Путин разрешил загрязнять Байкал. Экологи жалуются Медведеву
Премьер подписал распоряжение, позволяющее возобновить вредное производство на Байкале
Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (БЦБК) может в ближайшее время возобновить выпуск целлюлозы, что предполагает сброс в озеро сточных вод. Накануне стало известно о том, что премьер-министр Владимир Путин подписал распоряжение правительства, позволяющее БЦБК снова запустить вредное производство.
Согласно документу, из списка запрещенной в центральном секторе Байкальской природной территории деятельности исключается производство целлюлозы, бумаги и картона без использования бессточных технологий. Единственным предприятием, выпускающим целлюлозу в этом районе, является БЦБК.
Вредное производство было прекращено по требованию Росприроднадзора осенью 2008 года. Тогда комбинат перешел на систему замкнутого водооборота. Однако такая технология позволяла производить лишь небеленую целлюлозу, цены на которую в тот момент резко упали. Нерентабельное производство было остановлено, а с завода уволено 1,5 тысячи человек. В прошлом году здесь была введена процедура наблюдения.
Контрольный пакет БЦБК принадлежит ООО «Континенталь Менеджмент», входящему в холдинг Олега Дерипаски «Базовый элемент», остальные 49% находятся в собственности Росимущества. Как напоминает «Коммерсант», о возможном перезапуске БЦБК посетивший его Владимир Путин заявил еще летом прошлого года. Премьер отметил, что «Байкал в хорошем состоянии и никакого загрязнения практически нет» и он «наблюдал там большое количество планктона и живности». После этого Путин неожиданно сообщил, что не исключает запуска производства снова. В «Континенталь Менеджмент» нынешнее постановление правительства комментировать отказались, однако неофициально подтвердили «Коммерсанту», что документ действительно даст возможность комбинату снова возобновить работу — на это потребуется месяц.
Чиновники из правительства Иркутской области заявили газете «Ведомости», что запуск комбината позволит занять 17-тысячное население Байкальска, для которого предприятие является градообразующим.
Экологи заявляют, что решение правительства несет угрозу для озера, и намерены добиться отмены постановления. «Мы потрясены этим распоряжением. Оно означает, что производство отходов возобновится. В ближайшие дни мы будем обращаться к президенту Дмитрию Медведеву, чтобы он отменил распоряжение премьера. Такие полномочия у него есть», — заявил «Коммерсанту» один из руководителей «Greenpeace Россия» Иван Блоков. А отвечающий за Байкальскую программу Greenpeace Роман Важенков отмечает, что Байкал стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 году при условии прекращения сброса в озеро сточных вод. Теперь же Байкал может быть из списка исключен, считает Важенков.

Ситуация в целом сложная, но еще не критическая. Мы знали о том, что подобное готовится: это обсуждалось на совещании у председателя правительства еще в августе прошлого года. При этом, конечно, это решение неправильное. В том числе потому, что за тот период, пока комбинат не работал, а это все-таки почти полтора года, люди, которые раньше действительно сильно зависели от комбината, научились нормально жить за счет других источников дохода. Открытие комбината вообще довольно бесполезное действие, поскольку никаких перспектив у него нет.
Относительно сброса отходов возможны два варианта: запуск по открытому циклу, когда все будет сливаться в Байкал, и по замкнутому циклу, который был там создан в последние годы. Что выберут, сказать довольно сложно. Замкнутый цикл не позволяет производить беленую целлюлозу, а без этого работа комбината коммерчески невыгодна. Открытие комбината создает и определенные репутационные риски для нашей страны, поскольку Байкал является объектом Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. И Россия, когда предлагала его в качестве такого объекта, брала на себя определенные обязательства по его сохранности, которые мы теперь нарушаем. Поэтому через какое-то время к нам вполне могут прислать миссию Комитета всемирного наследия по оценке состояния озера Байкал и по ее результатам перевести этот объект в статус «всемирного наследия в опасности». Пока все зависит от того, какой цикл сброса отходов будет выбран и какова будет реакция мирового сообщества.

Игорь Честин Комментарий удален