Егор Москвитин /

5 хитов фестиваля в Торонто, которые можно увидеть у себя в телевизоре

«Сноб» и «Ростелеком» начинают спецпроект, посвященный телевидению в XXI веке. Зачем смотреть телевизор, о каких сериалах, фильмах и программах все будут говорить этой весной и летом, каковы самые актуальные технологии, которые превратили телевизор в мультимедийный центр домашних развлечений, о чем думают создатели программ и телезрители и как им найти общий язык — ответы на эти вопросы мы представим в серии публикаций. Постоянный автор проекта, кинокритик Егор Москвитин начинает серию с рассказа о самых важных фильмах кинофестиваля в Торонто, которые можно увидеть у себя в телевизоре прямо сейчас

Кадр из фильма «Преисподняя»
Кадр из фильма «Преисподняя»
+T -
Поделиться:

Сентябрьский фестиваль в Торонто, куда более демократичный и приветливый, чем европейские смотры, считается репетицией «Оскара». В его программу не стесняются брать всё лучшее из идущего впритык Венецианского фестиваля. А его красные дорожки охотно топчут звезды блокбастеров. При этом важно понимать, что Канаду на экранах кинотеатров мы видим не реже, чем США. Местные власти добились огромных результатов, заманивая голливудские компании льготами и преференциями. И наоборот: иностранцы, снимающие в своих фильмах канадских актеров, тоже могут рассчитывать на благодарность. Отсюда, кстати, так много людей по имени Райан в титрах международных фильмов. В 2016 году фестиваль в Торонто был особенно жизнерадостным. Победу в конкурсе зрительских симпатий (а профессионального жюри в основном смотре здесь и нет), пританцовывая, одержал фильм «Ла-Ла Ленд». А неподвластные мюзиклу сердца, должно быть, покорились красочным и нежным фильмам вроде «Королевы Катве» и «Сувенира» с Изабель Юппер. 26 февраля в Лос-Анджелесе раздадут «Оскары», и почти все фильмы-претенденты на них в том или ином виде уже были представлены в Канаде. Тем интереснее вспомнить несколько картин, которые потрясли гостей Торонто. 

«Сноуден»

Кадр из фильма «Сноуден»
Кадр из фильма «Сноуден»

Фильм Оливера Стоуна остался без номинаций на «Оскар», но ничего странного в этом нет: в Америке режиссер давно стал изгоем, а в своих интервью он часто обвиняет Голливуд в обслуживании интересов ЦРУ. Но невнимание к нему фестивалей не означает, что фильм слаб. А однозначная политическая позиция режиссера не делает его пропагандой. Наоборот, это классическое кино Стоуна. Как «Взвод», только не про передовую, а про психологическую ломку участников кибервойны, которая хоть и ведется из засекреченных офисов, но ведет к тем же синдромам. Как «Уолл-стрит», только не про финансы, а про интернет. Но сомнения, амбиции, идеалы и нравственные установки героев почти идентичны.

Актер Джозеф Гордон-Левитт воссоздает мимику и моторику Эдварда Сноудена с таким самоотречением (нельзя ведь остаться собой, превращаясь в другого человека), что внешнее несходство зритель и не замечает. А актриса Шейлин Вудли, знакомая массовому зрителю по «Дивергенту», не только заявляет о себе как о драматическом таланте (это было известно и раньше), но и объясняет простую вещь. Ни одна спецслужба в мире не в состоянии предотвратить подвиг, на который мужчина готов ради женщины. С прошедшим Днем всех влюбленных, кстати.

«Рождение нации»

Кадр из фильма «Рождение нации»
Кадр из фильма «Рождение нации»

Изначально «Рождением нации» назывался скандальный фильм 1915 года, посвященный становлению ку-клукс-клана в Америке. С точки зрения съемок кино было не менее новаторским, чем грядущий «Броненосец Потемкин»: параллельный монтаж, масштабные батальные сцены, ловкие операторские приемы и, в конце концов, конный марш под музыку Вагнера (ее, правда, наложили позднее). Но своим сюжетом фильм о Гражданской войне вновь грозил расколоть нацию пополам.

Поэтому очень символично, что в 2016 году вышел фильм с тем же названием, но снятый афроамериканцем Нэйтом Паркером и посвященный страшному и кровопролитному восстанию рабов, показанному не то что без купюр, а со смакованием боли. В первом «Рождении нации», кстати, чернокожим сниматься запрещали, заменяя их белыми актерами, испачканными в саже. В новом фильме грязи не меньше. Взяв за основу историю реального восстания и сюжет «Храброго сердца» Мэла Гибсона, режиссер показывает такие ужасы, что «12 лет рабства» кажутся сказкой дядюшки Римуса.

Фильм сорвал овации на фестивале «Санденс», очаровал критиков, получил горячую поддержку афроамериканских организаций и твердо шел на «Оскар», но в Торонто с ним произошло необратимое. Режиссеру Нэйту Паркеру (который заодно исполнил главную роль в фильме) и его соавтору напомнили о страшном преступлении, в котором их обвиняли в студенческие годы. И поскольку фильмы вроде «Рождения нации» могут состояться лишь в том случае, если их создатели — моральные авторитеты без страха и упрека, то после скандала картина была обречена на забвение. Так что то, что ее легально можно увидеть в России, почти чудо.

«Преисподняя»

Кадр из фильма «Преисподняя»
Кадр из фильма «Преисподняя»

Когда какой-то жанр перестает быть коммерческим (а вестерны перестали еще полвека назад), на его развалинах поселяются бродячие артисты — и находят новое применение старым декорациям. Иногда из этого получается настоящее искусство (например, «Выживший» с Ди Каприо), иногда — пародийный балаган («Джона Хекс» с Меган Фокс). Фильм «Преисподняя» застрял где-то посередине, но тем и заинтриговал зрителей Венеции и Торонто. Сюжет — настоящая готическая баллада на просторах Дикого Запада. Немая девушка с младенцем пускается в бега, а по их следам, убивая все живое, идет садист-пастор. Заканчивается все как «Лесной царь» Гете — только с дробовиками. В Венеции фильм остался без «Золотого льва» (но одна только номинация стоит многого), а в Торонто так напугал публику, что люди в зале то вставали с мест, то нервно смеялись.

Это действительно беспощадный эксперимент над аудиторией. Франко-голландский вестерн мало того, что идет два с половиной часа, так еще и в каждом акте показывает вещи, которые уместнее смотрелись бы на фестивале трэша и ужасов, а не на крупнейших киносмотрах. Но за точкой кипения для зрителей наступает точка невозврата, и это страшное кино вдруг начинает очаровывать. Последний раз такими красивыми и зловещими просторы вестерна были у братьев Коэнов в «Старикам здесь не место». А когда в последний раз так отчаянно и самоотверженно играли  Дакота Фаннинг и Гай Пирс, уже и не вспомнить. Другая безусловная заслуга фильма — то, что он возвращает в авторское кино заблудившуюся в «Игре престолов» актрису Кэрис Ван Хутен, а заодно открывает для фестивалей ее коллегу Кита Харрингтона, больше известного как Джон Сноу. В американский прокат фильм, кстати, до сих пор не вышел, а вот в России «Преисподняя», что особенно забавно, соседствовала в кинотеатрах с «Раем».

«Прибытие»

Кадр из фильма «Прибытие»
Кадр из фильма «Прибытие»

Режиссер Дэни Вильнёв (кстати, канадец) сегодня нарасхват: автор камерных триллеров переквалифицировался в великие гуманисты от фантастики и теперь снимает нового «Бегущего по лезвию» и новую «Дюну». На «Бегущего по лезвию 2049» его лично благословил автор оригинального фильма Ридли Скотт. Чтобы заняться «Дюной», разрешение Дэвида Линча не потребовалось: тот от своего фильма не в восторге.

Снятое Вильнёвом «Прибытие» наглядно объясняет, почему вокруг режиссера такой ажиотаж и откуда семь номинаций на «Оскар». Это очень мастерская и довольно лаконичная адаптация фантастического рассказа, берущая из книжного источника самую суть — идею о том, что язык определяет мышление (обязательно смотрите кино на языке оригинала — такая возможность есть в Интерактивном ТВ от Ростелеком). И раз это так, то для человечества, как в анекдотах, есть две новости — хорошая и плохая. Плохая: пока каждый говорит на своем языке, вавилонская давка с людскими жертвами будет продолжаться. Хорошая: наша психика станет внутренним двигателем перемен, когда исчерпают себя все внешние средства — технологии, изобретения и прочие айфоны. Чтобы проиллюстрировать эти мысли, Вильнёв создает на экране один из интереснейших конфликтов прошлого года. На Землю прилетают двенадцать инопланетных кораблей, похожих то ли на гигантские линзы, то ли на камни Стоунхенджа. В каждом — по два пришельца. Оба выразительно молчат, но иногда оставляют послания в виде красивейших клякс. От того, как переговорщики из разных стран расшифруют эти символы, зависит судьба нашей планеты. И частные судьбы двух симпатичных ученых, которых играют Эми Адамс и Джереми Реннер. 

«Планетариум»

Кадр из фильма «Планетариум»
Кадр из фильма «Планетариум»

Фильм, признанный неудачным и критиками, и зрителями, но наделенный убедительной красотой. Прекрасно в нем многое: открыточный Париж, элегичность довоенной поры, реконструкция забытого быта и шарм старых кинотеатров. Но в первую очередь внимание приковывают Натали Портман и юная Лили-Роуз Депп — дочь Ванессы Паради и Джонни Деппа. Достоинств, кроме эстетических, у картины действительно нет. Но критика критикой, а вот великие говорили, что для фильма нужны лишь девушка и пистолет. Тут девушек две, и обе заряженные и в любой момент готовые нажать на спусковой крючок.

Все эти фильмы можно найти в сервисе «Видеопрокат» от Интерактивного ТВ. Кино можно смотреть дома, по дороге на работу или за городом на планшете или телефоне — так работает функция «Мультискрин» (бесплатная опция при подключении}. Узнать больше об «Интерактивном ТВ» и «Видеопрокате», где доступно множество отличных картин, можно здесь.