Барак Обама в еженедельном обращении на YouTube 6 ноября рассказал, как он будет спасать экономику, и представил радикальный план модернизации инфраструктуры.

Накануне в интервью каналу NBC избранный президент пообещал, что прежде чем станет лучше, будет еще хуже.

Оба выступления Обамы – главная экономическая новость недели и, вероятно, всего последующего года.

Программа, сравнимая по масштабам только с New Deal – мерами, которые администрация Рузвельта предприняла для преодоления Великой депрессии в 30-е годы, еще не проработана в деталях. В ролике на YouTube Обама впервые обозначил ее основные направления. Их пять.

  • Перевод всех правительственных зданий на энергосберегающие технологии.
  • Государственные инвестиции в реконструкцию инфраструктуры, в первую очередь дорог и мостов.
  • Строительство и реконструкция школ.
  • Развитие кабельных сетей для широкополосного доступа в Интернет - сейчас США занимают 15-е место в мире по их распространенности.
  • Объединение всех больниц в единую информационную базу и общая реформа здравоохранения.
  • <object width="480" height="295"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/iGpIT2bVZDw&hl=ru&fs=1"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/iGpIT2bVZDw&hl=ru&fs=1" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="480" height="295"></embed></object>

    Все эти меры должны создать 2,5 миллиона новых рабочих мест. Предполагается, что в течение декабря план будет доработан, а в январе пройдет утверждение в конгрессе, так что Обама сможет его подписать уже 21 января, в свой первый рабочий день после инаугурации. Вероятность того, что республиканцы заблокируют план в сенате, где демократы не смогли набрать абсолютного большинства, считается минимальной.

    Точный объем предполагаемых инвестиций пока не назван – по разным оценкам, он может доходить до 1 триллиона долларов в течение двух лет. Спикер палаты представителей конгресса от демократической партии Нэнси Пелоси (Nancy Pelosi) оценивает план Обамы в 400-500 миллиардов долларов.

    Безработица

    Главная цель плана – создание новых рабочих мест. В ноябре в Соединенных Штатах потеряли работу 533 тысячи человек – это рекорд со времен рецессии 1974 года. Официальный уровень безработицы уже достиг 6,7%, но эта цифра включает только зарегистрированных безработных, которые ищут новую работу и претендуют на пособие. Фактический уровень безработицы оценивается в 12,5%.

    Увольнения затрагивают все сферы экономики – по оценкам USA Today, 60% руководителей в США в течение полугода собираются увольнять сотрудников. Увольнения не всегда происходят мирно – в Чикаго, где сейчас работает переходная администрация Обамы, 250 уволенных рабочих захватили завод пластиковых окон и требуют гарантий и компенсаций. Помимо социальной нестабильности, безработица (или ее перспектива) подрывает потребительский рынок – по данным Reuters, розничная торговля уже настроилась на плохие продажи в рождественский сезон, а в наступающем году почти половина американцев откажется от платных кабельных телеканалов, каждый пятый будет экономить на мобильной связи, каждый восьмой – на доступе в Интернет и стационарном телефоне.

    Инфраструктура

    Инфраструктура Соединенных Штатов находится в довольно плачевном состоянии – во всяком случае в сравнении с развитыми странами. Европейский союз с момента своего создания централизованно вкладывает огромные деньги в строительство и реконструкцию автомобильных дорог, а в США крупных дорожных проектов не было с 50-х годов. Особенно плохо обстоит дело с мостами, многие из которых в аварийном состоянии – об этой проблеме вспоминают из-за регулярных аварий. Последняя крупная катастрофа произошла 1 августа 2007 года, когда в городе Миннеаполисе обрушился мост через Миссисипи, 13 человек погибли, десятки пострадали.

    Немногим лучше обстоят дела и с железной дорогой – единственный скоростной поезд Acela Express, который ходит между Бостоном и Вашингтоном через Нью-Йорк, Филадельфию и Балтимор, значительно уступает европейским и японским конкурентам и по техническим характеристикам, и по комфорту, не говоря уже о разнообразии маршрутов.

    Сфера образования считается одним из наиболее стабильных работодателей в условиях кризиса. Ожидается, что многие квалифицированные специалисты, лишившиеся работы в реальном секторе, займутся преподаванием. Кроме образования, новые рабочие места будут создаваться в основном в сферах безопасности, энергетики, экологии и здравоохранения. 

    Что говорят

    Планы Обамы впечатляют масштабами, но сомнения в их безусловной эффективности возникают даже в демократическом лагере. Один из влиятельных экономических советников избранного президента Джейсон Ферман (Jason Furman) выразил сомнения, что государственные инвестиции в инфраструктуру помогут преодолеть кризис в краткосрочной перспективе. При этом необходимость массированной помощи государства не оспаривают даже консерваторы – наоборот, они пытаются подвести под новую политику консервативную идеологическую базу. Например, финансист из администрации Буша Эмиль Генри-младший героически доказывает, что госинвестиции не противоречат доктрине Рейгана – советские ученые очень похоже присягали на верность марксизму-ленинизму.