«Школа» расколола Россию
На Первом канале завершилась первая неделя показа сериала «Школа» режиссера Валерии Гай Германики. Демонстрация всего четырех из запланированных 60 эпизодов вызвала в российском обществе беспрецедентные для последних лет споры. При этом дискуссия развивается на всех площадках, от блогосферы до трибуны Госдумы.
Очевидно, Германике и ее продюсерам с Первого удалось решить задачу, над которой в последние годы безрезультатно бились все центральные телеканалы. Они добились того, что к экрану (по крайней мере во время показа «Школы») вернулась большая часть образованной аудитории, тех, кто сказал «Там нечего смотреть!» и давно выключил ящик.
Сериал «Школа» стал главной темой разговоров и споров в начале нового года. Поэтому мы специально попросили членов клуба «Сноб» посмотреть первые серии телефильма.
Российские телеканалы давно не решались ставить в сетку вещания столь радикальные проекты. От обычной «мыльной оперы», которых в России в последние годы сняли великое множество, «Школа» отличается буквально всем — темой, режиссурой, операторской работой, игрой актеров, сценарием, диалогами и прочим (читайте наш репортаж со съемочной площадки). Как выяснилось, далеко не все готовы воспринимать этот новый формат спокойно.
Спустя два дня после премьеры сериал решили обсудить в Госдуме. Одним из первых свой протест выразил депутат от КПРФ Владислав Юрчик, который потребовал вызвать в Госдуму руководство Первого канала для объяснений: «Я посмотрел первые серии и убедился, что это спланированная диверсия против наших детей и молодежи». По словам депутата, «миллионы отцов и матерей возмущены провокацией и ждут от парламента мер по защите и прекращению этого беспредела».
«Школа» внесла раскол даже в партию власти. Солидарен в оценке фильма как «диверсии» и глава комитета Госдумы по образованию единоросс Григорий Балыхин. Он выразил уверенность в том, что министру связи и массовых коммуникаций Игорю Щеголеву, который придет на Охотный Ряд с отчетом 20 января, придется ответить и на вопросы об этом телефильме. А вот первый заместитель секретаря президиума генсовета «Единой России» Андрей Исаев (сам работавший раньше в школе) высказался в защиту создателей сериала: он уверен, что тот «показывает реальные проблемы современной школы и молодежи», «говорит о сложностях, которые существуют в подростковой среде, языком, понятным для молодежи, и ничего аморального и криминального в нем нет». Да и вообще «нельзя осуждать фильм, который еще не посмотрел [до конца]».
Другой бывший учитель, уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович, наоборот, показ «Школы» осудил: «Этот сериал не зеркало того, что происходит, а жесткое, осознанное увеличение существующей ситуации через увеличительное стекло».
Эту оценку поддержал и главный детский психиатр Минздравсоцразвития, заместитель директора Института социальной и судебной психиатрии имени Сербского Евгений Макушкин. По его мнению, примеры отрицательных героев «для незрелой подростковой психики оказываются более значимы, чем примеры положительных и зрелых людей».
В защиту «Школы» выступил главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, имеющий учительский стаж более 20 лет: «Во-первых, это талантливое кино. Во-вторых, это кино ставит вопросы, на которые нет ответов. (...) В-третьих, это во многом диагноз части болезни, которая поразила школу, поэтому можно только приветствовать, что вокруг сериала развернулись бурные дискуссии, и можно только удивляться тем недалеким людям, которые требуют запретить показ этого сериала, видимо, желая загнать болезнь внутрь и разрушить нашу школу».
Сериал непосредственно отразился и на жизни реальной московской школы №945, в которой проходят съемки. Директор школы Татьяна Рыбина заявила, что ученики возмущены тем, как показан в сериале учебный процесс, и просят прекратить съемки. А РИА «Новости», наоборот, сообщает, что ученики сбегают с уроков, чтобы сняться в массовке и немного подзаработать. Поэтому дирекции даже пришлось запретить ученикам участвовать в съемках. На встрече со зрителями в клубе «Цвет ночи» 14 января Германика заявила, что у съемочной группы отличные отношения с работниками школы, конфликтов не было, а учащиеся школы продолжают сниматься в массовых сценах.
Интерес к сериалу активно подогревается Первым каналом. Сюжеты о съемках, а также реакция на него представителей разных слоев населения были показаны почти в каждом новостном выпуске Первого на этой неделе. В четверг, сразу после показа четвертого эпизода сериала, в эфир вышло ток-шоу «Судите сами», участники которого — депутаты, преподаватели, журналисты и писатели — обсуждали фильм, его влияние на молодежь и ситуацию в школьном образовании в целом. Вечером 15 января на Первом в рамках программы Александра Гордона «Закрытый показ» будет показана картина «Все умрут, а я останусь» — первый полнометражный фильм Германики, также рассказывающий о жизни девятиклассников.