Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Андрей Архангельский   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Ренат Давлетгильдеев   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Наталья Плеханова   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Саша Чернякова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Карен Газарян

Карен Газарян /

Арманд Хаммер возвращается

Стивен Сигал. Фото: Александр Щербак/ИТАР ТАСС
Стивен Сигал. Фото: Александр Щербак/ИТАР ТАСС
+T -
Поделиться:

Стивен Сигал сообщил, что не прочь получить российское гражданство. «Я бы очень хотел несколько месяцев в году проводить со своими друзьями в России, — сказал он, — с людьми, которые меня любят и ждут».

Сигал часто повторяет, что его дед родился в Санкт-Петербурге. А недавно он ездил к Лукашенко, где сказал, что у него есть белорусские корни. В Белоруссии он то ли снял, то ли купил целый этаж в новом жилом комплексе и сообщил, что нет города красивее Минска, а также похвалил Белоруссию за прекрасное место в рейтинге Doing business и пообещал заняться в этой стране каким-то проектом с многомиллионными вложениями. Некоторое время назад Сигал ездил и в Сербию, где получил сербское гражданство и сразу же захотел перенести туда Голливуд и открыть клуб айкидо. В Киргизии он будет открывать Всемирные игры кочевников. Приглашающая сторона вряд ли оценила самоиронию Сигала, принявшего это предложение: разъезжающий по Восточной Европе и получающий тут и там гражданство пожилой актер решил так обозначить свое амплуа.

Предыдущим деятелем искусств, принявшим российское гражданство, был Жерар Депардье. Перформанс удался: фото Депардье в мордовском национальном костюме с русским паспортом и счастливой галльской физиономией обошло весь Рунет. Путин напоил его чаем в Кремле. То, что Депардье уехал из Франции сначала в Бельгию из-за налоговых проблем и успел оскорбить французское правительство, как-то забылось. Его жена Элизабет просила французов не судить мужа строго: «Жерар — человек крайне несчастный, который пытается продолжать жить». После презентации паспорта метания буржуазного художника некоторое время продолжались: ходили слухи, что Депардье продал подаренные квартиры в Саранске и в Грозном, пытался начать в России какой-то бизнес или снять фильм, едва ли не вернулся во Францию. Потом все стихло. Всерьез паспортную эскападу Депардье воспринял только Никита Михалков: он засомневался в искренности лицедея. Художник тонко чувствует фальшь: в 1987 году Михалков снял фильм «Очи черные» — об итальянце, приехавшем в Россию в поисках своей любви. А Депардье, мол, любит не Россию, а благоприятную налоговую резиденцию.

У Сигала вроде бы нет налоговых неприятностей, но и его стремление к российскому гражданству проходит почти незамеченным. Мало ли у кого русские корни — они есть даже у Вупи Голдберг. Мало ли у кого российский паспорт — тут и спортсмены, и музыканты. И даже Никита Михалков не возмущается Сигалом, который с русскими — русский, с белорусами — белорус, с сербами — серб, а с американцами — американец.

Любопытно, что достаточно было одного Депардье с его клоунской эскападой, чтобы широкая публика начала воспринимать новых иммигрантов индифферентно, как, в сущности, и полагается их воспринимать. В СССР эмигрировали в основном разведчики и пассионарии вроде Эдварда Говарда и Долорес Ибарури, и отчасти поэтому всякий российский паспорт, врученный иностранному гражданину, превращался в орудие пропаганды. Последний вздох этого пропагандистского тела исторгся в 1986 году, когда семья Локшин, опасаясь преследования со стороны ФБР, переехала в Москву. Широко разрекламированная акция обернулась против интересантов: советское правительство устроило Локшиным участие в телемосте Познер — Донахью, и Донахью, наблюдая беглецов в их квартире у станции метро «Юго-Западная», издевательски восклицал: «Вы только посмотрите, какая большая кухня!!!»

Постсоветское время отодвинуло разговоры про великую культуру на второй план. Зашла речь о большом рынке, растущем бизнесе и прочих перспективных материях. И вот теперь, когда рынок стремительно сжимается, бизнес не растет, потенциал утерян и инвестиции потеряли смысл, вновь зазвучали слова про культуру и корни.

И неважно, кто их будет произносить — Стивен Сигал или Арманд Хаммер, восставший из гроба. И Сигал, и Депардье — это, в сущности, современный Арманд Хаммер и есть. Арманд Хаммер текущего момента — момента санкций, бегства инвесторов и отсутствия веры в будущее.

Сигал туманно намекает, что собирается вести бизнес на Сахалине. Из всех критериев, благоприятствующих такому решению, он называет лишь один — близость к Японии. Сигала принимает губернатор Сахалина Кожемяко. Депардье собирался открыть в Саранске ресторан и культурный центр своего имени, а также сеть ресторанов в Москве.

Такие нынче у нас западные инвесторы, слегка безрассудные, иррациональные, монетизирующие свое имя во имя великой культуры. Только они уже никому толком не интересны. Каковы инвесторы, таков и ажиотаж.

Ну а Михалков пускай не завидует Жерару с его ресторанной сетью. В любом случае едим дома.