/ Москва

Сериал «Школа» должен стать пособием для родителей и учителей

Андрей Бильжо рассказал, что он думает о Гай Германике, пубертатном кризе, нежных подростках и тупых взрослых

Фото: Monteleone Davide/CONTRASTO/Agency.Photographer.ru
Фото: Monteleone Davide/CONTRASTO/Agency.Photographer.ru
+T -
Поделиться:

Я смотрю сериал «Школа», посмотрел фильм «Все умрут, а я останусь». И влез в эту тему, которая мне очень близка и важна. Когда-то я писал кандидатскую диссертацию на тему юношеской шизофрении, работал в юношеском отделении психиатрической больницы и подробно изучал литературу, связанную с пубертатным кризом. Я знаю этот период в развитии человека профессионально, поэтому мне это было очень интересно.

Конечно, я являюсь сторонником этого сериала. И не только потому, что депутаты против (я сторонник всего того, против чего выступают власть и депутаты, по принципу Бродского: если Евтушенко сказал, что колхозы — плохо, значит, колхозы — это хорошо). 

Интересно, что самым ярким противником этого сериала выступает молодежь — те, кому 20 лет. Они говорят удивительные вещи, совершенно канцелярские и чиновничьи. «Почему вы показываете всех в таких черных красках? Не все так плохо»; «А вы подумали о том, как среагируют на это подростки? А вдруг они начнут брать пример?» Абсолютная старческая чушь.

Гай Германика сама достаточно инфантильна. Поэтому она очень хорошо чувствует этот переходный возраст, когда созревает личность, когда возникает тема оппозиции к взрослым. Все это Гай Германика показывает мастерски, потому что она это знает и сидит в этом до сих пор.

Удивительный факт: все проходят через пубертатный возраст, но все об этом забывают. Мне во всей этой истории очень нравится, как реагируют взрослые — они не понимают подростков и их одиночества. А у подростков все в первый раз: первое предательство, первая любовь. Им всего-то нужно — внимание и теплота. И никакого запрета.

Подросток настолько чувствителен, он совсем незащищенный, его душа как розовая мерцающая ткань, как печень — у печени такая тонкая-тонкая оболочка, и если ее проткнуть иголкой, оболочка расползается, и печень растекается. Я часто сравниваю душу с печенью, потому что мне кажется, что это какие-то такие близкие органы. И поэтому в эту душу нужно залезать очень деликатно, с чистыми, вымытыми руками. Подросток очень здорово чувствует ложь и фальшь — засекает это просто влет и не прощает. Поэтому очень трудно бывает учителям, особенно учителям-дуракам (а умных и тонких людей вообще значительно меньше, чем идиотов).

Поэтому мне кажется, что этот фильм должен стать учебным пособием для взрослых (родителей, учителей) и для детей. Дети думают, это происходит только с ними. А когда они поймут, что это бывает у всех подростков, то смогут корректировать себя.

Героям сериала никто не будет подражать. Кому там подражать? Некому. Там все страдают. Страдающим и больным подражать никто не хочет, а там все герои — страдающие и больные подростки. Говорят, что в сериале все характеры одноклеточные, но они меняются от серии к серии, становятся сложнее, они раскрываются. Школьные учителя, обсуждающие этот сериал, забывают о том, что это фильм про школу глазами подростков, а не про школу глазами учителей, как были сняты все предыдущие фильмы. Именно их проблемы находятся в центре.

Гай Германике сейчас 24 года, она крупный специалист в области переходного возраста. У нее переходный возраст был тяжелый, и она до сих пор в нем пребывает. Она это отлично знает, чувствует, понимает. И слава богу.

Понятно, все стали обсуждать школу. Про школу я тоже могу сказать. Не только потому, что я учился в школе, а потому, что у меня мама была завучем и разговоры про школу были в семье постоянно. Про школу говорили всегда. В Советском Союзе во времена застоя спорили на страницах газет и по радио. И сейчас говорят, и всегда будут говорить. И будет бесконечная реформа школы. Это просто перманентный разговор. Во-первых, школа всем близка — через нее проходят все, потом учатся дети, потом внуки. Во-вторых, школа — это отражение того, что происходит в обществе, это модель. И в школе всегда будет 80 процентов плохих учителей. Это неизбежно, потому что учитель — самая массовая специальность. Не могут быть все учителя одаренными, яркими, харизматичными. Просто невозможно найти в таком количестве ярких людей, чтобы обеспечить ими все школы нашей огромной страны. Я знаю трех учителей — ярких личностей: Дима Быков, который преподает литературу, Евгений Бунимович, который преподает математику, и Алексей Венедиктов, который преподавал историю. Почти у каждого из нас был один или два ярких учителя. Но при этом было десять неярких — тех, которых, уже прожив какой-то кусок жизни, хочется пожалеть.

Школа и подростки по сути не меняются. Меняется язык, одежда, то, что подросток курит и пьет. Но тот факт, что он будет курить и пить, не изменится. Мы протаскивали портвейн ровно так же на шнурке в туалет и пили в туалете. Нас ровно так же рвало, как в фильме «Все умрут, а я останусь».

Я не сказал про физиологическую перестройку у подростков, а она тоже очень тяжелая. И взрослые почему-то не хотят понимать, как это тяжело. Ты влюбляешься, у тебя болит грудь, появляются волосы, тебя дразнят, а ты еще должен сдавать экзамены, учить физику. Тебя будут спрашивать про «луч света в темном царстве» и удивляться, что это ты вдруг говоришь: «Да идите вы все в жопу!» — «Как ты мог так сказать!!! Выйди вон из класса!»

Все это, на самом деле, написано и описано давным-давно. Есть целый учебник, называется «Подростковая психиатрия» Андрея Евгеньевича Личко. Она должна быть настольной книгой любой мамы и любого папы, у которых сыну исполнилось 12 лет. Чтобы понимать, что происходит.

Комментировать Всего 6 комментариев
Продвижение неуважения

Мне очень нравится "Школа", и, уверен что все плюсы сериала перекрывают минусы. Согласен что брать пример там не с кого. Но что на счет рекламы неуважительного отношения к родителям и учителям?

Мне кажется было уже не мало сцен, показывающих, как наглые, хамоватые дети выигрывают. Конечно все это правда жизни, но боюсь как бы адекватные дети посмотрев на это, не воспользовались примером. 

Спасибо!

Дети уважают тех учителей и тех родителей, которые достойны их уважения. Они, как я уже говорил, хорошо и тонко чувствуют фальшь, особенно в этом возрасте. Поэтому для того, чтобы вас уважали как учителя или как родителя, вы должны быть достойны этого уважения.

Проблемы нужно искать в себе, а не в окружающих (детях в том числе).

Андрей, спасибо вам за уникальную способность переключиться с Венецианских красот на страшные будни разборок по поводу "Школы"

Замечательный текст. Правдивый, тонкий, по врачебной природе искренний и профессиональный. Я уже писала о том, что мы должны были быть готовы к тому, что среди детей, выросших в страшные перестроечные годы окажется талантливый режиссёр. Тем более женщина. Женщинам вообще свойственно говорить без особых прикрас о своих переживаниях, и у них есть способность показать страшное, горе, оборотную сторону всего. Я с Вами абсолютно согласна - никто не будет подражать героям "Школы". Я начала смотреть сериал после открывшейся дискуссии на Снобе, насмотрелась, и сейчас абсолютно согласна с Вами и готова подписаться под каждым Вашим словом! Спасибо.

Спасибо! Не ожидала, что вокруг будет столько противников сериала! Причем палитра причин неприятия очень широка, поэтому аргументы АБ очень помогут в дебатах! Уже писали , что сериал разделил страну надвое! и это серьезное разделение! Значит, единомышленникам надо объединяться!

"умных и тонких меньше чем идиотов" это было хорошо...

и учебник Личко действительно отличный...

Спасибо!

Андрей, спасибо большое за такие точные, тонкие и правильные слова - и о сериале, и о Германике, и о подростках!

Абсолютно согласна с вами - по всем позициям. Не умозрительно - всем сердцем - у меня дочке 13 с половиной лет!

По поводу сериала - еще частая претензия - "непрофессионально, неталантливо" и тп.

Но мы же понимаем что так можно высказаться о чем угодно - аргументы не требуются.

Для меня профессионализм и талант - в любой области - прежде всего в отсутствии фальши. И в фильмах Германики я фальши не чувствую.