Виктория Владимирова /

Звягинцев потребовал от властей прекратить вмешиваться в работу художников

Режиссер Андрей Звягинцев написал колонку о вмешательстве государства в работу художника в ответ на слова пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова о праве государства контролировать то, что оно заказывает. Колонка опубликована в газете «Коммерсантъ»

+T -
Поделиться:

«Совершенно очевидно, что в пространство культурной жизни страны цензура вошла в полный рост. Отрицать это может только лжец или невежда. Запрет спектакля, запрет выставки, запрет публикации текста — все это и есть цензура», — начал Звягинцев.

Он заявил, что практически вся культурная жизнь России ангажирована властью, поскольку почти ни один проект не создается без участия государства, а соответственно, всех их можно назвать «госзаказом». По его словам, «жалкие поделки», которые заказывает государство, — «очень ограниченные — и ремесленным исполнением, и узостью взгляда на предмет, притом любой предмет». Он подчеркнул, что не художник должен помогать государству, а государство — художнику.

«Господин Песков не стал комментировать слова Райкина о чудовищных выходках людей, публично ломающих скульптуры и обливающих мочой фотографии. Тем самым подтверждая мысль Константина Аркадьевича: государство предпочитает всего этого не замечать. Причина, увы, очевидна. Активность этих расплодившихся как кролики общественных организаций, этих безнравственных блюстителей нравственности и есть истинный госзаказ, даже если оскорбленные действуют из собственных убеждений. Потому что у сегодняшнего государства есть этот заказ — сделать страну усредненной, однообразной, изоляционистской, послушной как стадо державой. Агрессивные маргиналы всегда хорошо чувствуют такой "госзаказ"», — считает Звягинцев.

Режиссер уверен, что власть безнравственна, поскольку считает, что деньги, которыми она распоряжается, принадлежат ей. «Они забыли, с какой-то удивительной легкостью изъяли из своего сознания простую и очевидную мысль, что это не их деньги, а наши. Общие. Деньги, на которые они "заказывают" свои агитки, взяты у народа. А в народе живет такое огромное богатство мнений и желаний, что их никогда никакой власти не угадать. Как-то раз мне довелось дискутировать с господином Мединским вокруг той же темы, и меня удивило, с какой искренней убежденностью он верит в то, что это они дают нам деньги. То простое обстоятельство, что эти деньги такие же мои, как и его, ему просто не приходит в голову», — рассказал режиссер.

В конце колонки Звягинцев написал, что его семилетний сын до похода в школу не знал о существовании Владимира Путина. Но уже после первой недели обучения в школе на вопрос, что изучают в классе, он ответил: «В Москве есть Красная площадь, Кремль и зоопарк, а еще у нас есть президент Путин, он хороший и добрый». Режиссер заявил, что его сын передал навязываемую в школе «идеологию» и «пропаганду».

«Лао-цзы говорил: "Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которые требуют от народа их любить и возвышать. Еще хуже те правители, которых народ боится". Другой перевод звучит еще строже: "В благополучном государстве подданные не знают имени своего правителя". Мы ходим по кругу. Знакомые тени встают и снова ввергают нас в дурной сомнамбулический сон, в котором нам снится наш страх», — заключил режиссер.

За два дня до этого художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин заявил, что в России совершают «наезды на искусство», что в страну вернулась цензура, а возмущенные деятельностью художников граждане на самом деле проплачены. В числе прочего он упомянул, как в Центре братьев Люмьер облили мочой работы Джока Стерджеса с выставки «Без смущения». Тогда выставку закрыли из-за возмущения негативно настроенных против нее активистов.

На следующий день после выступления Райкина Песков сказал, что в России нет цензуры, но если проект финансируется государством, то оно вправе предъявлять к нему требования. 

Читайте также наш канал в Телеграме и подписывайтесь на аккаунт новостного отдела в Твиттере.