Катерина Мурашова /

Побег за пределы амбиций

Куда спрятаться подростку, если его способности не оправдывают родительских ожиданий

Иллюстрация: Hernan Bas
Иллюстрация: Hernan Bas
+T -
Поделиться:

Это было давно, на излете перестройки. Основное психологическое образование и специализация по медицинской психологии у меня уже были, но мое собственное понимание устройства личности, а также болезни, здоровья, психосоматики, психологических и психиатрических проблем и их взаимосвязи еще не сложилось. (Если кто не знает, сообщаю: на сегодняшний день общепринятой всеми практикующими психологами концепции устройства личности не существует, большинство либо пользуется одной из более-менее равноправно наличествующих, либо строит некую эклектику для личного повседневного употребления. Самые уверенные в себе придумывают свою собственную концепцию и предлагают ее «городу и миру».)

Мама с высоким худощавым подростком пришли поздно вечером, на последний час приема, когда в поликлинике уже почти никого не было и, хотя свет горел, коридоры казались темными и пустынными.

— Ты сам будешь рассказывать? — спросила мать, тревожно взглянув на сына. — Может быть, мне вообще выйти? Тебе так легче будет?

— Подождите выходить, — попросила я. На самом деле я просто слегка побаивалась оставаться один на один с сумрачного вида подростком: вдруг это мать его сюда притащила и он вообще разговаривать не станет. Что мне тогда делать? — Сначала расскажите свое видение ситуации, а потом Сережа расскажет свое. У меня будет по крайней мере две разных точки зрения. Потом я добавлю свою и — понимаете, триангуляция — возникнет хоть какая-то возможность выстроить объемную версию происходящего.

Женщина уважительно закивала:

— Да-да, триангуляция, конечно! Понимаете, Сергей всегда, с самого начала был таким спокойным, тихим. Не капризничал. Не хулиганил, не дрался. Очень любил открытки старые рассматривать. Посадишь его, он и сидит…

— Беременность, роды? — быстро спросила я.

Когда у нас имеется младенец типа «посадишь и сидит» — это всегда повод насторожиться в плане неврологии. Но никто обычно в это время не настораживается, все, наоборот, радуются: удобно. Таскают по врачам тех, которые постоянно вопят и крутятся.

— Тяжелые были роды, — признала женщина. — И стимуляцию мне делали, и тащили его. Как-то он не так шел. В какой-то момент акушерка даже второму врачу сказала так панически: «Что будем делать?! Мы же так ребенка потеряем!» У него на головке прямо вот как отпечаток пальца был. Синий такой. Потом прошло. И кушал он сразу хорошо. И спал.

— Понятно, — сказала я. — Рассказывайте дальше.

— Мы все всегда делали, что врачи прописывали. И массажистка к нам на дом приходила, и на море ездили. Да с ним, говорю же, и не было никаких проблем. В садике его очень любили, он никогда не шалил, воспитательнице помогал и с девочками дружил. Отец тогда уже сердился даже.

— На что же он сердился?

— Ну, говорил, что мы с бабушкой маменькиного сынка растим, а не мужчину, что он сдачи дать не может и ни разу не попросил ему пистолет или саблю купить. Он и вправду в такое не играл никогда. Только в конструкторы, в животных, в маленькие всякие игрушечки, мозаики любил собирать, лото, ну и вот открытки еще…

— А с другими детьми?

— В садике все нормально было. Воспитатели его любили, так и дети не обижали. А вот с первой учительницей Сереже не повезло.

— В смысле?

— Он не успевал за всеми. Не то что не понимал, просто медленнее других делал.

— Я не понимал, — возразил Сережа. — Я помню. Я на уроке не понимал. Не знал, что писать, и переставал вообще.

— Ну вот. Учительница, кажется, хотела, чтобы мы ей деньги платили, чтобы она с ним занималась, а мы наняли другого репетитора. Сережа подтянулся, но она уже как-то так к нему относилась… И дети вслед за ней, они же маленькие, на учительницу очень ориентируются. В общем, там такие отношения сложились…

— Меня дразнили «дебилом» и били, — спокойно констатировал Сережа. — А я не мог ничего сделать: их пятеро было.

— Отец тогда несколько раз ходил разбираться, и все в общем-то утихло. Но школу Сережа не любил и учился так себе. После начальной школы мы его оттуда забрали и устроили в гимназию.

— Зачем?! Если он с трудом усваивал обычную программу!

— Отец решил, что нужно хорошее образование.

— Он сказал так: большие расстояния преодолеваются постепенно, шаг за шагом, — снова вступил в разговор Сережа. — Ты будешь все время ставить себе маленькую цель и ее достигать. Потом следующую. И постепенно у тебя все получится. Как и у меня. Ты же мой сын.

— Кто твой отец?

— Бизнесмен. У него три завода и две автоколонны.

— Он из Стерлитамака в Ленинград приехал, — уточнила мать. — В одних штанах и с 25 рублями в кармане.

Дальше, в общем-то, можно было не рассказывать. Но что происходит сейчас?

— Он с этого года стал другой: нервный весь, дерганый, может заплакать — в шестнадцать-то лет! А он и в младенчестве почти не плакал. Может сидеть, уставившись в стенку, час, другой. И это когда уроки не сделаны. С друзьями — у него их двое — почти перестал встречаться. И самое страшное, почему я к вам и прибежала: стал ложиться в кровать со светом и еще громкую музыку включать. Я спрашиваю: что за новости? А он мне: иначе мне не заснуть, так я «их» хоть как-то заглушаю.

— Хорошо, — сказала я. — Теперь посидите в коридоре.

***

Оставшись один, Сережа довольно внятно изложил мне симптомы: слуховые галлюцинации — хор, иногда невнятно спорящие голоса, симфонический оркестр, кошмары, которые как-то не сразу исчезают после пробуждения, апатия, нежелание ничего делать и никого видеть.

Продуктивные и негативные признаки юношеской шизофрении одновременно, через запятую. Все совпадает? Что-то мне мешало поставить точку.

— Ты сейчас в десятом классе. Как тебе в гимназии? Что дальше?

— Я делаю уроки часов по шесть, и у меня два репетитора. Дальше? У меня нет никаких увлечений. Поэтому папа уже выбрал мне институт и факультет. Говорит, хорошие и не самые сложные. Но если я замахнусь на Политех или прикладную математику, он будет только рад — так он говорит.

— Ты единственный сын?

— Да. К сожалению. Мама после меня не могла больше родить.

— А все-таки чего хотел бы ты сам? Ты же не мог не думать.

— Вы будете смеяться.

— Не буду.

— Я хотел бы быть воспитателем в детском саду. Лепить с детьми, мастерить, клеить, рисовать открытки родителям к празднику.

Я почувствовала, как у меня защипало в носу, и слегка отвернулась, чтобы он не заметил. Бедняга! Детский сад — единственное счастливое время в его жизни, он хотел бы туда вернуться и делать счастливыми других. И у него получилось бы!

— Ну вот, вы смеетесь!

— Ничего подобного!

— Еще я люблю готовить, мне нравится торты делать, и салаты придумывать и оформлять — красивые и вкусные, все говорят.

— Иди в кулинарный техникум!

— Вы смеетесь?!

— Увы, нет. Я практически плачу.

— Смеетесь…

***

— Я не вижу, не чувствую психиатрии как процесса, — сказала я матери. — Скорее, это вынужденное — его мозг готовится к бегству. Ему бесконечно тяжело учиться в гимназии. Он с ужасом и отвращением думает об уготованной ему отцом дальнейшей жизни. Все что угодно лучше этого — так ему сейчас кажется. Он не может обматерить вас, хлопнуть дверью, сбежать в одних штанах, у него нет для этого ресурсов, да и бежать ему в общем-то некуда и незачем. Он другой, но для него тоже есть место в этом мире — вы можете объяснить это вашему мужу?

— Я пыталась, но он меня не слышит. У него один сын, наследник, он не хочет ничего знать, для него жизнь — это преодоление трудностей…

— Сможете привести мужа?

— Он не пойдет. Он говорит, что вся эта психология — для слюнтяев и бездельников.

— Вы же мать! Вы видите, что происходит с Сережей. Попробуйте настоять: пусть муж ни к кому не идет и просто его отпустит. Пусть парень идет в кулинарный техникум или педагогическое училище. Это как раз соответствует его способностям и желаниям. Там он будет счастлив. А если поверх перинатальной энцефалопатии в нем вдруг проснутся-таки честолюбивые отцовские гены — это, кстати, возможно, так как процесс восстановления в 15 лет не закончен, — и стремления, так ведь никогда не поздно. А сейчас вы его просто столкнете в яму.

— Я попробую, но практически не надеюсь.

***

Прошло довольно много лет. Немолодая женщина поздоровалась со мной в осенней аллее недалеко от поликлиники. Я вежливо-равнодушно ответила, собираясь идти дальше. А женщина вдруг заплакала. Я, конечно, оторопела и остановилась.

— Вы не помните, — констатировала она. — У вас так много посетителей.

— Попробуйте напомнить.

Она постаралась. Я вспомнила.

— Что Сережа теперь?

— У него диагноз и таблетки. Два раза в год госпитализация. Он поправился на 35 кило. Сидит и смотрит телевизор. И еще раскладывает открытки. Мы ему их покупаем.

— А отец?

— Отец говорит: что ж, болезнь — это со всяким может случиться. Да он всегда на работе, они и не видятся почти. А я каждый день помню, что мы могли, он мог… Вы знаете, это ужасно, но я почти ненавижу собственного мужа. Но больше, конечно, себя.

— Послушайте, я вполне могла ошибаться, — сказала я. Должна же я была ее хоть чем-то утешить. — Я ведь даже не врач. Это уже тогда могла быть совершенно реальная психиатрия.

— Я тогда, после моего к вам визита, когда вы сказали, что он называет симптомы через запятую, перерыла у него все и нашла учебник по психиатрии. Он его в библиотеке взял…

— Это ни о чем не говорит, — твердо возразила я. — Он мог просто пытаться понять, что с ним происходит.

— Да,-да, конечно… Спасибо.

— За что спасибо?!! — почти закричала я. — Я же ничего не смогла!

— Благодаря вам я знаю, что мой мальчик не сумасшедший. И всегда говорю ему об этом. Он грустно улыбается. Может быть, когда-нибудь мне удастся позвать его обратно.

Если бы я была верующим человеком, я бы сказала: я буду молиться об этом. Но у атеистов нет формулы для подобного случая. Поэтому я просто молча смотрела, как она уходит сквозь вечерний свет и падающие на асфальт желтые листья.

Комментировать Всего 132 комментария

Боже, как жаль! Некоторым родителям действительно легче от мысли, что у ребенка неизлечимая болезнь, чем признать, что он, находясь в добром здравии, не соответствовал их амбициям. Я знаю такую семью - точно такое отношение к детям и точно такая печальная развязка - диагноз и вес.  

Вот та аллея по дороге на мою работу и то же время года. Я проходила по ней неделю назад и вспомнила эту печальную историю...

(Со слабой надеждой в голосе) : А через много лет и после 35 килограммов уже нельзя пойти в пед училище и преподавать в детский сад? Или в кулинарное?

Эту реплику поддерживают: Юлия Панченко

Наверно, уже не возьмут с таким диагнозом.

Если бы вы были директором кухни, вы бы взяли человека с таким диагнозом? Подумайте.  

я тут не специалист, но вроде некоторое количество шизофреников работают. Или нет?

Эту реплику поддерживают: Юлия Панченко

да что там работают! вон нас сколько тихих шизофреников по улицам разгуливает))) и иногда мне кажется, что я не шучу... 

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Шизофреники иногда войска водят. Хоть Жанну вспомните ;)

Конечно, работают. Тут дело не в диагнозе. Он сбежал. Это бич нашего времени, не только в этом отце дело - Альцгеймер, депрессии - все же молодеет. И аутизм. Родители сами боятся все ускоряющегося и усложняющегося мира и требуют от детей, чтоб они - вписались. Опасное сочетание.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Он сбежал. Это бич нашего времени,.

Катерина, это тот случай, когда мне очень хочется, чтоб Вы шире раскрыли тему для малопонимающих и озабоченных беспокойством, вроде меня. :)))))))))))

Перевожу свои слова :)). В современном мире для успеха общепринятого типа требуется железная дисциплина в преследовании ограниченного (и часто невдохновляющего)  набора задач. Грубо говоря, Тигровая Мама Эми Чу исключительно упорно именно эти цели преследовала и об этом - за что спасибо ей! - написала, в отличие от сотен тысяч или миллионов мам, которые те же цели преследуют,. молча стиснув зубы.

И вопрос в том, что кому-то это удается, а для кого-то оказывается драмой, близкой к той. которую Вы описываете. Есть, например, американский фильм "The Road to Nowhere" снятый белой американской мамой на эту тему. 

Эми Чу преуспела и похваляется, а создатель фильма не очень преуспела на том же поприще и (безуспешно) пытается подтолкнуть общество к пересмотру ценностей. А я знаю одну тигровую маму из русскоязычных, дочь которой после окончания искусствоведческого отделения престижного университета устроилась чернорабочей на ферму за несколько штатов от мамы. В то же время мама упорно "работает" над тремя младшими детьми от второго мужа.

Я все это к тому, что родителю непросто разобраться, в состоянии ли ребенок стать на время роботом и не поехать, или нет. К сожалению, наша реальность такова, что стать на время роботом часто наиболее оптимальный ход. Не буду здесь писать простыней почему, но это мое впечатление от добросовестного и внимательного изучения американской реальности.

Другими словами, как не потерять перспективу, у тебя растет София Чу или "Сережа"?

Перевожу для контекста отрывок с первой страницы сайта Тигровой Мамы, в сыром переводе.

"Я выросла в очень строгой семье китайских иммигрантов, которые приехали в США совершенно без средств. Первые два года мои родители жили так бедно, что не могли позволить отопление в Бостоне, и зимой носили  дома одеяла. Они требовали от нас троих  абсолютного уважения. Даже получить 5- было проблемой, мы зубрили математику и занимались фортепиано ежедневно. Ночевки у друзей и бойфренды были запрещены. Но эта стратегия сработала для меня. И сегодня я в тесных и близких отношениях с родителями, и считаю, что бесконечно им обязана. Мало того, я считаю, что большие цели. поставленные родителями, в сочетании с их любовью были их огромным даром. Именно поэтому я стремилась воспитать своих детей так, как мои родители воспитывали меня.

Это сработало с моей старшей дочерью Софией. Но в своей второй дочери Лулу, у которой такой же характер, как у меня, я нашла достойного противника. С первого дня своей жизни она не хотела подчиняться, а в 13 лет она объявила восстание............"

ссылка на оригинал

эта стратегия сработала для меня.

Алекс, а в каком смысле она "сработала"? Как Вы это ее высказывание понимаете? Ну кроме того, что она сдублировала это в многолетнее "погонялово" своих детей (причем насколько я понимаю, ее семья уже не голодала и могла заплатить за отопление), а потом оказалась достаточно ушлой, чтобы эту гонку монетизировать в обычном американском ключе: "как я похудел на сорок килограмм" " как я избавился от прыщей" и все такое. Что еще, точнее: что вообще хорошего, интересного, творческого и тд случилось в ее собственной (отнюдь не бедного китайского эмигранта на грани выживания), отдельной от воспитания детей жизни? Ради каких сверхдостижений она (и ее дети?) не ночевали у подружек и не целовались в подворотнях? Что за прорыв с ней случился благодаря такой аскезе и  во многом благодаря ее родителям?

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

а в каком смысле она "сработала"? Как Вы это ее высказывание понимаете?

Катерина, американская жизнь все больше и больше напоминает иерархическую пирамиду. Когда-то отцы-основатели считали, что основой американской демократии будет независимый фермер-производитель, т.е человек, владеющий землей как средством производства, и посему независимый от "начальства". Работающие по найму не считались носителями демократии.

С тех пор массы переселились из деревни в город и из владельцев независимых бизнесов все больше превращаются в наемных винтиков ЧУДОВИЩНО ОГРОМНЫХ корпораций. Чтобы занять в этой пирамиде место повыше, требуется попасть в университет Лиги Плюща, иначе ты попадаешь на менее привлекательные средние или низкие уровни пирамиды с минимальным шансом подняться. Скажу сразу, что качество жизни на этих уровнях, как правило, жуткое. Поэтому достижением Эми явилось поступление ее детей в университеты Лиги Плюща, обеспечивающее им "правильное" резюме. За их дальнейшим ростом я не следила. :)

Спорить о философском смысле жизни Эми как-то не хочется. все и так понятно :) Как американская родительница скажу, что от тупости общественной школы лезу на стену. Не хотелось бы, чтобы сын имел с такой дело в университете и на работе.

Алекс, я ничего не знаю про Америку, а иерархия есть еще у обезьян, но я свято уверена и ничто меня не переубедит: не всем для счастья и полноценной адаптации в этом мире (в США в том числе) нужно это карабканье по ступеням и не всем нужно учиться в университетах лиги плюща, что бы это ни значило. 

А вот ночевать у подружек и целоваться в подворотнях (на задних сиденьях машин в американской интерпретации)...;)

Крайне интересно, кстати, что будут видеть своей жизненной целью дети этой Эми (куда дальше будут карабкаться? Президент США - китаец?;))

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Просто все время не переставать видеть самого ребенка нмв. Мы все хотим адаптировать своих детей и готовы все (или многое во всяком случае) на это положить. Важны три момента 1) ребенок это не вы (многие родители пытаются работать с детьми, как будто это их клоны, кстати, - пардон за мою нетолерантность ;)) - может для китайцев это и вправду на данном этапе развития их этноса эффективная стратегия?;) ) 2) мир так быстро меняется, что ваш ребенок будет жить не в том мире, к которому адаптировались вы сами (и стало быть ваш опыт взгляды и наработки не всегда актуальны уже сейчас) 3) есть разные способы адаптации, о многих мы просто ничего не знаем, потому что смотрим снаружи (ну вот например что я знаю о чести и счастье быть офицером, принадлежать к воинскому братству и тд?) Идея, что надо сразу закрыть для ребенка все неизвестные мне дороги кажется мне слегка... ну, нечестной что ли...

Идея, что надо сразу закрыть для ребенка все неизвестные мне дороги кажется мне слегка... ну, нечестной что ли...

Катерина, спасибо за три момента, учту. Мы кстати, вчера Ваше эссе вдвоем с мужем читали и обсуждали.

С Вашими словами, что я вывела в шапку, есть такой момент. Я вижу развитие ребенка следующим образом. Появляется маленькое существо на свет, первые годы оно растет под полной охраной и влиянием близкой семьи. (Допустим, что семья не только нормальная., а даже отличная) Постепенно он "выходит в свет". Природой он приспособлен верить взрослым и окружению. В эти годы ему можно "впихнуть" почти какие угодно ценности, не только положительные:(.  Например, в 1м классе сына активно стали атаковать религиозной пропагандой в сельской школе. Это был серьезный тест для нас на пару лет - выбить из него желание верить сказкам про бородатого дедушку. (Предствляю, как морщатся, читая это, верующие родители, но им их бог дал своих детей :)) Потом в наступление пошла массовая культура, скажем реклама таблеток для выращивания мышц, которую у нас гонят повсюду на интернете. Мальчик хочет мышц супермена,а папа и мама опять  воюют с влиянием окружения. :( Потом наступает стадия аддикции в играм. И т .д. 

К чему я это веду? К тому, что реальному родителю НЕВОЗМОЖНО не блокировать массу влияний, и невероятно трудно провести черту, где блокировать ("закрывать дороги"), а где разрешить экспериментацию.Вот и маюсь вопросами, где запретить, где толкать, где разрешить.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

продолжение

Вот пример.

Привела саына бассейн в 3.5 года на групповые занятия по плаванью.  К 4.5 годам сын уверенно и с огромным удовольствием держался на воде и нырял. Но в том конкретном хорошем бассейне - очередь на много лет на частные уроки, чтобы продолжать учиться там дальше. Записываться, оказывается. нужно было при рождении ребенка ( Да здравствует хваленый американский рынок) Стали искать частные и групповые уроки в других местах. Качество обучения везде очень слабое. Перепробовав 4-5 мест боль-менее научили его плавать тремя стилями в надежде попасть на команду (где, якобы, приличнее учат) На команду не взяли. Новая серия уроков. В 9 лет ребенок попадает на одну из (слабых) команд, но и там ничему не учат - помощники тренера только гуляют по бортику. Сын начинает участвовать в соревнованиях и регулярно приходит предпоследним с конца среди 100 участников. Ему это не нравится, и нам тоже. Цели стать чемпионом нет, но, если платишь и ходишь, считаем, должны учить. Но не учат.

В начале этого года начинается поиск более хорошей команды, где, таки, будут учить. Наконец, его берут в приличное место. В приличном месте он оказывается самым слабым. И после всего вышеописанного он не хочет ходить на хорошие тренировки, жалуется, что тяжело, что вода холодная и что другие дети над ним подтрунивают за то, что он всегда последний. В целом сын очень спортивный, и этим гордится. Такого поворота он совершенно не ожидал и не знает, как с этим иметь дело. Уже не первый раз имели дело со слезами. :(

Мама с папой чешут в затылке, толкать или не толкать? Вопрос непростой: спорт нужен, и с любым спортом будут те же самые проблемы, что уже описаны выше. Система здесь примерно такая: на уровне начинающих ни черта не учат, и дети тратят время, а родители - время и деньги. Чтобы попасть туда, где учат, нужно как-то научиться там, где не учат. Когда попадаешь туда, где учат, там требуют упорства и показателей. Ребенок один и не тефлоновый. Куда податься бедному родителю в реальном мире?

Алекс, восхитительный пример :)))

С моей точки зрения вообще вся описанная Вами бассейная драматургия находится чисто в голове родителей. Ребенок тут объект (он ничего от вас не требовал по этому поводу). Значит, вы (родители) должны были решить: чего вам вообще надо-то? 1) Чтобы, оказываясь на берегу водоема или бассейна ваш сын мог безопасно для себя поплавать, понырять и получить удовольствие - один или вместе с друзьями? Тут достаточно доброй воли родителей, пары отпусков на море или озере  и\или ЛЮБОГО бассейна. 2) Чтобы он профессионально занимался плаванием? И достигал в этом реально-высоких результатов? Вам точно это нужно? Зачем? И почему именно плаванием, а не, допустим, легкой атлетикой? Ну ладно, нужно. Тогда надо поговорить с тренером. Есть ли шанс на высокие результаты? Если он говорит: нет, можно поискать другие точки приложения ваших амбиций, может, он в керлинге лучше преуспеет или в упражнениях на брусьях? Если тренер говорит: да! Достигнет, если будет много работать! Тогда вы отдавая себе отчет, что это чисто ваши траблы, говорите сыну: вот тут мы на тебя танком поедем, потому что нам это... (дальше напрашиваеся не совсем цензурный глагол), может быть тебе потом даже понравится и ты нам спасибо скажешь, как та китаянка, которая своих детей гвоздиками к пианино приколачивала, - своим родителям. А может и не скажешь, но нам на это плевать, нам нужно, чтоб ты сейчас плаванием занимался, готовься - танк  пошел...;)

это чисто ваши траблы,

Отвечаю :)

Все, что Вы написали, я хорошо понимаю :) Поэтому и мучаюсь :(

Траблы эти и мои, и сына (хоть он этого еще не понимает). У нас совсем другая система поступления в ВУЗ - не по ЕГЭ, а по совокупности данных, включающих школьные отметки, характкеристики, ЕГЭ, спортивные и художественные достижения и общественную работу. Как здесь на стену лезут старшеклассники по 18 часов в день без выходных, чтобы встретиь эти невероятные. абсурдные ожидания, в России людям и в страшном сне не приснится. Вы думаете, что Эми Чу гвоздиками к фортепиано просто так приколачивала? Она для поступления в Гарвард и Йель приколачивала! И преуспела!

Поворачиваться к обществепринятым подходам спиной я очень даже умею. Но и цену последствии таких действий заплатила. Поэтому не уверена, что хочу вести сына альтернативным путем, в пещеру или шалаш.

Алекс, так я же выше и написала последним пунктом: осознанные действия - не будет тебе, зайчик,  того и этого, а будут гвоздики, потому что я приняла твердое решение: мой сын должен учиться в Гарварде или иеле, для совокупности предпосылок я выбрала плавание (а могла бы выбрать прыжки с шестом). Танк пошел... И вовсе не в американской образовательной системе дело (у нас тоже и достижения учитывались, я пачку грамот за олимпиады вместе с документами в универ сдавала,  и спортнабор был, у меня приятель-сокурсник по нему на биофак поступил, сейчас в Пушкине попом служит), а в иерархической системе у ВАС в голове. Имеете право? Вполне нмв, ваш ребенок все-таки.  Но чем меньше самообмана (мир таков и тд), тем лучше. Китайцы, кстати, по моему, вообще не самобманыааются. Смотрят в зеркало, видят танки, и все их устраивает ;))

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян, Ирина Громова

в иерархической системе у ВАС в голове

Нет, нет и еще раз нет! В МОЕЙ голове всю жизнь - личные цели и ценности. И я за это здорово заплатила и еще заплачу. Сын генетически абсолютно такой же. Мое поведение по отношению к нему продиктовано желанием скорректировать мое и его генетическое поведение с бОльшим учетом реальностей среды обитания :))

(Вы мои мотивы довольно здорово тут упрощаете. :)) В этой голове гораздо больше факторов, чем эти руки могут изложить на клавиатуре, не превратив Сноб в бесконечную (и всем скучную) Сагу о Голове Лосетт) :)))))))))))

ПС. А про американских китайцев Вы немного ошибаетесь. Я их много знаю. Умные люди. :)

Танк пошел...

Танк запущен не мной, а Системой Образования и Системой Современной Американской Экономики. Китайцам она психологически очень подходит, потому что она в Китае такая была тысячелениями - подготовка и "госэкзамен" на службу.

К сожалению, в США  неотступно происходит стуктурная "китаизация" (иерархизация китайского типа). Запущена она отнюдь не мной. Я - сторонник многовекторной политической и экономической демократии и ненавистник корпораций. В своей среде обитания я  пытаюсь разработать личную стратегию "работы с танком" - где уклониться, где спрятаться, где обойти с тыла, а где подчиниться. :)) Для разумной тактики требуется немалая мудрость. Вот и спрашиваю совета :))))))))))

,

Алекс, это (про отсутствие самообмана) был КОМПЛИМЕНТ в сторону китайцев. Мне способность отчетливо видеть, что именно и считаю и делаю я сама (а это большинство повседневных выборов - за себя и за детей, если не считать гиперкатастрофы типа цунами, вражеского нашествия или тотальной гражданской войны) кажется как раз-таки признаком развитого ума. Если я была невнятна, прошу прощения :))

Разумеется, я неизбежно упрощаю. Я же не знаю Вас лично, а лишь по постам здесь и небольшой переписке в личке. Впрочем и при личных контактах люди во многом общаются не с реальными людьми, а либо со сложившейся у них схемой личности напротив (если знакомство неблизкое), либо с собственными проекциями (если человек близкий по духу или обстоятельствам жизни). Но Ваша ЗДЕШНЯЯ маска ВЫГЛЯДИТ так, как будто Вы слегка "зациклились" на несовершенствах американской системы образования в применении к Вашему сыну ;))  Поверьте, я совершенно не хочу Вас обидеть, Вы сами не раз говорили, что мы все здесь носим маски, но как выглядит маска снаружи, знать обычно полезно ;)

Я уверена, что американская система (как и всякая другая) реально несовершенна. И поступить в университет для ряда людей очень неплохо и большая удача (я сама училась в университете :)) Но, несмотря на это,  я так и не смогла понять, почему в связи с этим нельзя поиграть в гаджет или переночевать у подружки. Зато я очень хорошо понимаю, почему выросши эта китайская девочка (Эми?) начала воспроизводить эту схему в своих детях.  И мне в общем-то интересно, какую схему изберут они. 

Поверьте, я совершенно не хочу Вас обидеть,

А я совешенно и не обижаюсь:)))))))))))):)))))))))))

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Ваша ЗДЕШНЯЯ маска ВЫГЛЯДИТ так, как будто Вы слегка "зациклились" на несовершенствах американской системы образования в применении к Вашему сыну

Не слегка, а очень сильно :))))))))

Поскольку я не работник системы образования, мой человеческий педагогический долг скромен - хорошо вырастить и обучить МОЕГО ребенка. Об американских школьниках, КАК КЛАССЕ, оставляю беспокоиться бюрократов. которым я в год плачу 10 тясяч школьными налогами.  

Моему ребенку школа подходит очень плохо. В приготовительном классе (без дополнительных занятий дома) он был психологом оттестирован на 3й класс по английскому и 4й по математике и преведен в 1й класс  Во 2м классе (с минимальными занятиями дома) школа его оттестировала на 6й класс по математике, и вместо 3го класса по математике он взял четвертый.

В настоящий момент он по любому гуманитарному предмету может спокойно взять вузовский учебник и, уверена, сдаст без проблем. Читает 600 страничную монографию о Варрене Баффете и недавно в машине с папой обсуждал short selling акций. Вчера пришел ко мне и говорит: "Я узнал про интересный финансовый инструмент - фьючерсы." Я ему говорю: "Пойдешь в финансы, будешь заниматься этими сложными финансовыми нструментами." А он мне: "Они не такие сложные."

 Несколько дней назад за обеденным столом с американскими гостями вступил на равных в разговор с рассказом об американских финасовых кризисах 19 и начала 20 веков. На вопрос, откуда он это знает, сказал, что из книг о Вадрербильте и Моргане.  А в школе он долбит учебники, которые по контасту кажутся учебниками для дебилов :((

Предположим, ребенок А - условный "Моцарт". А педагог ему говорит: оперы не пиши, играй песенку "Кукла с Мишкой громкко хлопали". И ТАК ШЕСТЬ ЛЕТ: от Куклы с Мишкой до произведений на уровне всех остальных учеников класса. Школьная система может (??) считать, что это нормально. Понравилось ли бы это условному "Леопольду Моцарту" ?Настоящему Леопольду это не было не страшно - он был сам музыкант. Но мы с мужем не математики, не специалисты по английскому, у нас в доме нет химической лаборатории, в которую давно хочет ребенок, самостоятельно изучив и запомнив все хим. элементы. Мы не можем его взять на домашнее обучение, потому что работаем.

Школа по закону ОБЯЗАНА встречать нужды И моего ребенка. Но совершенно не встречает. С нашими средствами выбор минимальный. Поддержа от общества нулевая. Крутимся, как умеем, более или менее удачно или неудачно.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Светлана Пчельникова

почему в связи с этим нельзя поиграть в гаджет или переночевать у подружки.

Почему? В сутках 24 часа  - 10 на сон = 14

14 - 7 часов в школе (с 8 до 3), где почти ничему не учат = 7

7 минус поесть, одеться  и на обязательную тупую домашнюю работу (просили школу не давать хотя бы по математике - нам категорически отказали) = 4- 5 часов в остатке

В них впихивается:

1. спорт - быть спортивным - большое преимущество, с возрастом жалею, что сама воспользовалась им недостаточно.

2. дополнительные занятия по математике и английскому на уровне сына, а не на "уровне детского сада". Сейчас еще начнутся и занятия по програмированию, которому школа не считает нужным учить.

3. друзья, личные интересы и пр

И ТАК У ВСЕХ ДЕТЕЙ, КОТОРЫХ Я ЗНАЮ

"Вы не готовы рассмотреть гипотезу, что готовкой (и всем другим) можно заниматься не только для того, чтобы пойти в вуз?"

Абсолютно готова со времен, предшествующих появлению ребенка! :)  ТОЛЬКО ГДЕ НАЙТИ РЕБЕНКУ ВРЕМЯ? В  США старшеклассники его находят за счет сна :(((((( Но 11летке я такой выбор сделать не дам (о наших гвоздиках:))

Самый очевидный ресурс - учить качественно в школе, а не убивать там время детей.  В той форме, которая есть, школа - есто для принудительной потери времени: Genius Denied: How to Stop Wasting our Brightest Young Minds Поэтому у меня по отношению к школе безмерная, непреходящая, горящая злоба. :))))))

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова, Елена Пальмер

ТОЛЬКО ГДЕ НАЙТИ РЕБЕНКУ ВРЕМЯ? В США

Алекс, вообще тема нехватки времени ужжасно интересна, на самом деле. Вот вам мой личный опыт из детства. Я ходила в очень особую детскую хоровую школу. Нагрузка у меня была колоссальной. Уроки я делала в ночи. И вот вам интересная штука: сейчас, как только у меня есть кусочек свободного времени, я совершенно не понимаю, что с ним делать. Скажу резче))) я ни черта не делаю в этот момент. Оцепенение мозга. Зато в цейтноте я переделываю кучу дел. И не абы как, а качественно. Вывод? То ли все такие, а я и не знала))) то ли бесконечный цейтнот из детства подарил мне сие. Получите, как говорится, распишитесь.Когда детям по 5-6-7 лет и они просто банально не наигрались, а их таскают на балет, на плаванье, на софтбол, то тут я начинаю вскипать. а кто-то мультики разрешает только по выходным.... как в тюрьме, ей богу....Я это знаете к чему? Я пытаюсь прыгнуть обратно в детство и представить, что мне дали возможность после школы не бежать на ф-но или сольфеджио или учить партии хоровые или еще что, а просто накормили обедом и оставили в покое. Ну, с обязательным условием, что в 9 - в кровать. Сколько бы я двоек нахватала? А может, ни одной?Мне интересно, как бы я распределила время.... Где храбрость выдают, чтоб такой эксперимент со своими детьми проделать?

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Алекс Лосетт, Елена Пальмер

Юля, два важных (для меня) вопроса:

1) играете ли Вы сейчас на пианино ? Поете ли? Хором или иначе?;)

2) Учите ли Вы пению и игре на пианино своих детей?

ПС Я была дворовым ребенком, до которого никому не было дела, что он делает после школы.

Ха..хорошие вопросы)))) 1. Пою сама для себя. Музыкантом не стала. 2. После окончания школы (и после еще двух лет в хоре), за пианино практически не садилась.Дочери музыкальны. Старшая просит инструмент. Я обдумываю.Были времена, моя мама брала ремень, чтоб я садилась гаммы играть (меня не били), были времена, когда я подростком врала, что иду на занятия по ф-но, но на самом деле не шла (мама и дирижер хора проявили глубокую мудрость, поддержав меня, не наказав, и этот этап быстро сошел на нет), были времена, когда я с удовольствием садилась за пианино и играла с упоением. Хор - это отдельная история)))) пение в хоре всегда было чем-то на грани "ощутить существование рая". Но мой хор всегда был особенным. Таких в России (а раньше в Союзе) нет. Он уникален. А начиналось все очень забавно. В пять лет меня отвели в детскую хоровую студию (пока она не стала школой) "Весна". Через полгода папа сказал, что нагрузка больно велика. Я услышала разговор, пришла на кухню и сказала, что возьму раскладушку и пойду жить в "Весну", если мне не разрешат остаться)))) вот так)))

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Алекс Лосетт

Юля, замечательные комменты. Выскажу свои соображния по пунктам.

"Когда детям по 5-6-7 лет и они просто банально не наигрались, а их таскают на балет, на плаванье, на софтбол, то тут я начинаю вскипать."

Я тоже :)).Но я нахожу, что "наигрались" становится устаревшим понятем.  :(( Дети голубых воротничков, да и части белых воротничков теперь играют , в основном, с компьютером. :(( Отправить ребенка в гости - значит, посадить его перед компом в чужом доме. Единственный значительный контингент детей, котрые не приклеены к девайсам - т.н. "одаренные" - им родителти не дают. Но их не так много непосредственно вокруг,  чтобы легко заводить дружбы. :((

Мало того, "таскать" с возрастом приходится все больше: и в 12-15 лет они себя сами еще не  возят. Да здравствует Америка с ее отсутствием общественного транспорта , а местами, и тротуаров! Это судьба всех родителей, за исключением проживающих в Нью Йорке или сдавших своих детей в лучшие частные школы, где спорт  и клубы по интересам - кажый день, и хорошего качества.

В чем решение, я не знаю. :(( Единственное, котороя я знаю - запихнуть ребенка по возможности в самую лучшую школу, чтобы все или почти все потенциальные друзья были энергичные и любопытные,  родители бы скептически относились к девайсам, и при школе были бы все эти кружки. До сих пор нам этого не удалось :((

То, что Катерина "была дворовым ребенком" уже не актуально в современных условиях. Нынче у нас никто не играет во дворах и на улице, кроме разве как в гетто.

Где выдают храбрость провести эксперимент накормить обедом и оставить самого по себе, я не знаю :( Мои попытки это сделать успехом не увенчались. Я считаю, пусть в бассейне плавает, чем у компа или приставки сидит.

Последствия загруженности я вижу и сама, но не знаю, как решить ее, не превратив ее в более скверную проблему аддикции к играм.

Эту реплику поддерживают: Юлия Панченко

пение в хоре всегда было чем-то на грани "ощутить существование рая".

Юлия, вам повезло :)) Но вот вопрос ко взрослой Юлии. Что, Вы считаете, хор вам дал, что Вы могли взять с собой во взрослую жизни и чему Вы рады?

ох, Алекс! меня всегда этот вопрос ставил в тупик) тут парой фраз и не обойтись)Наша Весна была и есть действительно уникальное музыкальное образование на фоне всяких "лесенок и песенок и вместе весело шагать по просторам". Хору больше сорока лет. И никогда подобный репертуар хор не исполнял. Мне сложно ответить на ваш вопрос, но я полагаю, что пребывание в том ином мире, что был в школе, дало мне возможность шире смотреть на мир... даже не знаю.... Когда будучи 10-15 летним ребенком ты поешь мессу или Литургию, или что-то ультрасовременное, и не просто вопроизводишь музыку. но понимаешь, о чем поешь, когда будучи совсем ребенком тебя приучают трудиться в поте лица (в хорошем смысле слова), когда в период  от 10 до 16 лет ты объездил полмира и люди вставали, аплодируя, и плакали.... я не знаю даже.. Это был параллельный существовавшему мир. При этом не все было так радужно. Там мне привили чудовищный комплекс неполноценности, могли здорово надавить... Короче говоря, все, что и так в советском обществе умели делать, там делали тоже, увы...В общей сложности я провела там 11 лет своей жизни... и могу сказать. что несмотря ни на что плохое, что было, не жалею. Но своей дочери этого не хочу... Забавная концовка, не правда ли...

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Anna Lyssenko, Алекс Лосетт

Там мне привили чудовищный комплекс неполноценности,

Юля, а КАК это они сделали? Русские вообще умеют :(( Русский человек без русского комплекса неполноценности просто не может быть выращен. :((  В Америке же он - смерть как мешает :((

В Америке же он - смерть как мешает :((

святая правда.

как привили? ну, могли поднять на хоре на 80 человек,обсуждая что-то, и сказать, что ты пустышка или пустая бутылка. вроде бы за дело, но разве можно такие вещи говорить 11 или 12-летнему подростку? 

даже что-то вроде дедовщин было, но руководитель быстро это дело разрулил, повыгоняв старших и "мудрых". 

при этом, как я писала выше, однажды встал на мою сторону, когда у меня возник конфликт с учительницей по ф-но.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

тут я обязана оговориться: А.С.Пономарев, наш дирижер и руководитель хора и школы, был неординарным человеком. Он был талантливым дирижером детского хора. Несмотря на то, что он говорил то, что думал, он очень любил нас, очень. он очень любил детей. на нем все это и держалось. Я простила ему все обиды, как не простила кому-то другому из руководства школы, поому что в действительности он дал почувствовать и понять то, что другим детям разглядеть даже во взрослости не удается. Мы любили его, несмотря ни на что. Я очень любила его. и благодарна за многое. 

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт, Елена Пальмер

и могу сказать. что несмотря ни на что плохое, что было, не жалею.

Вот и я смотрю с высоты своих лет и не жалею ни времени, потраченного на профессиональную гимнастику или воллейбол. О искусстве и английском вообще молчу. Если бы мне не дали  в детстве английского - в Америке бы мне не быть. Все это, по прошествии времени, были дары. А вот время, тупо убитое на советские уроки литературы или истории - оно, действительно,  убитое :(  Сейчас смертельно  хотелось бы знать больше языков, иметь больше навыков. Например, муж прилично плавает, сын - уже , практически, лучше мужа, а я - плохо. Поэтому и сыну хочется дать даров :)

Эту реплику поддерживают: Юлия Панченко

Это закономерная концовка, Юлия. Все что нас не убивает, делает нас сильнее. Мы понимаем это когда вырастаем, но если удалось вырасти гуманистами (не всем так везет ;) фактически инстинктивно стремимся, чтобы взросление наших детей происходило "помягче". Именно поэтому нравы в любом стабильном обществе в целом становятся мягче и терпимее от поколения к поколению. Впрочем, потом они становятся слишком мягкими, и тогда приходят варвары...;)

Эту реплику поддерживают: Юлия Панченко

, и тогда приходят варвары...;)

Обрадовали...

Хммм.написала продолжение к "обрадовали", но все куда-то исчезло(((

Дублирую.

Если серьезно, то не понимаю людей, приводящий детей в свои бывшие школы. Мне одна мысль только причиняет физическую боль. 

А я как-то зашла по пути в свою бывшую школу (ниже плинтуса), и вдруг мне навстречу выкатывается один из страннейших моих однокурсников - толстый, в тапках на босу ногу и кричит: Кать, ты тут чего?! Я: да я тут училась, а вот ты чего? Он: а я тут директором! 

Славка очень поднял эту школу, отдавал ей душу и умер прямо на рабочем месте...

Эту реплику поддерживают: Юлия Панченко

У меня сын пел в хоре мальчиков, я немного (правда снаружи) понимаю о чем Вы - смольный собор, заграничные поездки, пещерный храм, ангельские голоса, в зале рыдают,  те, кто теряют сознание от многочасового стояния, отползают назад, оставшиеся смыкают ряды...;)

Эту реплику поддерживают: Юлия Панченко

о, боже, Алекс, вы это читали? прямо в точку!!!!

https://snob.ru/profile/29516/blog/115523

данный текст неплохой, но в принципе  мне этот конкретный автор не нравится. По-моему., он не профессионал и даже вредный. Звучит у него все хлестко, но больше из серии, "избавь нас боже от друзей. а от врагов избавимся мы сами". Один только текст о том, что с детьми не нужно делать уроков, гарантирует  провал 95% последовавшим этим советам.

Алекс, автор - профессионал, поверьте. Просто разные профессионалы преследуют разные цели ;)

Эту реплику поддерживают: Юлия Панченко

автор - профессионал, поверьте.

профессионал по пиару и саморекламе, без сомнений.

Намедни в одном блоге (кажется у Елены Пальмер) говорили о площадном театре. Согласитесь, что площадная психотерапия также имеет давнюю историю разной степени почтенности и во все времена (под разными названиями) находила своих потребителей.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

во все времена (под разными названиями) находила своих потребителей.

Буратино тоже "нашел" Лису и Кота. :(

И это был его жизненный опыт. Плюс их образы очень оживили сказку.;)

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

Катерина Вадимовна, я приношу извинения, что полезла к вам в блог со ссылкой поста другого психолога. Я погорячилась) но зная, что вы обладаете замечательным чувством юмора, я ожидаю, что вы просто максимум похихикаете по этому поводу. 

со мной, кстати, уроки никто не делал. только совсем в детстве.

А вот, кстати, вопрос. Я, увы, так и не увидела "репортаж" с вашего выступления в Лофте в сентябре. КУда направлять претензии?

Я, увы, так и не увидела "репортаж" с вашего выступления в Лофте в сентябре. КУда направлять претензии?

Я ТОЖЕ!!!!!!!!!!! Юля. спасибо, что напомнили! :)

Эту реплику поддерживают: Юлия Панченко

Юля, что за чушь! (не хихикает, а реально сердится) В моем блоге возможны любые ссылки, не нарушающие законы Российской федерации. Обилие в сегодняшнем мире РАЗНЫХ возможностей по всем векторам (в том числе и в плане получения психологической помощи), кажется мне одной из его самых привлекательных черт. Только наши снобовские физики знают единственно правильное учение о мире, данное нам Зиждителем. Психологии и как науке и как искусству до этого неизмеримо далеко. Поэтому здесь вся палитра - от строгого научного сухостоя до площадной мистерии - имеет нмв право на существование. Ведь люди-то тоже разные. Алекс как человек искусства очень точно словила волну, упомянув Буратино, Алису и Базилио. Это действительно отличная и в общем-то безобидная модель свободного выбора в современном мире. И каждый вправе его сделать. 

Эту реплику поддерживают: Юлия Панченко

Только наши снобовские физики знают единственно правильное учение о мире, данное нам Зиждителем.

+++++++++++++

Эту реплику поддерживают: Юлия Панченко

Буратино, Алису и Базилио................ отличная и в общем-то безобидная модель свободного выбора в современном мире.

Пардон, какая же она безобидная? Это было типичное мошенничество. За него и в России и в США срок дают.

Правда? За каждый психологический тренинг, про который устроители обещают, что все у клиента вырастет, как на поле чудес в стране дураков, а потом денежки (и немалые!) - тю-тю, а проблемы на том же месте - срок?! У нас точно не дают ;)

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

все у клиента вырастет,

что вырастет то ? У нас обещают, что мужской орган, но точно не от психологического тренинга. а от каких-то чуднЫх таблеток :) Психологи у нас все-таки лицензируются

что вырастет

Самооценка, уверенность в себе, доход, сексуальная привлекательность, креативность, успеваемость в школе, должность на работе - все вырастет одним словом. И никакая лицензия тому не помеха, достаточно заглянуть в соответствующий раздел книжного магазина,  ведь большинство этих счастливых книжек написано людьми с каким-нибудь психологическим образованием, уверяю Вас.;) И тренинги (в большей или меньшей  степени напоминающие секты) они же ведут.

Поверьте, я даже ни на кого не наезжаю, это просто способ современного бытования практической психологии (хотя когда упомянутый Юлей автор заради красного словца и привлечения внимания в снобовском тексте приравнял матерей отдающих детей в ясли к фашистским врачам-садистам, мне ОЧЕНЬ хотелось наехать. Ибо Вы ж понимаете, что тут прямое нарушение  профессиональной этики и такая ятрогения может быть... Но потом я решила, что это все-таки не моя, а автора и редакции зона ответственности...). Это надо понимать всем обращающимся к любым психологам (и ко мне в том числе :))))) Когда-то и медицина была в этом положении - Вы помните из литературы, ЧЕМ официальные (лицензированные ;))) доктора лечили больных еще двести лет назад?

Я думаю что со временем и психология тоже пройдет дальше по своему пути...

пс тренинг по выращиванию мужской силы без таблеток тоже существует, уверяю Вас  ;)

это просто способ современного бытования практической психологии

ОК. Слышу практического психолога. Вижу большую разницу между Вами и упомянытым автром, который для меня и Кот и Лиса в одном лице :)

мне ОЧЕНЬ хотелось наехать.

вот и я время от времени наезжаю на некоторых авторов ордена Лисы и Кота. Например тех, по письменам которых Америка - рай на земле :)

А что - разве не рай? (разочарованно и недоверчиво) ;)))

Я всегда воспринимала североамериканцев (исторических) как наших братьев по "трудное счастье - находка для нас, к подвигам наша дороооогаааа...":))) Большие расстояния, колонизация земель с местным населением... И Чингачгук Большой Змей...Мне кажется, что у нас так много общего... :)))

А что - разве не рай?

для тех, кто активно пользуется вышеупомянутыми тренингами по развитию позитивного мышлнния, возможно, что и рай. :) Пишут, что жена Молотова всегда осталась верна Партии и Делу Ленина-Сталина, даже в ссылке и после нее. :) Вижу параллель :)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

кто активно пользуется тренингами

А для тех, кто их ведет, или лекции про позитифф читает?..

Нет, лучше не отвечайте, в рамках позитивного мышления я буду считать, что ответ положительный.;)

Я себя сама после любого наезда (в смысле наезд в моем исполнении, а не на меня) так паскудно чувствую, что даже не из человеколюбия, а чисто из эгоизма и энергосбережения воздерживаюсь. К тому же ведь бесполезно обычно.

Вот намедни я не удержалась и наехала на Юрковскую, которая (психолог, блин!) рассказала в обучающем как бы родителей материале, как она (взрослая!) пригрозила чужому трехлетнему (!) ребенку, что придет в садик с клещами и повыдергивает ему все зубы... И дальше с торжеством: ура, помогло, больше этот ребенок моего ни разу не куснул! Вот и вы также делайте и конечно приходите ко мне на тренинг, я вас еще много чему хорошему научу!

Это даже не уралвагонзавод, там это как раз органично, око за око, зуб за зуб в самом прямом смысле... но вообще-то сегодня даже для уралвагонзавода такое через край, нмв.

Ну наехала я, и что-то изменилось? Да ничего... Только у самой ощущение, что в чем-то нехорошем извалялась... :(

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Ну наехала я, и что-то изменилось? Да ничего...

Катерина, если серьезно, то "наехать" - это просто  очень неудачное определение. Если что-то  пачкает, так это именно это слово, точнее, это понятие, подразумевающее нечто блатное и суда-сексуальное. "Возразить", "высказывать аргументы против"  - куда более удачные слова для подобных поступков. И возражать там, где "коллеги" "несут пургу", пардон, ведут себя профессионально недостойно, как бы долг профессионала. Когда профессионалы это не делают, то шарлатаны заполняют все.:((

О шарлатанах вообще интересный отдельный разговор. :)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Не, Алекс, я сказала именно то, что хотела, со всеми упомянутыми Вами оттенками.

Тут дело в том, что я собственно не знаю, как "возражать и аргументировать", когда психологи работающую мать сравнивают с врачами-садистами, или предлагают трехлетнему ребенку выдернуть зубки большими клещами и преподносят это предложение читателям как остроумную психологическую находку. 

Ссылаться на нарушение врачебной этики? Меня саму уж раз-то в год на этом же сайте в этом же обвиняют. И что? Я даже допускаю, что они правы и я ее и вправду то и дело нарушаю.

В том-то и фокус, что профессионал Екатерина Вадимовна во мне в ответ на такое чисто руками разводит, а вот Катька со двора объедков вполне себе активизируется и могла бы в бой, но, блин, мы же не во дворе объедков... ;))))))

Катька со двора объедков вполне себе активизируется и могла бы в бой,

это да, моя внутренняя дворовая Алекс тоже берет оружие в руки в ответ на "провокации". Нужно сказать, это хорошее упражнение - держать ее в руках. Иногда она срывается с цепи, и получает животное наслаждение, искусывая провокатора. Помню один случай, когда я получила от процесса именно удовольствие. Покусанная извинилась за грубую и незванную провокацию, но мой снобовский образ наверняка пострадал :(:)

Что же до автора того блога, то ей бы не заниматься тем, чем она занимается ............

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Алекс, а как Вы звались в детстве? ;) Сашей, Саней, Шурой, может быть, Сандрой? Я была Катькой везде и Китти в одном очень специфическом месте ;)

Китти в одном очень специфическом месте ;)

А я с подружками в классе не-английской школы  по-английски разговаривала :)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

А обещали репортаж?;) Я не знала. Может, еще будет?;)

обещаний не видела, но они обычно так делают - публикуют отчет...((((  

Да Зиждитель с ними! Тем паче, что я обычно несколько странна в журналистском изложении ;))) 

Зиждитель уже с физиками....  занят, так сказать...

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Зиждителя на всех хватит!:)

я зря о нем тут упомянула - некорректно по отношению к КВ. я прошу прощения!

меня он тоже поначалу просто раздражал. но вообще я стараюсь почитывать и других психологов. и так сказать, анализировать в голове. решила, что мне пора отучаться от манеры воспринимать как указание к действию просто советы.  

Катерина Вадимовна и ее взгляды в этой области мне больше импонируют. 

А статья Лабковского просто попала как раз в тему) 

Кстати, Алекс, а вы до сих пор делаете уроки с сыном? или проверяете? как это выглядит, расскажите, пожалуйста? у меня все это не за горами.

а вы до сих пор делаете уроки с сыном?

Ни у коем случае!!!!!! :))

Но начинали мы именно с этого. Когда он пошел в приготовительный класс, каждый день в 7 утра (мы все встаем в 6) мы с ним садились вдвоем их делать. Я ему говорила, что уроки мы делаем каждый день без всяких вопросов, рассуждений или мнений. Нравится нам, или нет, просто садимся и делаем. Так и садились и делали, без нервов. без рассуждений, без вопросов  - он часто был вынужден делать то, что уже знал, что было неинтересно, и т.п. Через два полных года. в возрасте 7.5 лет она начал делать уроки сам, я только приглядывала. Сейчас, в 10.5 все делает сам, никаких вопросов. Никогда никакой драмы.  Простая привычка, как чистить зубы. Сейчас я только проверяю отметки, он имеет тенденцию забывать всякие глупости. типа забыть дать мне тест на подпись. Пытаюсь его научить вниманию к таким мелочам :)

Мы учим детей читать, учим ездить на велосипеде. учим говорить, учим есть вилкой и ложкой. а не руками. Да что там, спать по ночам (!) учим младенцев, и учим писать в унитаз, а не в штаны. Но ждем, чтобы делать уроки дети научились сами? Это абсурд! :)

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер, Юлия Панченко

 Алекс, я подозреваю, мы с вами по-разному прочли. Мне показалось, что он как раз имел в виду что-то вроде вашего опыта: показать и приучить - одно, всю жизнь тянуть за уши - другое... я так его поняла во всяком случае. и пассаж про разные драмкружки-кружки по фото  - это вообще примерно то же, что КВ пишет. Что это наши родительские траблы. а то, что он пиариться умеет - факт))

У меня по отношению к школе безмерная, непреходящая, горящая злоба

Да, Алекс, именно так! До сих пор вспоминаю кошмар этих школьных лет моих детей.  Да и свои собственные еще не забылись. В принципе, школа - это преступление. В любой стране и всегда - без смайликов(( Но потом я сделала открытие - рыба-то она гниет с головы. Каким-то образом некоторым директорам удается набирать хорошие коллективы - и тогда школа получается немного лучше и легче. Её нужно просто искать и найти. Вы привязаны к своей плохой школе по месту жительства. Вы можете и должны найти выход из положения и попасть в другую школу. 

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

ищем! Надеемся в такую попасть в 9й класс :)

Ребенок тут объект (он ничего от вас не требовал по этому поводу)

 Ребенок вообще-то долго "объект." Например, мы его поставили на лыжи в 2 года, возили между ног, беспрестанно приговаривая "Как здорово!". К 4м-5ти годам и сейчас он ОБОЖАЕТ лыжи. Если бы он не был на горе, был бы где-то еще - у телевизора, компьютера, на прогулке в лесу, в библиотеке. И везде его бы "привели" и "дали", т.к сам он еще ничего произвести не мог.. Ясное дело, что в 3 или даже в 8 лет дети не решают: "В ВУЗ я не пойду, а сдам на лицензию и открою свой риэлторский бизнес"

Сложность вопроса именно в том, когда, как и по каким вопросам разрешать превращение в субъекта. Например, сын бы сейчас бросил плаванье и занимался своим новым увлечением - готовкой. Но в кулинарный техникум он пойдет вряд ли - мозг стухнет от скуки, а в ВУЗЫ по готовке не принимают :((

Не, Алекс, я вижу много субъектов, когда ребенок говорит: я буду заниматься гитарой - купите мне гитару и наймите преподавателя. Или: я хочу как Павлик в карате ходить, хочу кимоно и пояс как у него. И вот родители купили гитару и кимоно, оплатили уроки, абонемент и тд, а тут ведь как раз и работать надо, а он и говорит: не хочу, не буду, тяжело-скучно. Тут немного другой детско-родительский расклад получается, согласитесь?

А в лыжах вы как раз - делились радостью (вы же тоже катаетесь), и все и получилось как вы хотели. Но могло бы случиться, что ему так и не понравилось бы. Я знаю некоторое количество "туристских" детей, которые так и не прониклись...;)

Общая закономерность: если ребенок много где объект, его становление как субъекта существенно затруднено. 

ПС Алекс, а Вы не готовы рассмотреть гипотезу, что готовкой (и всем другим) можно заниматься не только для того, чтобы пойти в вуз?;) 

ребенок говорит: я буду заниматься гитарой - купите мне гитару и наймите преподавателя. Или: я хочу как Павлик в карате ходить, хочу кимоно и пояс как у него. И вот родители купили гитару и кимоно....

.......... оплатили уроки, абонемент и тд, а тут ведь как раз и работать надо, а он и говорит: не хочу, не буду, тяжело-скучно. 

Вот в "тяжело и скучно" как раз и дело! (Особенно на низких уровнях любого дела) тяжело и скучно зубрить слова, чтобы выучить иностранный язык. Тяжело и скучно ежедневно сидеть за фортепиано, Тяжело и скучно тянуть лямку в собственной пекарне. Тяжело и скучно каждый день садится за стол, чтобы закончить длинную книгу. Лев Толстой писал в дневнике, что работа над  книгойДетство. Отрочество. Юность ему надоела до невероятности  (цитирую по памяти) Мог бы и бросить - не было бы писателя Толстого.

Вопрос как раз в том, сколько толкать, когда ребенку стало скучно, и как не потерять при этом перспективу. Как отличить "ковку характера" от  подавления личности. Вот в чем вопрос.

Эту реплику поддерживают: Наталия Щербина

Да строго никак, наверное.

Но вот что важно - у Толстого-то импульс изнутри шел, он сам себя дотолкал до окончания книги.

И у этого с гитарой тоже был СВОЙ импульс. И в общем-то в этом случае возмущенно-толкающиеся родители (Ты, блин, хоть этот оплаченный год доходи!) как бы вызывают понимание.

А вот у героя моего материала Сережи НИКАКИХ честолюбивых импульсов не было вообще. И его даже не толкали, ему просто создали такой узкий (неплохой для кого-то, но отвратительный для него) канал, по которому мозгу, личности чем плыть, так лучше с ума сойти :((

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян, Алекс Лосетт

импульс изнутри шел, он сам себя дотолкал

А когда он начинается у ребенка, свой импульс? Я имею в виду импульс к упорной работе, не импульс почесать нос или залезть на забор (этого импульса более чем достаточно). :) У меня импульс к работе появился лет в 12ть и к 14ти был в приличном виде. Так что ж, до 12ти не учить? Раньше ведь так и делали, но теперь это нереально.

когда он начинается

В случае специальной ранней детской одаренности (как у Моцарта ;) - очень рано. Тот же Моцарт в три-пять лет по ночам к пианино вставал. Воспоминания сестры Паскаля. Я тоже могу подтвердить - сколько я видела "специальников" - их не надо было заставлять рисовать, играть на скрипке, решать задачи. Они сами рвались в той или иной степени. Общая ранняя одаренность - другое дело. Там мозга импульсы вполне может генерить, если есть препятствия (филиппок), а так - не особо. И это вполне адаптивно.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

И это вполне адаптивно.

а почему это адаптивно?

почему адаптивно

Основные аспекты (есть еще)

1) общая (в отличие от специальной) ранняя одаренность чаще всего (9 случаев из десяти) - это темповое ускорение развития (по аналогии с темповой задержкой), то есть потом это будут совершенно нормальные взрослые с обычным устройством психики и обычными потребностями. То есть никакого особого смысла "гнать" мозги в ущерб обычным возрастным радостям вроде как и нет

2) известно (спасибо супругам Никитиным и им подобным, да и этой вашей китаянке), что это (темповое ускорение развития)  можно еще и создавать с помощью специальных методик вообще практически из любого подручного материала, если у родителей достаточно собственного ража или много денег. Потом тоже получаются обычные нормальные  люди с несколько специфическим детством. Ну и зачем мозгу еще и подыгрывать этим играм?

потом это будут совершенно нормальные взрослые с обычным устройством психики и обычными потребностями.

то, что из них получаются неМоцарты, согласна.Но, по крайней мере в США, из этих детей получаются гораздо более интересные люди, чем "средний американец":

"Нравится нам это или нет, эти люди руководят нашим обществом", сказал Джонатан Вай, психолог программы по поиску академически одаренных детей университета Дьюк....... Вай собрал информацию 11 исследований на тему раннего интеллектуального развития и показал соотношение ранненнего интеллектуального развития и достижений во взрослом возрасте. "Дети, которые сдают тесты в верхнем 1%, становятся ведущими учеными, руководителями компаний Форчун 500, федеральными судьями, сенаторами и миллиардерами" Цитата из статьи в Scientific American о иследованиях, проведенных на базе данных   д е с я т к о в   т ы  с я ч   детей, прошедших через программы для одаренных при университетских центрах, таких как Johns Hopkins, Vanderbuilt, Duke, Carnegie и Stanford.

Я думаю, в России невозможно и собрать такую статистику. В США же центры для одаренных детей существуют десятилетиями, и у них уже масса анализируемой информации.

эти люди руководят нашим обществом

Алекс, ну тут я пас, как Вы понимаете :) - я не имею никакого мнения об "интересности" "средних американцев", а также о людях, руководящих американским обществом. Обама и Буш-старший выглядят нмв интеллигентно, но наверняка окончивший университет Буш-младший уже несколько эээ...;) А нынешние фавориты гонки за руководство американским обществом кажется у самого этого общества вызывают немало вопросов :)))))

Что касается Д.Вай, то если он работал на гранты, то мы не знаем, сколько исследований он исключил из своего рассмотрения, если они не подходили под концепцию. :)))) Я родом из другой науки, но и про психологические исследования и про статистику с выводами (особенно если вопрос: дадут или не дадут финансирование) имею некое мнение, которое разумеется ни для кого не обязательно :))))))

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

ро психологические исследования и про статистику с выводами (особенно если вопрос: дадут или не дадут финансирование) имею некое мнение, которое разумеется ни для кого не обязательно :))))))

Ваше мнение о системе грантов мне понятно :))))))))

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Психология (в строгом смысле наукой еще не являющаяся) плюс история, обществознание, педагогика... Химия, кристаллография, прикладная математика, нейрофизиология - мои представления о принципах получения грантов в этих областях несколько (но не на 180 градусов ;)) отличаются :))))

грантами живет вся американская система. Самое время помедитировать на тему, что, если все кругом говорят, что белое - это красное, становится ли белое красным, и в какой момент? На уровне колбочек, на пути по зрительному нерву, в момент обработки мозгом или на пути к речевому центру?

Как заметили еще древние мистики - все, что мы воспринимаем - обман великой майи. Аминь!

:))))))))))))))

Не, все что мы воспринимаем, это Лила - божественная Игра!:)))

Обман - как-то не очень, а игра - прекрасно!:) И очень понятно детям, кстати ;)

кстати, где обещанное эссе про Ауровиль? :)

Гм... (мнется, переживает целую гамму чувств, отказывается от привычного ухода под веник - "ой, да чего я могу..." - и кидается в атаку) - А там же, где обещанный цикл статей про устройство современного художественно-живописного мира! ;))))))

И это все (майя-лила) вообще ерунда из глубокого прошлого! Вот я намедни с подачи Лены де Винне вступила в какое-то космическое человечество! :))) И оно теперь даже со мной переписывается! А поскольку я по-английски не понимаю (а автоматический перевод только еще больше все запутывает), то я так и не поняла, что оно такое и теперь жду Лениного эссе на снобе, чтобы понять, членом чего это я стала. ;))))) А Вы говорите древние мистики, дедушка с бородой... знаешь ли ты, что Космос любит тебя?.. ;))

знаешь ли ты, что Космос любит тебя?

не знаю :) Всегда думала, что ему наплевать (если Он, конечно, может плевать :))

обещанный цикл статей про устройство современного художественно-живописного мира! ;))))))

(лезет под веник) Все время ребенок съел. Как сравню живого тепленького человечка с циклом статей, так человечек все время вперед выходит :))

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Господи, с какими людьми рядом быть довелось!

Одна, не покладая рук, растит будущего руководителя Америки, другая вообще космическим человечеством руководит - ни сна ни отдыха измученной душе...

Горжусь, дамы! :)))))

Катерина :-))))) Я же Вам ответила по-русски там на вопрос, где русские :-))))

Да, с меня эссе. Но вдруг оказалось, что я работаю директором космического человечества. Что, плюс к закулисным вопросам, обязывет меня следить за онлайновым сообществом в несколько десятков тысяч человек. И после этого мне оооочень не хочется писать НИЧЕГО! :-))))

А так да, всем рады. Записывайтесь на www.asgardia.space

на данный момент больше 520 тыс чел записалось.

Вот здесь, кстати, неплохая статья.

Лен, я не прочла и даже не видела Вашего ответа :(( И даже сейчас не могу его найти. У меня с ФБ контакт конвульсивный, как переписка Ивана Грозного с князем Курбским ;) - раз склеилось, а потом... бип-бип-бип...:(

Я спрашивала, не соберетесь ли хроники писать :-) Мы бы их переводили :-)

Хроники - вряд ли. Не моя специализация, можно Наташе Майоровой предложить, она историк и уже в эту Асгардию записалась ;))

А вот насчет мифологии (по типу как на острове сочиняли) - это я умею :)) и можно подумать ;). Ведь у любого народа (а асгардцы ведь что? - народ?) должны быть истоки, культурные герои, эпос о древних временах и все такое.

Помните идолы Проппа, которым надо было рассказывать новеллы или устареллы,  в ранне-российской фэнтезятине?;)

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова

асгардийцы.

Из древней мифологии о летающем городе.

Надо древннюю мифологию просто переписать. Делов-то.

Не. Ее надо творчески переработать. Как новая постановка Шекспира или, скорее, Вагнера в поставангарде: валькирии носятся на дельтапланах,  асы курят марихуану в китайском квартале нью-орлеана, а кольцо нибелунгов заховали на пару - Фродо с Горлумом ;)

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне, Светлана Пчельникова

Отдельно давайте разовье  мысль, как охватить нарывающихся провокаторов.

Мое предлодение создать официальную группу Скандалы и предлагапереходить туда всем, кого забанили в других группах, понимания у коллег не нашло :-)

Вы были правы, а коллеги - нет. Асгард - типичная утопия, стало быть все накопленные утопические наработки ему в актив по праву. Скандальных ребят надо обезоружить по методу пионерских повестей нашего детства (тоже разновидность утопии).

Помните, как там отпетым хулиганам говорят: вы нам нужны, дают им пионерские поручения и они постепенно перевоспитываются?

И вот. Асгарду нужны не только аккуратно одетые вежливые пионерчики в накрахмаленных галстуках. Австралию (самый мирный сейчас континент) заселили вообще каторжники. Вы, скандалисты, тоже наш ресурс - у вас есть своя правда и своя энергия. Мы вас складываем вот сюда - в эту красивую коробку. Здесь у нас архив тех, кто обладает замечательными свойствами - вызывать огонь на себя, поднимать бурю в стакане воды, не соглашаться с очевидным, отвечать оскорблением на предложение сотрудничества и тд. Мы будем вас использовать, спасибо, что вы есть, ждите наших предложений. А пока любой может сходить к вам в коробку потренироваться...;) И если все пойдет как в нормальной утопии часть из них через некоторое время можно будет использовать как цепных псов Асгарда (пардон мой социал-дарвинизм, но Вы знаете, что для меня пес - не ругательство) :)))

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне, Светлана Пчельникова

Ну да, причем я ж по себе сужу - тренировки - невероятно полезная вещь! :-)

Меня так веселят все эти терки (я вчера турков разнимала - через переводчика).

Но для людей это важно. (как для нас сноб в 2009 году). 

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Реально агрессивных надо складывать в отдельную коробку от скандальных (вначале придется следить, чтобы турки не оказались в одной коробке с армянами, потом, может, перемелется, да армяне и редко бывают собственно агрессивными). Ибо "всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться" (В.Ленин) (а все труды классиков самой грандиозной утопии 20 века - тоже наше, асгардийское :)) - вообще ведь никто еще не додумался взять наработки ВСЕХ утопий - реальных и литературных, и кинематографических, и народных (град Китеж)? Значит, мы возьмем). Агрессоры тоже пригодятся. А "значок асгардийца" уже разработан? Чтобы все эти поллимона могли его купить через инет (вот и денежки на первое время - если он допустим два доллара будет стоить, центов тридцать производство и инет магазин, остальное - чистая прибыль) и носить как тайный знак принадлежности к космическому человечеству? Потому что лиги плюща (они тоже носят значок, кажется), за которую убивается Алекс (для сына, естественно) на всех все равно не хватит. И еще у меня была подростковая повесть "Гвардия тревоги", там тоже тайный значок носили :))))  

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

Ха! Хороший вопрос! прям сразу словами и не ответишь...

Сноб был гораздо более плотоядный, чем сейчас. Было много денег и публичных персон. То и дело скандалили, с выплеском за пределы проекта. Был редакционный блог про счастье и редакционный блог про секс, который вела дама, впоследствии ставшая раввином. Но Лена и я и тогда писали про то же самое - я про семьи, а Лена про космос...;)

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

Еще плотояднее????? Только за последний месяц схрупали двоих замечательных авторов - Иваницкого и Крупника))

Еще

Намного! Визг и вопли разносились по всему медийному пространству, писали гневные коллективные письма, выступали с заявлениями, организовывали группы сопротивления, модераторы модерировали, из проекта с треском выгоняли, и с хлопаньем виртуальными дверьми уходили... В общем, сейчас намного-намного спокойнее :)

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

Эх жаль меня там не было (кусая собственные локти:))

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

космическое человечество!

забавно, но я пока не активна на ФБ. А если заактивничую, то только в области искусства.

ПС. Про то, с какими психами мне уже пришлось в этой связи пообщаться, я лучше помолчу...

Спасибо Снобу - иммунитет на всю жизнь! :-)

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

Э! Я училась и работала на кафедре эмбриологии. Там был завкафом великолепный папа Токин, изобретатель фитонцидов, любитель всяких митогенетических лучей и т.д. И со всего факультета и даже универа к нам на кафедру отправляли всяких изобретателей и открывателей: идите туда, там вас поймут и обогреют... О! Вечные двигатели, животворящие лучи, лекарства от всего... :)))

Я не только таких психов имею в виду. Еще приступообразных. Любой ценой скандал пытающихся вызвать. Но они же не понимают, с кем связываются :-))))))

привет, дорогая! Совсем тебя здесь не слышу :((((((((

Дык, времени нет! Руковожу ж космическим человечеством!

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

см здесь. Катерина нами гордится! Оправдаем доверие!

:)))))))

Лена, можно предложение? ;)) Всех, пытающихся вызвать скандал, нужно аккуратно складывать в отдельную красивую асгардскую коробочку - скандалы очень помогают при начале любого дела, и неправы те, кто считает наоборот. Там энергия, пусть и не очень качественная, но все равно. Откровенная скандальность (с периодическими выходами на большую дорогу) раннего сноба помогла устояться проекту. Так им и говорите: вы типа поскандалить? А вот у нас и коробочка для вас таких, в Асгардии все пригодится. Может, в будущем будут такие космолеты летать, на отрицательной эмоциональной энергии - оттолкнулся и полетел (помните автомобиль винтика и шпунтика на газированной воде с сиропом?): в общем я вас записала и упаковала, ждите, когда потребуются скандалисты, вас пригласят. ;)

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова

Всех, пытающихся вызвать скандал, нужно аккуратно складывать в отдельную красивую асгардскую коробочку

 недостаточно ясно описана технология КАК складывать в коробочку. :)))))))))

Алекс, я с Вами согласна. Есть такие дороги - например, тяжелые наркотики. Если есть малейшая возможность, лучше закрыть. Для всех. Но вот с религией все уже не так однозначно. И со СМИ. Мне кажется, тут актуально не столько закрытие как таковое, сколько попытка передачи своего системного видения мира (если оно есть у самих родителей, конечно). В мир как систему уже автоматически что-то вписывается (если я офицер, у меня есть офицерская честь, если я мусульманин, я не ем свинину и тд) , а что-то - нет. Но ребенок как отдельный от вас человек может выбрать другую систему. Это надо помнить

а вдруг диагноз поставлен неверно и парня просто "залечили"...  

Юлия, в психиатрии еще так много неопределенностей, что тут вообще все что угодно возможно...:(

Эту реплику поддерживают: Юлия Панченко

не, в училище-то возьмут. А вот на работу в садик - да, могут быть проблемы. Хотя у меня приятель с реальным (невыдуманным) диагнозом в детдоме работал. Но это в перестройку было. Теперь все же построже.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Алекс, имея диагноз, фарма-нагруженность и такую историю для этого нужно невероятно много сил, несравнимо с исходным противостоянием в подростковости. Даже какая-нибудь трагедия типа внезапной смерти отца вряд ли эти силы синтезирует. Увы :(

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

развод и девичья фамилия

Надо было женщине разводиться со своим бизнесменом после визита к Катерине. Тогда события бы пошли по другому сценарию.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Мать правильно обвиняет себя. Она тут полноценный участник событий, так как профориентация Сережи - это только финал цепи событий. Но мне кажется, что нужно было не уходить (ТАКОЙ отец из жизни сынв никуда бы не делся, у меня знакомый-бизнесмен на финансовой удочке вертит детьми от четырех своих браков, находящимися на данный момент в трех разных странах), а по-другому строить семейную стратегию.

мне кажется, что нужно было не уходить (

 А как было нужно строить семейную стратегию?

Ну хотя бы изначально позиционировать свой голос в выборе стратегий и тактик в отношении сына. Она ведь знала, что гимназия ему ни разу не нужна, но уже тогда свою позицию не обозначила. С какого же перепугу мужу  слушать ее спустя несколько лет?

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт, Юлия Панченко