/ Нью-Йорк

Михаил Идов: Кому выгоден кризис независимого кино

Эра американского независимого кино, похоже, подходит к концу. Зато так называемое умное телевидение переживает небывалый расцвет. Насколько это взаимосвязано?

Иллюстрация: Cagle Cartoons
Иллюстрация: Cagle Cartoons
+T -
Поделиться:

Студию Miramax, еще недавно созвучную самим словам «независимое кино», усыпили хозяева Disney. Сделки на фестивале независимого кино Sundance заключаются с одной десятой былого пыла. И даже на расширенном поле — десять номинаций вместо обычных пяти — на «Оскар» за лучшую картину года претендует всего один фильм, снятый за пределами восьми основных голливудских конгломератов: гетто-драма Precious.

Тем временем «умное телевидение» переживает настоящую золотую эпоху. Прайм-тайм забит сериалами сногсшибательного качества: Mad Men, Breaking Bad, Dexter, House, Lost и т. д. Что, если эти два феномена напрямую между собой связаны? Это очевидное, казалось бы, озарение почему-то меня не посещало, пока я не прочел про сериал «Школа», никак по идее к Америке не относящийся. И все равно: десять лет назад в США эквивалент Гай Германики (Элисон Эндерс) рвалась бы с малого экрана на большой. Теперь обратное — совершенно нормальный карьерный ход: если не вверх, то в худшем случае вбок.

Я решил задать этот вопрос человеку, который сможет на него ответить лучше меня: Саре Кондон, продюсеру сериалов Sex & the City, Curb Your Enthusiasm и Bored to Death на канале НВО. Предоставляю результат вашему вниманию.

М.И.: Как вы думаете, не убивает ли качественное телевидение независимое кино? Например, Breaking Bad заполняет нишу, на которую пришлось бы 10 «раковых» драм, Wire заменяет 20 жестких фильмов о городской преступности...

С.К.: Независимое кино сейчас находится в крайне незавидном положении, но это произошло, как мне кажется, в первую очередь из-за финансового кризиса. Большие киностудии от него тоже пострадали, но не в такой степени. Сейчас никто не хочет вкладывать деньги в мелкие студии, снимающие более рискованные фильмы, у которых небольшие бюджеты и небольшие сборы. Их все меньше, и это очень грустно. Я надеюсь, что эта индустрия поднимется вместе с экономикой, но, учитывая ее сегодняшнее состояние, неудивительно, что многие «инди»-сценаристы и даже режиссеры готовы сотрудничать с кабельным телевидением, да и с телевидением в целом. Они поняли, что могут сохранить свой стиль в формате сериала. ТВ стало своего рода спасательным кругом, с помощью которого они могут заработать немного денег, не поступаясь креативными принципами. И это хорошее начинание — телевидение поможет им переждать бурю и выжить. Но все равно мы все надеемся, что независимое кино возродится с новой силой.

М.И.: Это-то да, но, даже судя по моему собственному опыту, я вот последние 3–4 года смотрю гораздо больше сериалов и меньше фильмов. Время на развлечения ограничено, а подсев на сериал, в котором 6–7 сезонов, так все лето и проведешь с «Кланом Сопрано». Это время откуда-то ведь берется. Боюсь, что от кино.

С.К.: У меня нет точной статистики, но похоже, что все так и есть. Люди рассматривают телесериалы и независимые фильмы как взаимозаменяемые категории. Лет десять назад ситуация была совсем иная.

М.И.: Вообще-то это ваша вина. Это ведь НВО породило традицию приглашать независимых кинорежиссеров на съемку отдельных серий телесериалов.

С.К.: Да, мы первыми стали с ними сотрудничать, отчасти из-за того, что и они, и мы обретаемся в Нью-Йорке, так что мы хорошо знаем этих людей. Но мы также часто сотрудничаем с теми, кто пришел из традиционного телевидения. Даррен Стар, Алан Болл, Дэвид Саймон, Дэвид Милш — все они были большими шишками на традиционном телевидении, но не хотели играть по правилам.

Комментировать Всего 7 комментариев

Михаил, как раз сегодня посмотрела Heart Locker - по моему это тоже не студийный фильм и вполне реально будет соперничать с Аватаром, хотя скорее всего проиграет. 

Хм, мне казалось, в нем как-то Уорнеры поучаствовали... А фильм, кстати, ве-ли-ко-леп-ный

Независимый-пренезависымый. Бюджет 10мил, и Уорнер там только дистрибьютор в Италии, даже не в Европе. Все сделали крошечные production companies.

Да, Hurt Locker - очень крутой фильм. А по поводу основного топика, главный сценарный гуру Роберт МакКи  в одном из своих последних интервью сказал, что кино сейчас переживает драматургический кризис, а телевидение - золотой век. Но я все равно уверен, что при всех взлетах и падениях независимое кино никуда не исчезнет - просто слишком много людей, которые хотят его делать по "внеэкономическим" соображениям.

Это, кстати, точнейший довод, практически закрывающий тему: телевидение невозможно делать из любви к искусству.

Я бы все-таки скорректировал этот аргумент на "невозможно делать ТОЛЬКО из любви к искусству". 

Да, разумеется. Или так: телевидение невозможно снимать "в стол".