Константин Кропоткин, Алексей Самойлович

Сальса вместо штанги

В фитнес-клубах Москвы, Лондона, и Франкфурта на уроках танцевальной аэробики в последнее время аншлаги. Само по себе это неудивительно. Удивляет скорее небывалый приток мужчин, многие из которых ради танцев забрасывают привычные занятия с отягощениями в спортклубах

Иллюстрация: Stephаnie Vitаlia
Иллюстрация: Stephаnie Vitаlia
+T -
Поделиться:

После корпоративного праздника Сергей, мюнхенский IT-специалист, стал вести бурную светскую жизнь. Продемонстрировав свое умение танцевать, он стал часто получать предложения от девушек-коллег сходить то в клуб, то на какую-нибудь вечеринку. «Мужчины редко умеют танцевать, а женщины всегда знают хотя бы пару движений. И теперь я едва успеваю перевести дыхание — все время куда-то зовут», — смеется Сергей, научившийся простейшим па еще в детстве, в барнаульской школе. 29-летний холостяк, он был бы рад воспринимать танец как начало близких отношений, но с прискорбием вынужден признать, что у его коллег женского пола приглашение сходить потанцевать часто означает только танцы и не более того. Впрочем, он тоже научился относиться к вечеринкам как к фитнесу. И теперь не ходит в спортзал: за час вальсирования организм сжигает более 200 килокалорий, в два раза больше калорий сгорает за час танцев в стиле «диско».

Интересно, что, судя по опросам, абсолютное большинство женщин хотели бы, чтобы их мужья и бойфренды умели танцевать. Например, в этом году в Германии в пользу «мужчины танцующего» высказались 87% респонденток. Более того, танец — своеобразный тест, с помощью которого женщины оценивают мужскую привлекательность. Недавно британские психологи сняли на видео танец 40 гетеросексуальных студентов. Эту запись показали 50 студенткам. Причем разглядеть можно было только ноги мужчин, их тела и головы были затемнены. Оказалось, что силу, выносливость и пластику потенциального партнера женщины способны оценить уже по движениям ног. «В оценке качеств мужчины для женщины важны не только статичные сигналы (черты лица, осанка), но и динамические, например способность к танцам», — прокомментировала результаты исследования психолог Гейл Бревер.

Не исключено, что в скором времени слова «меренге», «дискофокс», «буги-вуги» станут в мужском лексиконе не менее популярны, чем «офсайд» или «пенальти». По статистике, в городах Германии и Великобритании желающих выучиться хотя бы простейшим танцевальным движениям в 2009 году выросло на 10%. Среди них мужчин не меньше 40%. В Лондоне сейчас вырос интерес к урокам сальсы — там уже более полусотни клубов, где можно поучиться зажигательному танцу. В последнее время все большую популярность среди любителей латиноамериканских ритмов приобретает серок (ceroc) — смесь сальсы, свинга, танго, джайва и хип-хопа. Танго — это танец для старшего поколения в Лондоне и в Нью-Йорке (впрочем, в Москве у танго гораздо более «молодая» репутация). Сальса — для тех, кто с детства владеет азами хореографии. Серок можно легко освоить с нуля.

По России точных цифр нет, однако в школах танцев и на сальса-вечеринках отмечается настоящее нашествие мужчин. «У нас никогда прежде не было дефицита партнерш, а этой осенью впервые кавалеры оставались без дам», — говорит Валентина Устинова, которая открыла первую в России школу танго Casa del Tango 11 лет назад. Похожая история на главных сальса-вечеринках Москвы, которые проходят по пятницам и субботам в клубах Pancho Villa и Mediterranee. «Раньше русские девушки приходили сюда танцевать со студентами-латиноамериканцами из института Патриса Лумумбы. Коренные москвичи сюда почти не заглядывали. А если заходили, то имели бледный вид в сравнении с уроженцами Аргентины или Перу, у которых сальса в крови, рассказывает Алина Власова, студентка МГИМО и любительница сальсы с пятилетним стажем: «Теперь вся латинская диаспора стоит у стенки, а русские девушки танцуют с соотечественниками, которые научились двигаться не хуже».

«Среди моих учеников есть состоятельные люди, им по долгу службы приходится решать сложные вопросы и работать по 10-12 часов в день. Они живут в состоянии постоянного стресса, — говорит Вадим Савко, директор московской студии Dance College Club. — Мне часто приходится видеть, как в зале появляется такой человек с практически серым, неподвижным лицом и как по ходу занятия он постепенно оттаивает».

Психофизиологи говорят, что способность улыбаться во время физических упражнений свидетельствует о прекрасном владении своим телом — организм сигнализирует, что у него все в порядке. Но можно и «схитрить» — улыбаться, пусть через силу, настойчиво напоминая телу, что нагрузки пойдут ему только на пользу. Упражнения, выполненные с улыбкой, до 15% эффективнее тех, которые сопровождались серьезной миной. «С точки зрения здоровья тела, танец гораздо более естественен, чем пресловутая качалка. При полноценной тренировке потов сойдет не меньше, зато эффект гораздо сильнее», — поясняет Вадим Савко.

Заменить тренажерный зал танцами — к этому решению нелегко прийти мужчинам, которые привыкли ориентироваться на устойчивый набор стереотипов: «бицепсы—железо—протеиновый коктейль». Наверное, поэтому российские мужчины обсуждают свое увлечение танцами на интернет-форумах, где можно скрыться за псевдонимом. Представителей сильного пола хватает на ru_dance, сайте популярного сообщества «Живого журнала». «Я танцую хастл в качестве хобби, года четыре уже прошло, как подсел на это, большинство знакомых не понимают такого увлечения, — пишет Кrokod11. — Жена и дочери говорят, что я чокнулся, мол, раньше надо было танцевать. Мне 52 года». «В 37 лет я сознательно сменил привычный фитнес на спортивные бальные танцы в сочетании с комплексом упражнений для развития "танцевальных" мышц, — пишет анонимный гость ru_dance. — Строго говоря, фитнес не дает такой разносторонней нагрузки. Очень жалею, что поздно занялся». 

Истории москвичей, оказавшихся на танцевальном паркете, порой напоминают американский фильм Shall we dance?, герой которого, преуспевающий адвокат, спасался от кризиса среднего возраста в танцевальной школе. Подобно персонажу Ричарда Гира, любители сальсы или хастла находят в танце то, чего лишены в обычной жизни. «Это другой, нормальный мир», — говорит полковник милиции из Москвы, попросивший не называть его имени. Его можно понять: в России до сих пор к мужчине, занимающемуся танцами, относятся с легкой насмешкой — очень многие до сих пор находятся в плену былых стереотипов. 

Их помогает преодолеть мода на худощавую мальчишескую фигуру, наконец добравшаяся и до России, — это мнение владельца международной сети велнес-клубов Complete Body Алекса Резника. Большую часть времени Алекс проводит в Нью-Йорке. В России, где у него скоро открывается второй клуб, он бывает наездами, и это придает его наблюдениям особую остроту. Еще пару лет назад, вспоминает Резник, в московских спортклубах наибольшей популярностью пользовались тренеры-«шварценеггеры» с пузырящимися под майкой мышцами, искусственно выращенными на протеиновых коктейлях. В конце октября прошлого года Алекс сходил на экскурсию в несколько дорогих клубов в центре Москвы, изучая конкурентов. И попутно с радостью отметил, что «качков» стало гораздо меньше. «Отличная координация движений и развитые мышцы-стабилизаторы — в этом похожи тела балетного артиста, танцовщика сальсы и йога. Такое тело гораздо лучше адаптировано к повседневной жизни. Ведь в жизни мы делаем совсем другие движения, чем на тренажере», — говорит Алекс.

«Будет хорошо, если мужчины научатся воспринимать жизнь как танец, а не как поднятие тяжестей, это гораздо более эффективная стратегия в трудные времена», — философствует Резник. Он знает, о чем говорит: все три нью-йоркских клуба Complete Body располагаются в самом «гнезде» трудоголиков, в районе Уолл-стрит. Среди его клиентов много финансистов и банкиров, по которым кризис ударил в первую очередь.

Впрочем, танцы им нужны не только, чтобы как следует пропотеть и снять стресс. Чем выше социальный статус мужчины, тем важнее для него умение танцевать, уверен Йорг, немецкий финансист, работающий в крупном московском банке. Вальсу и джазфоксу он выучился на танцевальных курсах еще на родине. 46-летний банкир говорит, что на приемах, где он часто бывает по службе, эти навыки отнюдь не бесполезны.

Комментировать Всего 23 комментария

Танцы действительно отличный вид "спорта". Мой муж серьезно занимается латиноамериканскими танцами (самбой, ламбадой) уже лет 13. Танцует прекрасно, даже преподавал одно время. Занимается два-три раза в неделю. Говорил, что когда ездил в Москву и станцевал там в каком-то клубе, то произвел впечатление, конкуренции не было (это было уже довольно давно). Но, судя по этой статье, положение меняется :). 

Как жаль, Мария, что я не знал вашу историю - хорошая бы получилась виньетка в тексте))

Скажите, а как другие относятся к увлечению вашего мужа?

Константин, надо было послать предварительный опросник подписчикам, я бы откликнулась, и могли бы использовать материал в статье, или даже сделать "интервью" :). Как относятся другие? Наши общие друзья (в подавляющем большинстве русские эмигранты) относятся очень хорошо. На вечеринках, если есть место и партнерша, просят станцевать (я используюсь в качестве партнерши в крайнем случае, т.к. я знаю только самые основные шаги, но вообще-то это не мое. Мне больше нравится смотреть как он танцует с действительно хорошей партнершей). Хотя он может и соло танцевать самбу. Когда разговор зашел с моими Американскими коллегами, некоторые из них (причем и мужчины, и женщины) были возмущены что я "отпускаю" его танцевать с "какими-то женщинами" и что это к добру не приведет и т.д. Интересно какое у всех разное мнение. Но по отношению к нему я не замечала никакой предвзятости. .Когда будет минута, найду и поставлю видео с одного из международных конгрессов ламбады, на которые муж регулярно ездит (если разберусь как вставлять видео в комментарий). Есть на что посмотреть.

Мария! Видео с участием вашего супруга было бы замечательной иллюстрацией к тексту. Заранее благодарю!

Мария, похоже, ситуация в Москве и правда меняется: у нас в фитнес-клубе World Class на танцевальных уроках стали появляться мужчины (раньше это было сугубо женское царство). А моя подруга, большой фанат фламенко и сальсы, говорит, что на субботних танцевальных вечеринках происходят удивительные вещи: теперь там мужчин иногда бывает больше, чем женщин! Большинство из них начинают учиться танцам с целью чувствовать себя увереннее на вечеринках, но буквально через несколько месяцев эта мотивация уступает место, так сказать, «мужскому танцевальному снобизму». То есть мужчины все равно воспринимают танцы как спорт - им важно показать безупречное владение тем или иным стилем. На московских милонгах можно наблюдать такую картину: прелестные барышни стоят, как в школьные годы, у стенки, в то время как мужчины дерутся за одну-единственную, самую профессиональную партнершу, поскольку она дает возможность проявить себя как отличного танцора. То же самое происходит на московских сальса-вечеринках. Московские «ричарды гиры» запросто могут пригласить симпатичную девушку и бросить ее посередине танца, потому что она неважно двигается, или устроить скандал постоянной партнерше прямо на танцполе за то, что она перепутала шаги.

Аня, все-таки я надеюсь, что описанное тобой поведение московских "ричародов гиров", скорее, исключение. Эдак они всех девушек распугают))

Анна, какой ужас! Я и так очень неуверена в своих танц. способностях (см. мой коммент выше), а если бы меня вот так бросили посредине танца, это была бы травма. Похоже, этих "ричардов гиров" надо учить не только сальсе, но и элементарному этикету и уважению к партнеру.

Костя, Мария, к сожалению, бывает довольно часто, по свидетельству очевидцев. Однако ситуацию уравновешивает то, что всегда есть конкуренция из латиносов, которые, как говорит моя подруга, ни разу не были замечены в таком "неспортивном" поведении.

Мария Имас Комментарий удален

Все именно так, я это подтверждаю со всей серьезностью, ибо, так сказать, в теме. Московского юношу, который "серьезно занимается" сальсой и тратит на это хобби значительную часть своего времени и средств, всегда можно узнать по невероятно напряженному выражению лица, нежеланию смотреть в глаза партнерше, плюс на лбу у него очевидно бежит строка "раз-два-три-пасо-какой-там-дальше-шаг". На моих глазах один такой кабальеро устроил даме в процессе сальсы безобразную истерику, ибо она "не туда пошла". Ну, впрочем, расслабленных и адекватных граждан тоже, слава б-гу, хватает.

Некоторые танцы можно рассматривать как самостоятельные, полноценные тренировки - и растяжка, и кардио, и функционал. На мой взгляд, это ,  в первую очередь, клубная латина, раггатон, хип-хоп.  Есть более узконаправленные жанры, которые, впрочем, тоже самочувствие и форму улучшают. Например, мое любимое фламенко, которым занимаюсь уже семь лет - это прокачанная спина и ноги, хорошая осанка, гибкость, отсутствие болей в шее. Но - варикоз, изуродованные ступни, опасность переломов и  растяжений. Поэтому я - за танцы. Но не надо забывать, что это именно спорт, и к нему надо относиться с серьезностью.

Я, как занимающийся уже три года с переменным успехом аргентинским танго, могу внести и свои пять копечеек. Валя, конечно же, немножко не права — дефицит женщин можно было наблюдать и те же три года назад, вопрос только в том, что в ту пору он был скорее сезонным и эпизодическим. Но корень проблемы мне кажется не в увеличенном количестве мужчин — на милонгах (танговечеринках) по-прежнему больше, а иногда гораздо больше, партнерш чем партнеров. Скорее, от школы зависит. Впрочем, это надо проверить :) Отношения к танго как в танцу "старшего поколения" я, простите, не видел нигде в Москве. Но все же ценз есть, только он не возрастной. Танго танцуется так интимно, что твои гормоны уж точно должны перебеситься где-нибудь пораньше, а то каждый танец будешь воспринимать как приглашение к чему-то большему. А ведь это просто танец. Относится к нему как к спорту... ну, кому как, разумеется, но для меня это приятное времяпревождение с приятными людьми, в приятных объятиях :) Танго также меняет взгляд на отношения мужчин и женщин. А уж, знаете ли, как приятно быть в объятиях девушки, которая знает, как обнимать :) в конце концов, танец, спорт... в танго главное — объятие! :)

Николай, а почему вы начали заниматься танцами? Почему именно танго? Что нового привнесло в вашу жизнь танго?

Танцы в моей жизни появились из-за чувства противоречия. Всегда не любил танцевать, и именно поэтому решил попробовать. Начал с латинских танцев (там было скопом несколько: сальса, ча-ча-ча, меренга), но не понравилось, и через два месяца охладел. А потом зимой, по рекомендации подруги, пошел в новую школу танго, ну и втянулся. Думаю, упоминаемый фильм с Ричардом Гиром тоже внес свою лепту :) Что нового... много хороших людей вокруг, много приятных объятий :) "уау" от партнерши после танца, четыре неудачных романа :), Аргентина (вряд ли бы поехал, если бы не танцевал), бесонные танго-ночи, резкое и значительное понижение градуса ревности (всё-таки, социальный танец, все со всеми), причастность к совершенно замечательной танцующей культурной прослойкe нашей планеты (на работе есть несколько танцующих человек, и я даже не думал, что на самом-то деле танцует немало людей), некоторые тангоэлементы в обычном шаге (в толпе иногда по-другому ни-ни). Может быть чего-то еще нового привнесло, но я его уже перестал замечать, для меня-то — не ново :)

Ого! Внушительный список. Поздравляю! А как насчет физической формы?

Упомянутый фильм с Ричардом Гиром, конечно, не может не вдохновить, но вот когда я искал фактуру к этой теме, то куда чаще вспоминал японский оригинал - фильм "Shall we dansu?", где занятие танцами (тем более европейскими) становится для клерка эстетическим бунтом. Мне показалось, что в России мужчине танцующему приходится сталкиваться со многими предрассудками. Нет?

О, я не знал про оригинал. Обязательно отыщу и посмотрю. Предрассудки? Я не скажу за всю Россию. Но в Москве я не сталкивался с предрассудками. Наоборот, нетанцующий народ относился удивленно-уважительно. А вот ездил я недавно в Абакан, к друзьям, ну и пощупать почву насчет создания там в будущем школы танго, и остался разочарованным: танцевать танго там считается среди молодежи "непацанским" делом. Поэтому, наверное, отсутствие предрасудков присуще (хехе) только крупным городам с развитым досУгом и дОсугом :)

На "Озоне" этого фильма в продаже уже нет, но, возможно, он имеется в обычных магазинах.

Ваш рассказ о "пацанах" напомнил мне аттракцион времен моего студенчества. Настоящий пацан  одной рукой вдавливает девушку себе в живот, а другой держит за руку. Практически недвижим, переминаясь с ноги на ногу, он крутит руку партнерше. Этот простихосподи "танец" я называл "вертим мясорубку". Особенно весело было, когда мясорубку вертели пар эдак пять-семь.

Не единым "Озоном" жив интернет! Пока искал, обнаружил упоминание, что оба фильма снимались одним режиссером. Забавно. И кстати, я не знаю танца более мужского, чем танго.

Где-то читал, что танго - это мужское изобретение. Его якобы танцевали только мужчины - в борделях, в ожидании продажных дев. Мне танго в любых вариациях нравится: и так, и сяк. И так, конечно, тоже.

Последнее мне нравится даже больше всего, в нем чувства больше. Насчет происхождения — есть такая версия :) В ту пору в Аргентине было очень мало женщин, на всех не хватало. Поэтому даже, говорят, что прежде чем пустить мужчину танцевать с девушкой, он учился танцевать с другими мужчинами. Сейчас, конечно, с этим проще нам, партнерам, а вот девушки обижаются, когда с два партнера танцуют друг с другом :) Я иногда танцую, полезно это.

О том, что учиться танго - это увлечение "тех, кому за...." - рассказали коллеги из наших интернациональных офисов - нью-йоркского и лондонского. Николай, а в Москве это  не так? Какая публика в основном на уроках танго, куда Вы ходите? 

Очень много тех, кому до или чуть-чуть после тридцати. Не берусь судить о процентных соотношениях, но минимум две трети состава группы — до тридцати.  Остальная треть — до сорока, и редко-редко попадаются те, кому больше. Так что в Москве танец преимущественно молодой. Хотя смотря что считать молодостью :)

Николай, спасибо за информацию! Я лично считаю 30 лет - молодостью (из своекорыстных, конечно же, соображений). И насчет ситуации на уроках танго в Москве я внесла правку в текст.

Всегда рад рассказать то, что знаю. И абсолютно поддерживаю ваше мнение, скажу больше, уже довольно давно я считаю 30 лет самым замечательным возрастом женщины! :)