов неизменен, результатом коммуникации будет немота.

Так что платный въезд в город будет — со всей неизбежностью. Держитесь здесь. Ибо про деньги и так все понятно.