«Школа» расколола Россию

Сериал Валерии Гай Германики вернул зрителей к телевизору, а дискуссии — в Госдуму

+T -
Поделиться:

На Первом канале завершилась первая неделя показа сериала «Школа» режиссера Валерии Гай Германики. Демонстрация всего четырех из запланированных 60 эпизодов вызвала в российском обществе беспрецедентные для последних лет споры. При этом дискуссия развивается на всех площадках, от блогосферы до трибуны Госдумы.

Очевидно, Германике и ее продюсерам с Первого удалось решить задачу, над которой в последние годы безрезультатно бились все центральные телеканалы. Они добились того, что к экрану (по крайней мере во время показа «Школы») вернулась большая часть образованной аудитории, тех, кто сказал «Там нечего смотреть!» и давно выключил ящик.

Сериал «Школа» стал главной темой разговоров и споров в начале нового года. Поэтому мы специально попросили членов клуба «Сноб» посмотреть первые серии телефильма.

Подробнее

Российские телеканалы давно не решались ставить в сетку вещания столь радикальные проекты. От обычной «мыльной оперы», которых в России в последние годы сняли великое множество, «Школа» отличается буквально всем — темой, режиссурой, операторской работой, игрой актеров, сценарием, диалогами и прочим (читайте наш репортаж со съемочной площадки). Как выяснилось, далеко не все готовы воспринимать этот новый формат спокойно.

Спустя два дня после премьеры сериал решили обсудить в Госдуме. Одним из первых свой протест выразил депутат от КПРФ Владислав Юрчик, который потребовал вызвать в Госдуму руководство Первого канала для объяснений: «Я посмотрел первые серии и убедился, что это спланированная диверсия против наших детей и молодежи». По словам депутата, «миллионы отцов и матерей возмущены провокацией и ждут от парламента мер по защите и прекращению этого беспредела».

«Школа» внесла раскол даже в партию власти. Солидарен в оценке фильма как «диверсии» и глава комитета Госдумы по образованию единоросс Григорий Балыхин. Он выразил уверенность в том, что министру связи и массовых коммуникаций Игорю Щеголеву, который придет на Охотный Ряд с отчетом 20 января, придется ответить и на вопросы об этом телефильме. А вот первый заместитель секретаря президиума генсовета «Единой России» Андрей Исаев (сам работавший раньше в школе) высказался в защиту создателей сериала: он уверен, что тот «показывает реальные проблемы современной школы и молодежи», «говорит о сложностях, которые существуют в подростковой среде, языком, понятным для молодежи, и ничего аморального и криминального в нем нет». Да и вообще «нельзя осуждать фильм, который еще не посмотрел [до конца]».

Другой бывший учитель, уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович, наоборот, показ «Школы» осудил: «Этот сериал не зеркало того, что происходит, а жесткое, осознанное увеличение существующей ситуации через увеличительное стекло». 

Эту оценку поддержал и главный детский психиатр Минздравсоцразвития, заместитель директора Института социальной и судебной психиатрии имени Сербского Евгений Макушкин. По его мнению, примеры отрицательных героев «для незрелой подростковой психики оказываются более значимы, чем примеры положительных и зрелых людей».

В защиту «Школы» выступил главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, имеющий учительский стаж более 20 лет: «Во-первых, это талантливое кино. Во-вторых, это кино ставит вопросы, на которые нет ответов. (...) В-третьих, это во многом диагноз части болезни, которая поразила школу, поэтому можно только приветствовать, что вокруг сериала развернулись бурные дискуссии, и можно только удивляться тем недалеким людям, которые требуют запретить показ этого сериала, видимо, желая загнать болезнь внутрь и разрушить нашу школу».

Сериал непосредственно отразился и на жизни реальной московской школы №945, в которой проходят съемки. Директор школы Татьяна Рыбина заявила, что ученики возмущены тем, как показан в сериале учебный процесс, и просят прекратить съемки. А РИА «Новости», наоборот, сообщает, что ученики сбегают с уроков, чтобы сняться в массовке и немного подзаработать. Поэтому дирекции даже пришлось запретить ученикам участвовать в съемках. На встрече со зрителями в клубе «Цвет ночи» 14 января Германика заявила, что у съемочной группы отличные отношения с работниками школы, конфликтов не было, а учащиеся школы продолжают сниматься в массовых сценах.

Интерес к сериалу активно подогревается Первым каналом. Сюжеты о съемках, а также реакция на него представителей разных слоев населения были показаны почти в каждом новостном выпуске Первого на этой неделе. В четверг, сразу после показа четвертого эпизода сериала, в эфир вышло ток-шоу «Судите сами», участники которого — депутаты, преподаватели, журналисты и писатели — обсуждали фильм, его влияние на молодежь и ситуацию в школьном образовании в целом. Вечером 15 января на Первом в рамках программы Александра Гордона «Закрытый показ» будет показана картина «Все умрут, а я останусь» — первый полнометражный фильм Германики, также рассказывающий о жизни девятиклассников. 

Валерия Гай Германика

   Последние дни я нахожусь в центре событий. Всю неделю мне задают одни и те же вопросы, и я уже не могу на них отвечать. Я снимаю по 15 сцен в день, практически без выходных, уже на протяжении четырех месяцев.

Продюсеры сериала сказали, что хотят проект про школу, про людей. Я согласилась. Сидела полтора года без работы и очень хотела снимать кино. Мне понравилось, что продюсеры хотят сохранить мое авторство и предоставляют полную свободу. Это не те люди, которые будут чего-то бояться и вырезать. В первые дни они мне звонили, говорили, что все хорошо, чтобы я не волновалась и продолжала заниматься своей работой.

Сериал не должен выглядеть так, будто я вымещаю какое-то зло. Я не отыгрываюсь ни на ком, я не показываю, какие учителя суки. Сейчас четыре серии всего прошло... В фильме очень человечные отношения между людьми. Может, они говорят языком, который непонятен в кабинетах, обитых кожей, но это мое ощущение происходящего. Тут вообще-то дело не в образовании, а в человеческих отношениях, в восстановлении диалога между людьми, в доброте, чувственности. Образование здесь ни при чем.

Я как автор проекта не могу по-другому снимать и никогда не смогу. Мне все равно, для чего это делать: для фестивалей, для телевидения — я делаю одинаково хорошо и отдаю все, что могу. Все свое моральное и физическое здоровье. Моя цель, как и любого режиссера, — это диалог с миром...

Мне в первую очередь важно, чтобы это увидели мои родственники, мои друзья, коллеги и учителя. Они все очень мной гордятся.   

Комментировать Всего 102 комментария

Последние дни я нахожусь в центре событий. Всю неделю мне задают одни и те же вопросы, и я уже не могу на них отвечать. Я снимаю по 15 сцен в день, практически без выходных, уже на протяжении четырех месяцев.

Продюсеры сериала сказали, что хотят проект про школу, про людей. Я согласилась. Сидела полтора года без работы и очень хотела снимать кино. Мне понравилось, что продюсеры хотят сохранить мое авторство и предоставляют полную свободу. Это не те люди, которые будут чего-то бояться и вырезать. В первые дни они мне звонили, говорили, что все хорошо, чтобы я не волновалась и продолжала заниматься своей работой.

Сериал не должен выглядеть так, будто я вымещаю какое-то зло. Я не отыгрываюсь ни на ком, я не показываю, какие учителя суки. Сейчас четыре серии всего прошло... В фильме очень человечные отношения между людьми. Может, они говорят языком, который непонятен в кабинетах, обитых кожей, но это мое ощущение происходящего. Тут вообще-то дело не в образовании, а в человеческих отношениях, в восстановлении диалога между людьми, в доброте, чувственности. Образование здесь ни при чем.

Я как автор проекта не могу по-другому снимать и никогда не смогу. Мне все равно, для чего это делать: для фестивалей, для телевидения — я делаю одинаково хорошо и отдаю все, что могу. Все свое моральное и физическое здоровье. Моя цель, как и любого режиссера, — это диалог с миром...

Мне в первую очередь важно, чтобы это увидели мои родственники, мои друзья, коллеги и учителя. Они все очень мной гордятся.

мне фильм пока не очень, но он необходим

Моя 17-летняя дочка, которая учится в Британской школе в Париже, посмотрела 1ю серию «Школы» и сказала, что это типичные характеры, которые есть в любом классе. В американских сериалах о школе, как ей показалось, герои более однозначны, стереотипны. А здесь много нюансов в характере. Ей понравилось. Мне лично – не очень... как–то коряво, но правдиво, и поэтому необходимо. Правда нужна. Как воздух. От вранья уже импотенция духовная...

В Якутске есть «горячая линия», телефон доверия. Мне попали в руки расшифровки этой горячей линии, так просто волосы дыбом встают. Где сериал про это? Где правда жизни? Где кина про ментов типа bad cop? В Америке много. И рейтинг выше крыши.

Подробнее – у меня в блоге.

А еще можно снять кино, к примеру "ПОЛИКЛИНИКА №"- там стооолько правды будет...)

да!

да, и снимают, например ER (не слышали?). Но мы, к сожалению, не в США, а в нашей Раше, так что наши правдивые сериалы, которые те, у кого мозги еще не отсохли и кто понимает, о чем люди пишут на элитном сайте СНОБ, могли бы даже теоретически досмотреть до конца, должны иметь самое непосредственное отношение к реальности... Но, конечо, если Вам нравится наше теле, то прошу прощения за "упертость"!

Если говорить о фильме, то обсуждать нечего — халтура! Очень жаль, ведь Гай Германика — талантливый и честный художник. Видимо, трудно было устоять перед большими деньгами Кости Епрста.

А если говорить о школе, скажу банально: каково общество — такова и школа. А с другой стороны, школьник получает вечное-доброе-умное не в школе, а от учителя. Мне вот повезло с учителем, ею была преподавательница истории тбилисской школы №133 Людмила Ивановна Гевондян.

По форме — необычно, особенно по сравнению с обычными «прилизанными» российскими сериалами, мне нравится авторский подход. Автор имеет право на индивидуальность и непохожесть. «Документальность» и как бы «непрофессиональность» камеры — стиль Валерии. Автор снимает о том, что прекрасно знает. Суть претензий к сериалу в том, что он слишком похож на реальность, на «правду». Правду никто не любит. Ну да нечего на зеркало пенять...

Для всех сериал — это когда актеры «говорят ненатуральными голосами». Тут все реально, актеры — как бы неактеры, школьники, учителя и повариха — обычные люди (только не хватает матерной лексики, которой очень злоупотребляют подростки). Это все опять по форме, ибо к ней основные придирки...

Cодержание истории — вполне невинное, даже классическое, можно сказать, в соответствии со всеми канонами жанра. Поздравляю Валерию с очевидным успехом )))

Мне кажется, по материалу этот сериал ничего нового не открывает. Германика снимает кино о том, что она хорошо знает, даже школа и интерьеры такие же, как в ее первом фильме «Все умрут, а я останусь», по крайней мере зловещая решетка на раздевалке та же. Поэтому это тот интерьер, а в каком-то смысле и экстерьер, это тот мир, в котором она понимает, что происходит, или, по крайней мере, пытается понять.

Но я не могу сказать, что в принципе в сериале нет ничего нового. Тут, безусловно, новый герой. В первом фильме Германики главным событием была дискотека. Дискотека становилась пробным камнем для всех учеников старших классов. А здесь есть герой, который провоцирует действие и формирует ситуацию. Он задает тон, а не идет на поводу. И самая главная загадка для меня, кто этот герой. Не знаю, хватит ли терпения и драматургического мастерства сохранять эту загадку на протяжении многих серий. Я внимательно слежу за этим героем, он интригующий, и мне интересно, что из него вырастет. Пока он мне очень напоминает героев фильма Ханеке «Забавные игры». Для меня главный он, все остальное — в рамках ожидаемого представления Германики о современной школе.

И конечно, это не традиционное «мыло». Это явное авторское кино. И оно, конечно, выделяется в общем телевизионном контексте. Интересно, как это будет работать, потому что, несмотря на возмущения, которые эта картина вызывает у школьных преподавателей (и их можно понять — эти серии повышают неуправляемость школьников), это художественное произведение. Поэтому нужно понять, как оно воздействует на широкого зрителя. Опыт авторских сериалов есть в разных странах (фон Триер, Линч) — я говорю не о качестве, а о принципах. В этом смысле эксперимент, конечно, достаточно лихой, посмотрим, что из него получится. Но видно, что Первый канал делает все, чтобы картина дошла до зрителя. Потому что сам способ ее показа абсолютно беспрецедентный — и по количеству рекламы и по манере транслирования: два показа в день в прайм-тайм.

Тут важна тенденция. Скажем, прославленный «Татьянин день» начинался не слишком ярко, а потом раскочегарился и стал почти культовым. Поэтому надо посмотреть, что будет с сериалом Германики. Не думаю, конечно, что ей удастся переплюнуть «Татьянин день», это будет значить, что что-то перевернулось в головах у людей и мы не знаем страны, в которой живем. Но, тем не менее, интерес может быть значительный. Посмотрим. Во всяком случае, это интересно, это эксперимент, и Первый канал — большой молодец, что позволяет себе такие эксперименты. 

Я в сериале играю маленькую роль, но в какой из серий, еще не знаю — Лера обещала сказать. По-моему, очень здорово. Это очень хорошее кино. Она пробудила сонный заученный мир. Люди возмущаются, потому что видят правду, которую не хотят видеть. Обсуждение фильма очень похоже на перестроечное. Последний раз что-то такое происходило по поводу фильма «Маленькая Вера». Это абсолютно реалистичное кино, приближенное к жизни и очень хорошо, уверенно сделанное. Хотя я мало видел сериалов, то, что видел, не идет ни в какое сравнение. «Школа» достойно выдерживает даже сопоставление с американскими сериалами — у нее есть свое лицо. Я очень рад за Леру!

Проект «Школа» мне очень нравится. Хорошее кино, снятое талантливым режиссером с добрым сердцем. Интересно, куда и к чему выведут линии и персонажи, интересно, как все это будет выглядеть целиком. На сегодняшний момент перед нами— накопительные 25-минутные эпизоды. Образно говоря, зритель еще находится в экспозиции.

Когда Лера сказала, что Эрнст позвал ее делать сериал на Первом, я сразу сказала, что это очень круто для всех. Для Леры — потому что она получает возможность заявить о себе, показать пространство своего таланта и вывести на широкий экран новых героев и их мир. А новые герои — это новые контакты со зрителями и новые художественные средства.

Для Эрнста появление такого сериала — демонстрация идеальной продюсерской мысли: получить новых зрителей, новые дискуссии. Это не похоже ни на что, идущее по ТВ, и потому возбуждает огромный интерес.

Плюс ко всему Германика создает очень современное кино, и это большой шаг для развития российских игровых массмедиа в целом.

Разумеется, «Школа» — фильм-провокация, и если все истории будут честно рассказаны до конца, может получиться общественно-полезная таблетка, а не бессмысленный сериальный сироп.

Кино, на мой взгляд, качественное и талантливое, которое делает хороший режиссер с хорошей командой. А хорошее кино как минимум развивает вкус.

Сергей Дрезнин Комментарий удален

Мне кажется, что сам факт показа сериала Германики на Первом канале для нашего телевидения революционный. Дело в том, что в этой картине достигнута совершенно иная степень достоверности изображаемого на экране, абсолютно плавный переход от документальности к игровым эпизодам, ретроспективно показывающий искусственность всех реалити-шоу, на которые раньше опиралось телевидение в поисках этой самой достоверности.

Шум, который вызвала картина, объясняется двумя причинами. Первое — нарушена развлекательная специфика нашего телевидения. Это произведение не только по своему художественному уровню на несколько порядков выше традиционной сериальной продукции, но и совершенно иное по своей эстетике. Второе — нарушено табу жанрового решения разного рода конфликтов на телевизионном экране. В обычных сериалах мы видим супружеские измены, убийства, кровопролития и так далее, но относимся к этому как к художественному вымыслу. В передачах типа «Дом-2», которые тоже вызывают широкий общественный резонанс, мы видим, наоборот, некую неприкрашенную реальность, которая сделана телевидением для того, чтобы заставить людей на экране выявить свои далеко не самые позитивные особенности.

Это такая своеобразная психодрама, которая имеет под собой основания, существует во всех странах мира, но имеет некий привкус нарушения прав человека. Хотя я понимаю, что эксгибиционизм, который демонстрируют участники программы, свидетельствует о том, что они с удовольствием это делают. У Германики, наоборот, все сделано в рамках игрового вымысла, никаких эксцессов, пока по крайней мере, ни в области секса, ни в области насилия нет. Наоборот, есть повседневная бытовая реальность, которая настолько редко показывается на телевизионных экранах, что вызывает абсолютный шок. Например, у чиновников, потому что не совпадает с официальной картиной, которую они продвигают по вышестоящим инстанциям, и в известной мере у части аудитории, которая просто не привыкла это видеть на экране.

Вы и вправду так думаете?  Вы  умный, тонкий, образованный, интеллигентный, истинный  знаток и ценитель замечательного, изумительного, восхитительного Кино, Вы   действительно,  считаете, что ЭТО можно назвать  "КИНО"? А режиссера РЕЖИССЕРОМ? А сценарий СЦЕНАРИЕМ?  А может это не Вы писали?

Дорогая Лариса, спасибо за комплименты. Я и правда так думаю, поскольку хорошие фильмы (и вообще произведения искусства, как, впрочем, и люди) бывают очень разными. Можно одновременно высоко ценить "Танцора диско", Мандельштама и роман "Война и мир" (как моя старшая дочь, когда ей было 15. Или детективы и "Сто лет одиночества и исландские саги. Или Годара и Германику. У каждого человека (в том числе и критика) - свой набор предпорчтений. Мне, например, было приятно, что за фильм "Все умрут, а я останусь" в свое время вместе со мной проголосовали и Никита Михалков и Алексей Балабанов. И мне приятно, что я не ошибся, когда углядел в ней большой талант наблюдателя еще в документальным фильме "Девочки". Ну а то, что ее манера не всем нравится (а кое-кому очень не нравится) не страшно - люди могут имеют право ценить в искусстве что-то другое. Желаю всего наилучшего.

  Желаю и Вам огромного эстетического удовольствия от просмотра шедевральной эпохальной, фильмЫ про школу,  снятой  большим талантом Годаром.....ой, простите, Германикой.

Уважаемый Кирилл, всё это вы очень гладко написали. Только про одно забыли написать - сами вы этот "революционный факт" эту "повседневную бытовую реальность" будете смотреть или футбол предпочтёте? Или быдлу быдлово а кесарю кесарево? А то что одна халтура революционнее другой это, извините, мало кому интересно.

То, что этот сериал снят, — это еще полдела. Но то, что его показывают по Первому каналу, — это своего рода прорыв для нашего телевидения. Все передано достаточно близко к реальности. От нее не нужно прятаться, с ней надо работать. Вопрос у меня только один: чем все это закончится? Я не знаю, сколько в нем будет серий и будет ли финал, но меня волнует вопрос финала — я очень боюсь, что в результате все это сведется к какой-то морали. Если это не сведется к морали, а будет сделано как-то по-другому, будет здорово.

Неизобретательные жополизы. Пожалели бы. Константину свет Львовичу, поди, уже сидеть больно, отполировали.

Настя, я не понимаю Вашего тона и категоричности. Я вот в самом деле написала именно то, что думаю.

Впервые за последние полгода пожалела, что не смотрю телевизор. Cейчас посмотрела первую серию, и теперь я фанат этого сериала!

Респект, восхищение и благодарность Валерии Гай Германике и оператору-постановщику. Руководству Первого канала — медаль за отвагу. Я хочу сниматься в таком кино! Актуальное, честное и очень нежное зрелище. А по поводу ужасов и цинизма… по-моему, в фильме показана просто стерильная школа — таких единицы. Если бы вы видели то, что видела я своими глазами, пока два года искала школу для своей, тогда еще шестилетней дочери!

А запрещать надо то, что льется в головы наших детей из средств массовой информации, — пропаганда денег, насилия, проституции, алкоголизма и мужеложества, а вовсе не это кино! И еще ХРАНИ БОГ тех по-настоящему мужественных людей, которые берут на себя право и ответственность называться Учителем в наше время! Я желаю им здоровья, сил, мудрости, терпения, стойкости и смелости! А главное — ежедневного осознания того ,что они великие!

Любовь, простите, но огромен процент из общего числа людей идущих на фронт педагогики, кои никак не могут называться Учителями с большой, как у Вас, буквы. Да и вообще учителями. Храни Боже и тех, кого они учат.

Денис! не в бровь, а в глаз!

+1

на фото - трое.

Б-г отец, б-г дух и б-г сын. :)

рад видеть Всех в Проявленном :)

У  Ренаты Литвиновой, в каком-то фильме, была фраза "Как страшно жить!" )))

Уверен сеппуку никто из уважаемых  дам и господ делать не будет, но лицо увы потерянно.

Конформизм основа жизни, кто-бы сомневался?! (((

У меня уже давно отключен Первый канал :( Видимо, надо звонить и включать ...

Не стоит это вряд ли будет разумной тратой))

Прочтите лучше блог сценариста "Школы", уверен произведет неизгладимое впечаление

http://klavdiew.livejournal.com/63657.html

Ого, к кому в соратники Эмильевич с Яцурой угодили! Божественно. 

А здесь пародия и весьма остроумная))) Народное творчество - прекрасно!

http://pan-terra28.livejournal.com/310025.html

спасибо

это  просто супер! Отличный текст... вся семья в восторге!!

Прочел, спасибо, но фильм этот пост не заменит :(

разумеется, можно на Youtube посмотреть))

не очень понимаю вашу иронию: Юра, как к нему ни относись, всё же один из самых многообещающих драматургов в России

лучше ориентироваться, впрочем, не на его (удалённый) блог, а на состоявшиеся уже публикации

начните, к примеру, с http://www.ozon.ru/context/detail/id/2899897/

да, заступился за Клавдиева :)

мы с ним хоть и рассорились прошлым летом (как раз, кстати, из-за "Школы"), но человек он весьма и весьма талантливый, тут сомнений нет никаких. на что и хотелось бы обратить внимание участников дискуссии

Видите ли, Георгий )))

Как о драматурге о Клавдиеве, я не высказывался ни плохо, ни хорошо.

Я говорил о тексте опубликованном в его блоге и в настоящее время удаленном. Я лично отношусь к таким высказываниям как к экстремизму. И считаю что человеку с такими идеями и таким мировозрением НЕЛЬЗЯ предоставлять широкую аудиторию.

Михаил Зоненашвили Комментарий удален

Михаил Зоненашвили Комментарий удален

Георгий Мхеидзе Комментарий удален

вот и неувязочка ))

а мне вот не очень интересно просто это смотреть, как профессиональному человеку. это ведь вторичный продукт.. За что медаль? За то что про школу вспомнили в принципе?   Т.Е. другого повода не нашлось вспомнить, что зарплата учителя в школе провмнции 5000 рублей? А теперь на ток-шоу на 1 после просмотра все узнали.   ???.Подождем какие будут выводы..

Традиция 600 сек.  Невзорова ????  В другом посте я уже писала про доморощенного Ларса фон Триера, ( которого люблю только ""Рассекая волны"" ) Ну если даже настоящий  - соцреалист тошнотный для меня например, то это ЗАЧЕМ???Если это единственный медийный продукт, претендующий на свежесть решения  -  увольте -  это тупейшая провокация..Зачем?? Чтобы несчастные люди из разных партий  и сословий орали друг на друга?? в прямом эфире??  рейтинг зашкаливает??

а вы Сяву лучше пригласите , уж куда круче будет.." Бодрячком, пацанчики,..бодрячком.."

Кинул пацана - по ебалу на..!!"" Честнее будет..

Или сделайте Симпсонов хотябы, вот ракой референс например??

А тут что? Менты с блатными кончились, начались щекотливые и всегда выигрышные подростковые разборки.. ..СКУКОТА..И за ШКОЛУ все-таки обидно..

Очень удачный (особенно для продюсеров) синтез творчества и креатива.

Валерия, ты большой молодец! Прекрасно то, что ты работаешь и то, как ты работаешь. Не дуйся на дураков, которые ругают - они ругают не тебя. Пусть тебя окружают любовь и красота!

p.s.

Автору поста (кто автор слов вообще? коллективное творчество?): в чем радикальность проекта? В том, что ру-каналы ничего кроме Ранеток разного рода доселе не показывали? Нормальное кино из Тарантиновки.. И режиссер с приставкой "Гай". Что вы жути нагоняете? Для кого? Вас тут электорат затопчет скоро, комсомольцы.

Я вообще не понимаю, почему в госдуме должны обсуждать какие-то сериалы. Нет, с точки зрения обыденности — если поговорить больше не о чем, то можно и сериал обсудить. Но как-то вроде у нас есть много чего еще, что заслуживает большего внимания этой хрупкой веточки власти. Да, сериал не смотрел: телевизор включаю только ради одного канала.

Меня в проекте "Школа" завораживает не то, как трясется камера (у кого она только не тряслась), и не то, сколько некрасивой правды втиснуто в псевдодокументальный сериал (ее и у неореалистов хватало). Удивительно, что вымысел и реальность сошлись практически без зазора: тут реальные детки бесятся, а там разговоры разговаривают нанятые актеры.

Возможно, и в разговорах дело - в интервью актеры, рассказывая о своем участии "Школе", говорят на том же суржике, на котором общаются их герои. Во всяком случае, актеры молодые. Взрослые вписываются в "Школу" трудней, но есть и потрясающие актерские удачи - как замечательно достоверна актриса, сыгравшая бабушку Носову.

Мир школы, конечно, некрасивый - это такая фабрика по вколачиванию знаний, с бесконечными решетками, и коридорами. Но школы везде одинаковы - ну, где-то, может, взяток не берут, а вместо "Валенок" пляшут, скажем, "Ковбойские сапоги".

Одно мне очевидно - СМОТРЕТЬ НАДО. Столь полярных мнений, причем порой от тех, от кого не ждешь - это дорогого стоит! Скачала на торрентах, иду смотреть.

Несколько совершенно разных моих знакомых ходят к друзьям в гости, чтобы смотреть "Школу", потому что давно уже отрубили телевизионную антенну. Скачивают практически все, кого я знаю. В четверг ночью, после похода в "Цвет ночи" на просмотр документальных фильмов "Уехал" ( совместного Гай-Германики и Бориса Хлебникова) и "Девочки" ( дебют Гай-Германики), мы с друзьями отправились в гостиницу "Марко поло" по соседству и в лобби-баре смотрели обсуждение сериала по первому каналу - поверьте, это одно из самых необычных занятий с друзьями за последние годы. Никто из этих людей даже близко не зависит в жизни от кинопроцесса, от Константина Эрнста ( кстати, и все, здесь в этом обвиненные, насколько я знаю, тоже никакого отношения к каналу не имеют) и вообще заняты в жизни совсем другими делами. Так что мне кажется свершившимся фактом - к телевизору аудиторию, хотя бы временно, вернуть удалось. И вообще таких обсуждений кино лет двадцать не было, похоже. 

Вот эти-то обсуждения мне и понравились! (ТВ и у меня нет). Но воздержусь пока от комментариев, Мария, сначала посмотрю и обязательно выскажусь.

 "Школа" как продолжение "Покаяние" Т. Абуладзе и "Так жить нельзя"  С. Говорухина, как -то мелковато, Вам так не кажется?

Ну конечно я не про "Покаяние" - про "Маленькую Веру" скорее. Ну и в принципе я не про качество кино, а про накал дискуссии, которая разгорелась. 

Фильм "Маленькая Вера" был коммерческим проектом и это был дешевый прием для увеличения кассы. Почему же тогда на первой странице данного ресурса нет "Порно роликов" и видео про то, как бабушку сбивает авто, поверьте обсуждения и аудитория по количеству будут зашкаливать! Но Яковлев не Габрелянов и именно по-этому эти методы не приемлимы, так зачем же восхищаться их реализацией и количеством обсуждений в другом месте?)))

ну, если уж вы решили вспомнить про перестроечные оригиналы, рекомендую пересмотреть "Дорогую Елену Сергеевну" - последний фильм Рязанова, снятый в здравом уме

в отличие от Абуладзе и Говорухина, это действительно очень близко к Германике. у вас возникнут крайне любопытные параллели

хотя мелковато, конечно. что есть, то есть...

Крайне, Вам признателен за рекомендации, но совет, увы, не по теме. Мы обсуждали общественный резонанс, а фильм Рязанова такого резонанса как "Покаяние" и "Так жить нельзя" не создал и это факт.

 А пытаться  доказать, что черный кот на самом деле белая кошка, поверьте занятие не благодарное.))

Георгий Мхеидзе Комментарий удален

простите, но это не факт:

у "Елены Сергеевны" было 14-е место в прокате за год и 16 млн зрителей

у "Покаяния" же только 13,6 млн

про Говорухина точно не знаю, но в 1990-м он собрал явно меньше, чем Рязанов в 88-м

Вы мне приводите цифры прокатчиков, в которые мало кто верит. И пытаетесь  сравнить общественный резонанс и значимость этих явлений на основе не очень доброкачественной статистики. И  Вы хотите этим сказать, что приведенные в пример фильмы слабее и, таким образом, выгородить "Школу". У меня сложное отношение к фильму Рязанова, но уж его я точно, даже в страшном сне, никогда не назвал бы дешевой и пафосной поделкой, претендующей на New Wave.

ну, это советский прокат, тогда не принято было подрисовывать цифры :) если речь шла не о идеологически значимых картинах

Михаил, я понимаю, почему вам Абуладзе кажется более резонансным. но могу вас заверить, что на моё поколение (практически сверстников рязановских персонажей) "Елена Сергеевна" произвела весьма сильное впечатление

это притом, что я за год до её премьеры закончил школу на 101 километре, где дела обстояли довольно сурово (скажем, 4 моих одноклассников ушли по этапу, даже не дождавшись армии). но картина, показанная Рязановым, даже в этих обстоятельствах мне показалась очень правдоподобной.

именно такой вот событийной и оценочной жёсткости мне у Леры, кстати, и не хватает

Давайте откроем, новый пост про фильм Рязанова или про "Прирожденных убийц" Оливера Стоуна. У нас с Вами получается спор ради спора. Я оцениваю социальный эффект "Покаяния" и "Так жить нельзя" как результат политтехнологии того времени и как весьма успешный и запоминающийся.

Оценивать по кассовым сборам этот эффект некорректно и именно об этом я Вам и пытаюсь сказать)))

 У Валерии Вам не хватает много чего, в первую очередь мысли и новизны. Это мем Дома-2 и фильмов 90-х для тех кто в юности не читал книг и развивался с помощью телеящика и теперь находит великие истины с запозданием лет на 10-15, уверяю Вас, это годилось бы скорее для комедийного формата.

ЗЫ Скажу, по секрету, Таги Заде статистику по продажам гвоздик тоже не публиковал)))

давайте, конечно, на этом закончим. у меня тоже маловато времени, чтобы развлекаться спорами ради споров.

единственный нюанс: я не очень понял, при чём тут Таги Заде? я о его активности в кинопрокате знаю только от МаркГригорьича, - но мне всегда казалось, что он стартовал уже в 90-е, т.е. задолго после обсуждаемых нами фильмов. вас не затруднит чуточку разъяснить свой постскриптум, если будет минутка?

Не могу с вами не согласится, Георгий, тема надоела безумно, а про Таги Заде и Рудинштейна, как-нибудь в другой раз)))

Я давно мечтаю, чтобы мне кто-нибудь рассказал подробно про эту авантюру, - тем более, что МГ хоть и анонсировал летом книжку об истории "Кинотавра", но явно занят более важными вещами. Так что при случае напомню, с вашего позволения :)

Поедание козявок - просто жесть натуральная. Кровь стынет. 

Простите, что отвлекаю от темы. Подскажите, Георгий, где черпаете информацию - меня заинтересовали прокатные данные.

попробуйте в Энциклопедии "Сеанса", там довольно часто они указываются: http://russiancinema.ru/

в особо сложных случаях приходится звонить Денису Горелову

хотя в идеале, конечно, неплохо бы обзавестись подшивкой "Советского экрана" и "Спутника кинозрителя" :)

Спасибо, Вы очень любезны. За долгие годы чтения разнообразной профессиональной литературы на двух языках, я пришла к выводу, что [подлинные] прокатные результаты в СССР было совсем непросто добыть, хотя в советское время секретом они не были. Не припомню я, чтобы "Советский Экран", "Спутник кинозрителя" или журнал "Мурзилка" давали подобные данные. Вам лучше знать, конечно. И за ссылку на сайт энциклопедии тоже спасибо. 

"Мурзилка" действительно отмалчивалась :))), а вот СЭ и СК давали. Как минимум в конце года. Проверьте в библиотеке, и вы будете приятно удивлены.

Несколько мыслей по поводу:

1. Школьная тема - вещь предельно благодарная с точки зрения скандальности и резонансности.. Я вот помню, как на комсомольских собраниях заставляли обсуждать "Розыгрыш". А старшие товарищи обсуждали до нас "доживем до понедельника". А еще все вместе "Елену Сергеевну", "Ключ без права..", "Вам и не снилось". Далее - везде. Так что вполне в русле традиций.   

2. Не понимаю претензий к Гай-Германике. "В музыканта просьба не стрелять, он играет как умеет", помните? Предъявляйте заказчику, он дергает за ниточки, в том числе и сюжетные

3. 50 серий - длинный поезд. Сам не доедет, все время придется подталкивать. Дума, блоги, вбросы, скандалы - доп. тягловая сила. Давайте отдавать себе отчет в том, что наше участие тоже во многом спровоцировано. Чем раньше поймем - тем лучше для всех, в т.ч. для сериала.

4. Моя первая реакция пока  - всех е..ут, а никого не жалко (пардон май френч). У меня так часто бывает, когда я чувствую, что из меня давят одну предписанную эмоцию.

5. Оч. важно, что будет дальше. Юзефович говорит, что моралитэ убивает месседж. Моралитэ будет точно, это ж Первый. Хорошо бы, чтоб и месседж был хоть какой-нибудь. 

Лично у меня после просмотра "Все умрут..." всплыл в подсознании только один мессидж: "Лечить. Лечить из огнемета". "Школу" смотрел только кусочками из инета, но показалось, что это гораздо более мягкая история. Но мессидж проявляется. Его хорошо сформулировал Андрей ВасильевЪ на тему Великой Русской Идеи:  Валить отсюда!! А куда все равно...

Я тоже посмотрел полторы серии из инета, на больше не хватило. А по кому стрелять-то? По тряпке на экране? Или все поколение вырезать? Ну так давайте после фильма "резня техасской бензопилой" расстреляем весь штат Техас. Я бы ужастики не принимал так близко к телу.

Саша, по моим данным, снято не 50, а 60 серий. но финал нам многое разъяснит, это безусловно.

А я учился в <i>другой</i> школе.

Впрочем, что я знаю про современную школу? Надо будет у детей спросить...

В новогодние каникулы я был в гостях у своего  друга детства, так вот, там были среди гостей и хозяев три девочки-школьницы, 5-ый, и 8-ой классы. Когда зашел разговор про "как дела в школе", они понарассказывали нам такого, во что лично я совершенно отказывался поверить, и бубнил, что такого просто не может быть. Например, про то что на уроках совершенно никто и никогда не слушает учителя и каждый разговаривает о чем хочет и занимается своими делами, девочки сокрушались, что  даже сидя на первой парте совершенно невозможно услышать из-за шума и гама  что говорит учитель, которых никто из школьников ни во что не ставит, якобы. Это сперва рассказывали две дочки моего другого друга, учащиеся в одном классе. Их мама, даже посетовала , что в школе дети бесполезно тратят время, поскольку реальных знаний не получают совершенно, из-за невозможности обучения в таком режиме в принципе. Когда спросили дочь хозяев, учащуюся в 5 классе -- так ли это все, она  рассказала, что у них в школе все совершенно так же,  даже еще хуже. Это обычные районные школы. И сперва я подумал было, что в других школах, частных, возможно другая история, но  вспомнил, как мне моя знакомая, преподававшая одно время в частной школе физику, часто жаловалась, что привлечь внимание детей на уроках можно только каким-то специфическим способом, начав рассказывать не предмет, а нечто такое , что им, школьникам, лично интересно, в противном же случае, на учителя просто не обращают внимание.

Так вот, таким образом я оказался подготовленным к просмотру первой серии сериала "Школа" Гай Германики, это была как бы иллюстрирующая детские рассказы движущая картинка, поэтому я уже ничему особо не удивлялся, кроме разве что степени убедительности таланта его создателей.

А я последний раз когда смотрел канал Эрнеста то там вроде Петросян был,перестал смотреть когда перестали показывать спокойной ночи малыши!)))Школу хочется посмотреть, только из за того что столько много критики.Если все одним голосом сказали какое замечательное кино,да еще и на первом,то моментально рвотный рефлекс.Какую школу показал автор это личное дело или восприятие.Нам дали пищу,жевать или выплюнуть это дело каждого лично.Но факт что этот проект не о станица незамеченным,УВЕРЕН!

И я уверен: если каждый день с 22:00 по 22:01 показывать по первому каналу голую задницу (каждый раз новую) то такой проект тоже не останется незамеченным. Разница только в продолжительности: Школа в 25 раз длиннее.

Школу будут смотреть из за этого шума что подняли вокруг.,все это запланированный пиар,как самого сериала так и канала.Из за любопытства,я уверен что многие будут следить за этим сериалом.

На волне всенародного возбуждения не смог не посмотеть первые четыре серии (да простит меня Первый Канал, скачав торренты, а не включив телевизор). И ни малейшего возбуждения не ощутил. Впрочем, отвращения - тоже.

О маркетологическом и культурологическом феномене появления этого изделия в центральном телеэфире судить не берусь, поскольку страшно далек от масс, пребывающих в контексте. Проще говоря, я так и не понял: это бомба или нет.

Конечно, я не так называемая "целевуха", это не для меня снимали. И, если тупой тинейджер заинтересованно будет смотреть в телевизор вместо того, чтобы пить пиво или употреблять наркотики, то польза от сериала окажется несомненной. Однако, боюсь, что тинейджер будет смотреть телевизор и пить пиво одновременно. Таким образом, оздоровительная миссия сериала окажется нулевой. А воспитательной миссии у него, похоже, нет: там не объясняется, что пиво школьнику пить рановато. И информативной функции нет тоже: выйдя на улицу, можно без помощи режиссера, сценариста и актеров понаблюдать ровно такой же сериал. Есть ли у сериала функция эстетическая - не знаю. Я не обнаружил.

абсолютно в точку, я пойду ещё дальше, вообще не буду это смотреть и не потому, что это хорошо или плохо, а потому, что слишком много ажиотажа вокруг, черезчур много, это настораживает.

Посмотрел отрывок (больше 7 минут не осилил) и согласен на все 100%. Первый возникший вопрос: а почему такой шум вокруг этого? Телевизор уже лет семь не смотрю, но даже такого отсталого как я "шедевр" этот не удивил и не разочаровал. Унылая мыльная нудятина с плохим звуком, корявой игрой актёров, идиотскими сценами, оригинальная только трясущейся камерой и обилиим сексуального подтекста в святых стенах школы. Скучно аж жуть. Ну про школу, и что с того? Второй вопрос: нафиг нужны такие сериалы? Халтура и китч - никакое не кино. Пусть уж лучше дети на компьютерах играют и совсем забудут про зомбоящик. Третий вопрос: если режиссёр такой талантливый как про неё здесь пишут, то зачем размениваться на такую халтуру? Это как если бы Цой начал попсу строгать только чтобы его показали по ТЕЛЕКУ!

я правильно сделал что не стал, ничего не потерял, судя по Вашему комментарию.

Мне кажется что системная функция у сериала "Школа" довольно четкая  - родители , отдавая ребенка в школу, должны знать, что жизнь школьника насыщена сложными психологическими испытаниями, что нет никаких гарантий получения качественных знаний, и что рано отдаляться от личного воспитания своего детеныша, надеясь переложить эту миссию на школьных учителей.

Системная функция у этого серила это привлечь обычную тупую массу телезрителей к просмотру рекламы.

Системная функция у этого серила это привлечь обычную тупую массу телезрителей к просмотру рекламы, чтобы в перерывах между просмотрами рекламы понять, что что жизнь школьника насыщена сложными психологическими испытаниями, что нет никаких гарантий получения качественных знаний, и что рано отдаляться от личного воспитания своего детеныша, надеясь переложить эту миссию на школьных учителей.

Я видела фильм Гай Германики «Все умрут, а я останусь» , и он мне понравился, уж извините, у многих другое мнение, я знаю. Хотя это не моя жизнь и не мое отрочество, но я чувствую в этом правду. Теперь эта «Школа» — вокруг которой сразу столько шума. Пока не понимаю почему. Мы с дочкой посмотрели одну серию. Ничего ужасного, из-за чего общественность могла бы возмущаться, я не увидела. Ах, некоторые школьники курят и ругаются матом??)) Какой пассаж!!)) Меня покоробила бы фальшь, но я ее не почувствовала. И дочка моя (13 лет, седьмой класс) не почувствовала, а она очень тонкий человек. Она сказала, что учителя однозначно похожи. А в остальном — сказать, что зацепило и буду смотреть... не знаю. Буду иногда поглядывать из любопытства.

Справедливости ради хочу прокомментировать и претензии, что это, мол, «вопиюще непрофессионально, бездарно» и т. п. Знаете, я не согласна. Именно потому, что бездарные вещи фальшивы насквозь (посмотрите другие русские сериалы по разным каналам, да и не только сериалы). Когда слышишь диалоги героев, сразу испытываешь чувство мучительной неловкости. А здесь я лично этого не чувствовала. Что уже плюс.

О да, раз есть хоть один плюс, то всем смотреть на это чудо!

Ну почему же такое раздражение! Никто никого не призывает смотреть. Все просто высказывают мнения - будьте терпимей, люди!)

Мне действительно непонятно столь острое раздражение многих, вызванное этим сериалом - при том что по-настоящему запредельно чудовищных программ - как, например, юмористические  программы на канале Россия - пруд пруди!

Удивительно...

Вы правы, по-своему. Это я со своей колокольни спустился. Первый раз за семь лет попробовал посмотреть телевизор - и вот результат. Совсем не хотел никого обидеть, извините.

Мы должны были быть готовыми к тому, что среди детей, выросших в страшные перестроечные годы окажутся талантливые режиссёры

У Гай Германики нет розовых очков. Их разбили соученики в далёком перестроечном детстве. Я хорошо понимаю, что если она не скажет того, что должна сказать, то заболеет, потому что всю жизнь носить в себе такие переживания, просачивающиеся по каплям в её кино, - невозможно. Это её сериал, ей дали его снимать. Правильная серия - 30 минут. Больше не выдержать. Заболеешь сам. Жизнь показана такой, какая она есть! Но это совсем не значит, что ВСЯ ОНА должна быть показана многомиллионной аудитории. И человеку, делающему искусство, нужно быть более снисходительным к публике. Ведь это он выдержал психически те кошмары, которые показывает так явственно.  Страшнее некуда. Но это - правда. Именно так и обстоят дела в обычной жизни. Наверное, у самой Гай Германики не было трепетных учителей, радостных, готовых помочь каждую минуту соучеников, заботливых родственников, раскатывающих ковровую дорожку перед каждым  шагом. Наверное, всё это так. Но нельзя забывать, что все взрослые хотят видеть жизнь более привлекательной, чем она есть на самом деле - это естественное желание потревоженной за жизнь психики, особенно российского гражданина. Некоторые люди даже стараются не замечать проблем своих детей, упрекают их в лживости - лишь бы не создавать себе дополнительные проблемы.

Проведённый мной опрос среди подростающего поколения свидетельствует, что "им надоели сладко-сопливые истории про нянь с предсказуемым хорошим концом". Они радуются правде с экрана.

Нужно только отдавать себе отчет в том, что террористы, устроившие 11 сентября частично "учились" по придуманным кем-то фильмам.

Выплёскивая своё, нужно помнить, что воздействие "экрана" на одинокого подростка, предоставленного самому себе - гораздо более эффективное воспитание, чем все разговоры учителей и уставших родителей.

Я считаю, что нельзя оставлять в одиночестве для работы с многомиллионной аудиторией молодого, пусть даже и очень талантливого режиссёра. Ведь сериал на Первом канале  - это не фильм, который смогли посмотреть ограниченное количество людей, да и только те, которые захотели посмотреть. 

Владимир Путин с некоторым опозданием высказал свое отношение к сериалу "Школа": «Наверное, у нас много проблем. И людей много с проблемами. И заведений. Но я думаю, что какими бы острыми отдельные случаи ни являлись, необоснованно делать обобщающие выводы и обозначать тенденцию".  При этом сериала он не видел, а в знаменитую цитату про Пастернака вставил другого писателя:  «Я не видел этого сериала, не смотрю его - просто у меня времени не хватает, а если сам не смотрел, то не хотелось бы, как в советские времена: "Солженицына осуждаю, правда, сам не читал».

При этом, все же, осудил. 

Призыв "не делать обобщающих выводов и не обозначать тенденцию" - это новое слово в практике "эффективного менеджмента".

Совершенно удивительная скорость

Только Путин сказал - не нужно обобщать - тут же партия откликнулась. Грызлов уже предложил снять в противовес сериалу Гай-Германики сериал про военно-патриотическую школу в Рязани. 

Даже легко найти - кому снять: у Путина есть "свои люди" с Союзе Кинематографистов. 

Все оспаривают сериал, т.к. совсем не знают современную молодежь. Она сильно изменилась за последние годы ... особенно в Москве. Подросты обнаглели ... стали более дерзкими и избалованными! Дальше будет только хуже .... мир меняется! Чему тут удивляться?

Сегодня вечером пресс-служба "Первого канала" сообщила, что с 15 февраля "Школу" закроют, то есть снимут с эфира. Ходят слухи, что оставшиеся серии (на данный момент показали 17, а всего их около 50-ти) покажут в социальной сети vshkole.ru, посвященной сериалу. 

Мы связались с Гай Германикой, но она пока не дает никаких комментариев. 

Очень жалко. Единственное событие на ТВ достойное разговора.

 Lenta.ru со ссылкой на одну из актрис пишет, что это временно, из-за Олимпиады, и в начале марта сериал вернут на место. 

Если фильм действительно снимают с эфира и не вернут - это триумф чиновнической трусости и зашоренности и явное свидетельство, что кому-то в госдуме и в минобразовании правда колет глаза. А показанное в фильме и есть правда о постсоветской российской школе, рассказанная не так давно непосредственным очевидцем и участником этой школьнической жизни, в которую учителя и родители по определению не могут проникнуть.

Но тем лучше для популярности сериала - теперь с тем большим рвением люди будут искать серии в интернете или смотреть его на тех не-центральных каналах, которые могли бы продолжить показ у себя. Актёров фильма можно поздравить с тем, что они проснулись знаменитыми, а Валерию - с самым успешным её проектом

Мария Шубина Комментарий удален

Эээ, вы чего? Как писали Стругацкие: "Народу не нужны нездоровые сенсации. Народу нужны здоровые сенсации!".

Вот, на РИА Новости (кстати, их название пишется именно так, не нужно никаких кавычек -- на будущее): ""Школа" действительно не будет показываться с 15 февраля в течение двух недель, но только в связи с началом Олимпийских игр. Из-за большого объема спортивных трансляций канал изменил сетку вещания на этот период, и сохранить прежнее время показа "Школы" было невозможно", - пояснила представитель телеканала." Ссылка: http://www.rian.ru/culture/20100209/208340559.html

Давайте работать профессионально.

p.s. ох уж эти новые постраничные комментарии. Не самая лучшая идея :(

Не вижу тут проблемы "со снятием". Если это действительно серьёзная работа, то можно уйти в интернет и там вещать себе "на здоровье". Если же - это "поделие", то снятие с эфира будет равнозначно смерти, потому, что основная задумка работы - массовость. Cнятие с эфира только пойдёт на пользу и укрепит фильм.

Николай Журавлев Комментарий удален

Возможно фильм имеет документальную исключительность и реальный мир переживаний юного поколения имеет своей целью надрезать равнодушие мира взрослых (коль скоро по другому не хотят услышать). Мне представляется что как только фильм стал сериалом он потерял свою цель и нравственную составляющую. Я вспоминаю себя 12 - 14 летним мальчишкой и могу сказать что для подавляющего большинства ребят примерно этого возраста такие фильмы становятся картой поведения к сожалению в негативном содержании - я хочу быть такими же как они, потому что это круто, так можно. Что было первично в фильме показать, что режиссер думает не стандартно или, что режиссер осознает ответственность за молодых ребят и хочет им помочь?  

Форма совпала с содержанием и убила его

Возможно, я не прав, ибо сужу по очень небольшой части, но ни времени, ни сил на большее нет. Совершенно согласен с предыдущим высказыванием: "как только фильм стал сериалом он потерял свою цель". Вот фильм "Все умрут а я останусь" произвел сильное впечатление. Здесь же, мне кажется, произошло роковое для фильма совпадение материала и кинематографической манеры с жанром: квази-документальные материал и манера нуждаются в строгой оправе, а жанр и форма сериала им противопоказан.

пожалуй, беру свои слова назад, но комментарий пусть остается!  это стоит посмотреть и не судить по небольшой части )

Я в восторге от сериала "Школа": это настоящий прорыв!

Мне 51 год, но когда я был в девятом классе, все именно так и было и почти  все персонажи из 9 "А" были и в моем классе, а это был 1974 год. Я был Вера Ахмаметьева. Но не это важно.  Это не простой слепок с реальности, а как бы структура класса: В любом классе есть самая красивая девочка, та которую не считали красивой, а она расцвела, в любом классе есть лучший ученик и самый обоятельный парень, отморозок, кавказец и "гей". Есть и тот, кто как бы вне школы, как Носова.

Этот сериал -- единственный на нашем ТВ, который показывает жизнь в России,  как она есть. Простите за этот "пример", но вспомните Букиных из "Счастливы Вместе": жена не работает, муж продавец обуви -- а живут в двухэтажной квартире, гостиная метров пятьдесят. А Пиф Будилову кормил жареной картошкой с салатом из свежего огурца. 

Но все-таки самое главное, что есть в сериале, как мне кажется, -- это абсолютная оторванность, ненужность и вредность, преподаваемых в школе знаний. И это в тот момент, когда этим ребятам так нужно знать главное! Чего стоит один только эпизод когда Даша, Оля Будилова и Задоев обсуждают женский период в столовке!

А как важно, что этот сериал смотрят старшекласники: ведь кроме этого сериала ничего в нашей культуре и в нашем обществе не готовит их к жизни! Ведь у нас девушки узнают о сексе после беременности, а какой-нибудь Исаев "придет в себя" уже только в тюрьме.

А еще молодым людям важно увидеть настоящее зрелое мастерство. В этом сериале просто чувствуется восторг мастера: "Я умею все! Я умею все! Все получилось!" И действительно:

Сценарий -- высшего качества.

Операторская работа -- революция, шедевр.

Метод режессирования -- революция, шедевр. Кстати (и это в плюс!!!) Однажды актриса назвала Носову "Валей", а еще в курилке Дашенька говорит Будиловой "Ань, ты куда?"

Актерский ансамбль. Миша и его папа, говорящие абсолютно одинаковыми голосами и вообще одинаковые -- шедевр. Бабушка и дедушка Носовой -- шедевр. Пиф, Леха, Носова, Будилова, Исаев -- пять шедевров. Англичанка -- шедевр.

Некоторые сцены или кадры -- классика, будущие учебные пособия.

Не хочу никого обижать, но кроме фильма "Облако-Рай" я ничего подобного, даже близко, в современном российском кино не видел.Так что я считаю именно эту работу самым важным и самым талантливым (и еще самым спасительным, самым подающим надежду, самым своевременным) культурным событием в России за последние десятилетия.

Валерия Гай, я желаю Вам  доброго здоровья, долгой жизни и, наверно главное, достойных проектов. Громадный талант и счастие о обладания им у Вас уже есть -- это видно. Только, пожалуйста, помните Пушкина и Лермонова -- надо как-то научиться и полную свободу сохранить и все-таки не довести дело до какой-то дурацкой дуэли, с кем-то или с чем-то. Сохраните себя.

Спасибо за "Школу"!

"Школу" номинировали на ТЭФИ

Сериал "Школа" номинирован на ТЭФИ, причем сразу в нескольких номинациях: "телевизионный художественный сериал", "продюсер фильма" (Константин Эрнст и Игорь Толстунов), "сценарист худ. фильма или сериала" (Руслан Маликов) и "режиссер тел. фильма или сериала" (Гай Германика). Главный конкурент "Школы" - сериал "Адмирал" с Лизой Боярской в главной роли. Но Валерия Гай Германика уверена, что награда достанется ей. Победители станут известны 20 и 25 сентября, когда пройдут церемонии вручения премии ТЭФИ "Профессии" и ТЭФИ "Лица".