
«Художники/Ассистенты»: американское общество глазами учеников Роберта Лонго
В середине прошлой недели все главные лица светской Москвы пришли в «Гараж», чтобы сфотографироваться с Робертом Лонго и посмотреть на его работы среди гравюр Гойи и кадров из фильмов Эйзенштейна на выставке «Свидетельства». Двумя днями позже художник фланировал среди гостей галереи «Триумф», где открылась выставка работ его ассистентов, названная, соответственно, «Художники/Ассистенты».


Это был, пожалуй, самый необычный вернисаж сезона. Во-первых, вместо приевшихся лиц света и полусвета, кочующих с премьеры на презентацию, в «Триумфе» собрались невероятно юные богемные гости, большинству которых на вид было едва ли больше двадцати, — среди них почти растворились фигуры ветеранов российской арт-сцены Ольги Свибловой, Иосифа Бакштейна и Анатолия Осмоловского. Во-вторых, выставка по духу напоминает этакий визуальный «квартирник»: картины, коллажи и панно самых разных стилей развешаны по стенам без указания имен художников и без каких-либо текстовых аннотаций, которые обычно направляют мысль зрителя в правильное русло. Впрочем, эти работы объединены духом DIY («культом самоучки». — Прим. ред.), легкой иронией по отношению к традиционным американским ценностям и симпатией к левизне. «Каждый нормальный художник, живущий в Нью-Йорке, — левый», — сказал Хулио Цезарь Гонзалес, один из участников выставки. Впрочем, работы настолько непохожи друг на друга по содержанию, что каждый найдет на выставке свои «коды».


Москва привыкла к большим и громким именам, к рафинированным экспозициям, поэтому решение куратора Виктории Душкиной привезти шесть десятков работ абсолютно неизвестных в России художников было довольно дерзким. Идея дать ассистентам Лонго сцену для высказывания, еще и находящуюся в десяти часах полета от Нью-Йорка, появилась во время работы над выставкой «Свидетельства» с главным куратором «Гаража» Кейт Фаул. Будучи в гостях у Роберта Лонго, она познакомилась с художниками, которые работают или работали в прошлом в его студии, решила вывести их из тени и показать дух американской арт-тусовки.

