Дмитрий Орешкин: Кто получит власть
Медведев отказался от самостоятельности. Модернизация откладывается: она не в интересах класса, который решает вопрос о власти. Сейчас главное, какими способами этот вопрос будет решаться
-
- Фото: REUTERS
Запомним январь 2010 года. Это перелом: Дмитрий Медведев, взвесив шансы, отказался от возможности стать самостоятельным политиком. По крайней мере в среднесрочной перспективе.
Логика простая: ты президент или народа, или номенклатуры. Первый вариант подразумевает честные выборы. Второй — получение мандата из рук «административного ресурса». Который умеет «делать цифру», но требует за это уважения своих прав. В частности, права на монополию, крышевание и коррупцию.
На Госсовете президент сказал, что итоги региональных выборов в целом отражают реальное соотношение сил и не следует огульно обвинять избирательную систему. В переводе с бюрократического это значит, что «А-ресурс» добился индульгенции. Те, кому это не нравится, могут заткнуться. Словечко «огульно» симптоматично. Не только Сахаров или Солженицын, но даже вполне системные Евтушенко с Вознесенским были виновны как раз в огульном охаивании достижений социалистического строительства.
Проще говоря, Д. А. Медведев выразил готовность дрейфовать к 2012 году вместе с победившей бюрократией, особо не высовываться и получить в итоге столько голосов, сколько она ему нарисует. Здесь вопрос чисто технический: чтобы очистить систему и вернуть ей способность добросовестно считать голоса, нужно не менее года-двух. Если иметь в виду цикл 2011-12 годов, надо браться сейчас или не браться вообще. Медведев решил не связываться.
Отсюда понятные выводы.
Президент признал судьбоносную правоту В. В. Путина. Тот, отвечая на вопрос о выборах 2012 года, сказал, что они вдвоем как-нибудь договорятся. В смысле оппонентам и электорату не стоит зря беспокоиться. Все под контролем, украинского сценария (там голоса считали честно) точно не будет.
Следовательно, при сохранении удовлетворительной экономической конъюнктуры и социальной стабильности возможны два варианта. Если Путин хочет вернуться в президенты еще на 6-12 лет, он вернется. Если не хочет, а Медведев ведет себя хорошо, ему позволят порулить еще. Модернизация в любом случае откладывается: она не в интересах класса, который решает вопрос о власти.
К сожалению, есть основания опасаться, что удовлетворительной конъюнктуры может не получиться. Тогда вариантов больше, и все они хуже.
1. Народонаселение стихийно начинает электоральный саботаж. От провальной явки до растущего числа недействительных бюллетеней или голосов за КПРФ. Не беда: явку нарисуют, итоги подкорректируют. Но придется укрепить силовую составляющую, ограничить Интернет и кое-кого посадить за огульное охаивание. В перспективе Россия сползает до уровня Белоруссии, отток квалифицированных кадров (сейчас порядка 90 тыс. в год) усиливается.
2. Очередная патриотическая войнушка. С целью сплотиться, дать отпор, а заодно отменить выборы по бесланскому сценарию. На этот раз уже федеральные. Учитывая итоги грузинской эпопеи, едва ли возможно: армии нет. Более правдоподобен сюжет битвы с «внутренним врагом». Крупный теракт, наглые происки «пятой колонны». Пропагандистский эффект примерно тот же, риски на порядок меньше. В итоге аналог предыдущего варианта, но с возросшими потерями среди населения.
3. Перехват власти силовыми отморозками. Стихийный снизу (что вряд ли) либо санкционированный сверху. По образцу ГКЧП, только без дрожащих рук. Возможно, с опорой на личную гвардию какого-либо из северокавказских князьков. Жертв еще больше, стратегический итог тот же.
4. Совсем уж маловероятный — выход людей на улицу с требованием реальной демократии, честных выборов и пр. На этой волне побеждают, естественно, коммунистически-националистические демагоги.
Что характерно, Медведев в любом несистемном варианте остается в ауте. Чего не скажешь о Путине. Может, все-таки лучше честные выборы? Возможно, успокаивая себя, президент примерно так и думает. Когда-нибудь, после 2012 года, когда все отстоится и уляжется...

Дмитрий Орешкин Комментарий удален