Конституционный суд запросил отзывы на уголовную статью перед тем, как начать рассматривать жалобу оппозиционера Ильдара Дадина, который стал первым человеком, осужденным за неоднократное нарушение порядка организации или проведения митингов или пикетов. Слушания по его делу пройдут 24 января.

Заместитель генерального прокурора России Владимир Малиновский в своем ответе в Конституционный суд написал, что повторное нарушение закона о митингах нельзя рассматривать «как обстоятельство, повышающее степень опасности таких действий до уровня, характерного для преступлений».

«Нельзя также признать вполне корректным текст примечания в части, устанавливающей количество случаев привлечения к административной ответственности ("более двух раз"), как условия наступления уголовной [ответственности]», — написал заместитель генпрокурора. Он предложил внести изменения в уголовное и, возможно, административное законодательство, чтобы устранить эти проблемы.

Эксперты ДВФУ в свою очередь назвали «необоснованным» введение уголовной ответственности за неоднократные нарушения закона о митингах. «Один и тот же факт правонарушения не может ни одномоментно, ни с каким-либо временным разрывом влечь одновременно ответственность и административную, и уголовную», — отметили в университете.

В Минюсте и МВД не поддержали мнение экспертов Дальневосточного университета и заместителя главы Генпрокуратуры, пишут «Ведомости». Замминистра юстиции Сергей Герасимов заявил, что, когда человек несколько раз нарушает административный кодекс, это говорит о неэффективности административной ответственности и необходимости уголовного наказания.

Ильдар Дадин — первый житель России, которого осудили за неоднократные нарушения правил проведения пикетов и митингов. В декабре 2015 года его приговорили к 2,5 годам тюрьмы.

В ноябре 2016 года Дадин пожаловался, что его и других заключенных колонии в Сегеже в Карелии систематически пытают и бьют. Однако представители ФСИН, Следственного комитета и уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова не нашли доказательств избиения Дадина. После случившегося Дадина перевели в колонию в Алтайском крае, однако он попросил отправить его обратно.