Иллюстрация: РИА Новости
Иллюстрация: РИА Новости

Начало цикла читайте здесь:

С Юрой Р. я познакомился в колонии строгого режима в поселке Мелехово Владимирской области, куда попадают либо особо опасные преступники, либо рецидивисты. В самом режимном отряде для особо опасных заключенных, где, естественно, находился и я, он был дневальным — заключенным, сотрудничающим с администрацией колонии и выполняющим ряд безобидных административных функций. Юра привлек мое внимание своей интеллигентной внешностью и какой-то чрезмерной опрятностью и аккуратностью. Не очень склонный к общению с другими арестантами, он все-таки нуждался в собеседнике и благодарном слушателе, которого нашел в моем лице. На традиционный вопрос «Что у тебя за беда?» Юра обреченно ответил: «Да вот, в третий раз сижу за одно и то же».

— В смысле? — не поверил я своим ушам.

Тяжело вздохнув, Юра поведал мне свою историю. Он родился и вырос в небольшом поселке Владимирской области, в обычной, ничем не выделяющейся семье: папа работал шофером в колхозе, мама — дояркой на колхозной ферме. Жили не хуже и не лучше других, как все: подворовывали в колхозе все, что плохо лежало, а лежало там плохо, надо сказать, почти все, в меру пили. Юра ходил в местную сельскую школу, хорошо учился и неплохо разбирался в технике. Восемнадцать наступило неожиданно быстро, и его призвали в армию. Здорового, скромного деревенского паренька без особых претензий взяли шофером в далекую Иркутскую область, где он благополучно в течение двух лет провозил командира войсковой части. Два года службы пролетели как один день, и Юра, решительно отвергнув, о чем он будет горько жалеть всю оставшуюся жизнь, предложение остаться на сверхсрочную службу или поступить в школу прапорщиков, засобирался в родную деревню.

Деревня радостно встретила Юру с местечковым размахом. Ели, пили и гуляли три дня, до тех пор пока были не уничтожены все продукты и не выпито все спиртное. Душа Юры, как и всех остальных присутствующих на этом празднике жизни, требовала продолжения банкета. Гостеприимный и щедрый Юра решил продолжить праздник, для чего подался в единственный в деревне магазин. Не на шутку разгоряченного Юру не смутил ни поздний час, ни отсутствие денег. Ему казалось, что весь мир должен радоваться его возвращению и продолжать безудержное веселье. Без особых усилий взломав дверь, Юра щедрой рукой набил два баула всякой всячиной. Он не жадничал — брал все самое дорогое и лучшее. Водка, коньяк, колбаса, сыр, конфеты быстро заполнили баулы. Юрино возвращение домой было встречено бурным ликованием присутствующих гостей. Веселье продолжилось. Он был доволен и горд собой. Однако хозяин магазина Николай, в свое время удачно его приватизировавший, наутро, увидев разграбленное хозяйство, отнюдь не разделил радости своих земляков. В маленькой деревне, где все знали друг друга, каждый житель был как на ладони. С помощью этих же жителей, несмотря на их всеобщую ненависть, Николаю удалось очень быстро вычислить похитителя, о чем он немедленно сообщил участковому. После этого события завертелись с ужасающей быстротой и беспощадностью. Юра незамедлительно был арестован и вскоре получил два года общего режима, участковый получил вожделенное звание капитана, а Николай снискал еще больше ненависти своих земляков, их недобрых взглядов и злобного шепота за спиной.

Два года в лагере пролетели как один день, срок Юриного заключения незаметно подошел к концу. Он засобирался в родную деревню. Деревня в очередной раз радостно встретила возвращение Юры. История повторилась с точностью до мелочей. Ели, пили и гуляли три дня, до тех пор пока не были уничтожены все продукты и не выпито все спиртное. Юрина душа, как и души всех присутствующих, опять требовали продолжения банкета, и он решил продолжить праздник. Проторенной дорожкой под покровом темноты Юра направился в магазин, где привычно взломал дверь и разжился провизией. Веселье продолжилось. Наутро у Николая, хозяина магазина, уже не возникло и капли сомнений, кто был ночным непрошеным гостем, и он сразу же направился к участковому... На свободе Юра провел ровно 3 дня и получил новый срок — 3 года, которые прошли уже не так быстро и не столь незаметно. Он опять засобирался в родную деревню.

Трудно сказать, что случилось за эти годы с хозяином магазина и какие произошли с ним метаморфозы — может быть, у него проснулась совесть или его охватил трезвый расчет, но он сам лично вышел встречать Юру. И пришел не с пустыми руками, а с щедрыми дарами и подношениями. К ногам освобожденного Юры были брошены два битком набитых баула с провизией. И начался праздник и веселье. Гуляли и пили два дня и две ночи, пока все не было выпито и съедено. В эту самую минуту на Юру нашло озарение! Словно кто-то сверху ему нашептал: «А ведь он, сука, всю жизнь тебе испортил!» «А ведь это действительно так!» — подумал Юра. И такая его в этот момент взяла обида, и такая злость накатила, что схватил он со стола ножик и помчался в злополучный магазин сводить счеты. На этот раз взламывать дверь не пришлось — магазин был открыт! Приставив нож к горлу продавца, Юра потребовал срочно позвать хозяина для разговора, а пока того искали, он затребовал себе водки и всякой разной закуски. Получив сумку с провизией, он изменил свои планы и довольный отправился восвояси. Уйти далеко ему не удалось. Вышел, споткнулся и упал в лужу. Здесь его и взяли.

— Даже выпить не успел, — подытожил он свой рассказ.

Третий срок оказался более весомым, чем предыдущие. Судья, очевидно, оценив целеустремленность Юры, дал ему 7 лет в колонии строгого режима, где мы, собственно говоря, и познакомились. На момент нашего знакомства Юре оставалось сидеть совсем немного, около года. Я много размышлял о его судьбе и думал, ломая голову: что ожидает его после освобождения? Деревня ждет очередного праздника и развлечений, хозяин магазина наверняка укрепляет окна и двери. А вот Юра? Останется он таким же упорным и настойчивым? Время покажет.

Удачи тебе, Юра!