Ксения Чудинова /

Право на тело. #янебоюсьсказать

Почему сотни женщин решились рассказать, как их изнасиловали

Иллюстрация: Anna-Lina Balke
Иллюстрация: Anna-Lina Balke
+T -
Поделиться:

Во вторник, 5 июля, в фейсбуке появился пост украинской журналистки Анастасии Мельниченко с хештогом #янебоюсьсказати. Мельниченко рассказала, как стала жертвой сексуального и домашнего насилия, и призвала женщин делиться своими историями. В ответ сотни пользователей фейсбука стали рассказывать о своем опыте. Русскоязычные пользователи ставят хэштег #янебоюсьсказать.

Домогательства. Чувство вины. Отсутствие поддержки со стороны родителей, друзей, коллег и родственников. Равнодушие. Обвинения жертвы: «Сама шлюха». Сама виновата, провоцировала, ходила ночью в короткой юбке, сука не захочет — кобель не вскочит. Так говорят не только про взрослых женщин, но и про собственных детей.

Эти истории разные. Какие-то шокируют — невозможно представить, чтобы били и насиловали беременную, домогались и насиловали пятилетнюю. Читая другие, думаешь: вот повезло, отделалась легким испугом. И только потом, когда их становится много, ты понимаешь, что не повезло никому. Никто не отделался. Что для каждой жертвы это стало частью ее жизни, которую невозможно стереть, забыть, прикрыть красивыми словами. Что тело каждой девочки, девушки, женщины помнит случившееся с ней, и только публичный разговор, работа с психотерапевтом помогает пережить травму предательства.

В сети много пишут о нездоровой реакции мужчин на такие посты. Но я не увидела ни одного подобного комментария. Зато есть истории признаний и стыда за содеянное.

Мужчины

Комментировать Всего 16 комментариев

Флешмоб #янебоюсьсказать возник спонтанно, и только этим я могу объяснить, что слово дают только женщинам, хотя пол жертвы едва ли имеет значение. Однако факт, что очень многим есть что рассказать, вирусный эффект флешмоба рассказывает и о том, что, в общем, все мы друг другу и насильники, и жертвы. В той или иной мере. 

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

На самом деле, как мне кажется, дело даже не в мужчинах.

Нет, я вовсе не хочу никого "обелить", или что-то на кого-то "переложить".

Проблема в том, что вот давно пытается сказать Айрат Бикташев, и не находит правильных слов, и сбивается в сторону.

Проблема в том, что мы - злые, неумные и не склонные к сопереживанию.

Даже самые лучшие из нас часто совершают не лучшие поступки.

Не знаю, может, лет через триста, или через пятьсот, или через сто тысяч лет, человек научится чувствовать чужую боль, как свою, уважать другого, его желания, его ценности - как свои, и не делать другим того, чего не хочешь, чтоб делали с тобой...

В этом нет ничего нового, но - сегодня это невозможно, и будет невозможно завтра, - и мы вряд ли до этого вообще доживём.

Но если это когда-то случится - отпадёт нужда в тюрьмах, не нужны будут суды, полиция, армии, оружие... Не нужны будут даже президенты и министры, настанет этакий "счастливый коммунизм"...

Понятно, что если это чудо когда-то произойдёт, - то в очень, очень, очень - очень - очень далёком будущем...

А до того люди продолжат насиловать друг друга, манипулировать друг другом, убивать друг друга, предавать друг друга, ненавидеть друг друга, плевать друг на друга.

Проблема в том, что мы - злые, неумные и не склонные к сопереживанию

Проблема в том, что мы безнравственные!!!

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова

Вот, о чём я и говорю. :)

Айрат, мне в этом Вашем видится ошибка.

Может, потому, что "нравственность" мне представляется продуктом человеческого общества, чем-то существующим в реальности, соответствующим общепринятым нормам...

Так вот в данном случае "нравственность" не применима: так как общество сейчас реально функционирует в рамках норм, которые "нравственными" назвать не поворачивается язык...

А это значит, что "безнравственное" общество физически неспособно сделать себя "нравственным" - оно не очень понимает, что это такое, не знает, как это сделать, да и, в общем-то, не хочет этого.

Я только резюмировал сказанное Вами. Если Вы вспомните недавний разговор про гомофобию, то можете сопоставить. Я пришел к такому выводу, что вся российская гомофобия проистекает из насилия, которым гомосвязь У НАС зачастую сопровождается. Это все от безнравственности. Нарушается "золотое правило нравственности".

Я согласен, что общество физически неспособно сделать себя "нравственным". Во-первых, нужен "пророк" (общество нравственности), во-вторых, общество должно дойти до такого состояния, когда к пророку прислушаются, а не побьют камнями как обычно.

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова

Айрат, боюсь, насилием у нас сопровождается ВСЁ.

Именно поэтому люди ищут отдушину в разных "братствах" и сектах, где их насилуют уже духовно.

Не все. Была мать Тереза, Её скорее всего сделают святой)

Сергей, но это же не значит, что не нужно пытаться что-то с этим делать. Даже если получается порою неумно, недобро и неэмпатично. Но у истории нет другого инструмента, кроме конкретных людей и их поступков. А мы (человечество и отдельные его компартменты) несомненно обладаем способностью к самообучению.

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова

А где, Катерина, я писал, что "не нужно пытаться что-то с этим делать"?

Я написал, что проблема гораздо шире, чем насилие мужчин над женщинами - есть масса мужчин, которые никогда никого не насиловали, а есть, напротив, женщины - насильницы...

Да и вообще... Ну, не буду повторять, у меня, по-моему, достаточно понятно написано.

Вот это всё и хорошо бы помнить, "пытаясь что-то с этим делать".

Факт несовершенства человека шире любой частной проблемы и не подлежит никакому сомнению. Об этом безусловно не стоит забывать, но мне за жизнь встречалось не так уж много персонажей, настаивающих на совершенстве людей - ан масс или индивидуально. Вы говорите о трехстах или пятистах годах. Ок. Но согласитесь, чтобы нечто стало возможным для нас в двадцать первом веке, некоторые вопросы пришлось поднять уже в 18 или даже в 16 веках.

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Это так, Катерина.

А чтобы через пятьсот лет жить "при счастливом коммунизме", все эти пятьсот лет придётся что-то делать для этого - не обязательно осознанно представляя себе именно эту цель, но - просто меняя к лучшему что-то в себе и вокруг себя.

В данном же случае, нмв, было бы ошибкой сводить проблему к мужской "невоздержанности" в сексуальном плане - так как насилие, о котором речь, - частный случай насилия, привычного в обществе. И критически изменить ситуацию с одной из разновидностей насилия, не занимаясь проблемой в комплексе, нмв, невозможно.

Это не значит, что не нужно наказывать насильников - напротив, их нужно наказывать, если они насильники.

Только, в полном соответствии с цитатой, которую мы все каждый день видим над страницей СНОБа, - "невозможно победить коррупцию, наказывая коррупционеров".

Мне кажется, нельзя бороться с "насилием вообще", можно только как раз с отдельными разновидностями. Например, отменить на определенном этапе развития общества после общественной же кампании порку солдат ("После бала") или порку детей в школах ("Очерки бурсы") или еще какой-то вполне конкретный шаг. То есть алгоритм такой: 1) некий вариант насилия повсеместно распространен и всем кажется нормальным 2) общество развивается и кому-то в нем уже кажется, что конкретно этот вид насилия как-то диковат 3) эти кто-то инициируют ту или иную общественную кампанию 4) некоторое время по этому поводу идет общественная дискуссия того или иного накала 5) данный конкретный вид насилия становится "неприличным", неприемлемым для большинства или просто уголовно наказуемым. При этом надо понимать, что ста процентов никто нигде и никогда не достигал и не достигнет.

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Катерина, разумеется, нельзя бороться "с насилием вообще".

Но очень странно выбрать что-то одно, и бороться только с этим, и больше ни с чем.

К примеру, очень странно бороться с насилием (как в обсуждаемом флэшмобе на фб), и закрывать глаза на всё остальное, что происходит в России, и на что очень многие здесь вполне успешно закрывают глаза.

Не может не быть насилия в стране, где десятки тысяч граждан выезжали "повоевать" в сопредельную страну, и, вернувшись, не ощутили никакого осуждения, не говоря уж об уголовном преследовании, предполагаемом российским законодательством.

Гм. Сергей, я ошиблась или данный флешмоб изначально боролся с тем, что происходит на Украине и лишь потом "перекинулся" в российский сектор? То есть, конечно, продолжая Вашу мысль, на Украине тоже все очень плохо с насилием и законностью, но почему кому-то из украинок в связи с этим нельзя публично высказаться именно вот по этому конкретному виду насилия я, простите, так и не поняла :((

Катерина, укажите, пожалуйста, цитату, где бы я утверждал, будто кому-то "нельзя публично высказаться именно по этому вот конкретному виду насилия"?

А в Украине - да, тоже всё очень плохо с насилием и законностью.

Но это ни грамма не оправдывает россиян.