Фото: Алексей Филиппов/РИА
Фото: Алексей Филиппов/РИА

«Протон», да не про то

Ракеты «Протон-М» уже который месяц стоят на приколе из-за дефекта, обнаруженного в двигателях. Последний на сегодняшний день пуск ракеты-носителя «Протон-М» состоялся 9 июня 2016 года. На орбиту в тот день был выведен телекоммуникационный аппарат Intelsat-31. Его запуск завершился удачно лишь благодаря разгонному блоку «Бриз-М» (по сути четвертой ступени ракеты), который компенсировал преждевременное выключение двигателей второй ступени «Протона». Начавшееся расследование повлекло за собой сначала постоянные переносы очередного старта, а затем приостановку пусков. В ходе проверок выяснилось, что на Воронежском механическом заводе, где изготавливают двигатели первой и второй ступени для этой ракеты, использовали менее жаростойкие компоненты, чем нужно: в итоге забракованным оказался 71 ракетный двигатель. Теперь все они проходят дефектацию, которая будет продолжаться еще по крайней мере год.

Меж тем с августа прошлого года на Земле ждет запуска на ракете «Протон» спутник EchoStar-21. Ожидается, что он полетит 8 июня, то есть очередной «Протон» запустят ровно через год после предыдущего. За EchoStar-21 выстроилась целая очередь иностранных коммерческих заказчиков, которым необходимо платить неустойку за срыв сроков. В очереди и российские аппараты. Их немного, но половина — спутники военного назначения. Из-за бракованных двигателей в прошлом году Минобороны России осталось без двух ракет «Протон». Теперь военные ждут их к концу 2017 года.

Приостановка пусков «Протонов», главной «тягловой лошадки» российской космической отрасли, отбросила Россию по количеству пусков по итогам 2016 года с первого места сразу на третье. Впервые Россию обошел Китай. США и КНР провели тогда по 22 ракетных пуска, Россия (с учетом пусков ракет «Союз» с французского космодрома Куру) — 19. Из них лишь три пуска «Протона». В годы, когда Россию критиковали за то, что она превратилась в «космического извозчика», «Протоны» летали до 12 раз в год, занимая по 15% от общего количества космических пусков в мире.

«У нас в этом году впервые количество пусков будет меньше, чем у китайцев и американцев. По одной простой причине — мы в интересах Федеральной космической программы, в интересах создания орбитальных группировок прекратили запуски», — прокомментировал в прошлом году российские «успехи» первый заместитель гендиректора госкорпорации «Роскосмос» Александр Иванов.

Пусков по Федеральной космической программе для «Протонов» на ближайшие два года не много: научный аппарат «Спектр-РГ», модуль «Наука» для Международной космической станции и метеоспутник «Электро-Л». Примерно столько же военных заказов. Еще четыре запуска в ближайшие два года будут проведены в рамках коммерческих контрактов. А всего в портфеле заказов «Протона» на ближайшие шесть лет полтора десятка коммерческих спутников. И все.

Для сравнения: только в этом году в плане SpaceX проведение более 20 пусков ракет Falcon-9, большинство из которых коммерческие.

Конкуренция с американской компанией была проиграна еще несколько лет назад. Постоянные аварии «Протона», происходящие ежегодно начиная с 2010 года, каждый раз по разным причинам, подорвали доверие к российской ракете. Страховки на пуски «Протона» росли, заказчики искали, куда бы уйти.

Причем, даже если будут обнаружены и устранены все возможные недостатки в конструкции ракеты, налажена технология производства всех узлов и агрегатов, изготовитель ракет Центр им. Хруничева уже физически не может достичь тех количественных показателей, которые имелись еще несколько лет назад. Площади и специалисты, занятые в производстве «Протонов», сокращены. Восстановить прежнюю структуру невозможно. Никто не рассчитывал, что начало серийного изготовления ракет «Ангара» так задержится. В итоге на сегодняшний день 80% территории предприятия в Москве, где производились ракеты «Протон», заложено ВЭБу или отчуждено для последующей коммерческой и жилищной застройки, количество помещений сокращено в пять раз, производство переориентировано с «Протона» на третью ступень ракеты «Ангара». Развертывание производства первых ступеней «Ангары» в Омске задерживается, поскольку там по сути строится новый завод, набираются новые специалисты, и все это не укладывается в графики, которые были составлены много лет назад.

Помимо того, цена на летающий раз в год, да еще и с проблемами, «Протон» выше, чем на летающий почти каждые две недели Falcon-9: $70 млн против $62 млн. Чтобы снизить цену «Протона», Центр им. Хруничева намерен вывести на рынок облегченную (без третьей ступени) версию ракеты «Протон-М» — «Протон Средний», что позволит добиться цены в $60 млн. «Двухступенчатая ракета-носитель «Протон» сможет составить достойную конкуренцию двухступенчатой ракете-носителю Falcon-9 компании SpaceX», — считает директор по коммуникациям Центра им. Хруничева Александр Шмыгов. Первый пуск «обрезанной» ракеты планируется на конец 2018 года.

При планах сначала в 2020 году, а теперь в 2025 году полностью прекратить использование «Протонов», предложение заказчикам новой модификации кажется несколько запоздавшим. Помимо этого, остается вопрос качества: сможет ли новая ракета обойтись без аварий?

Нелетающая «Ангара»

О коммерческих перспективах «Ангары» на ближайшие годы, если не десятилетие, можно просто забыть. Во-первых, ракета не производится серийно, а значит, потенциальные коммерческие заказчики не могут рассчитывать, что получат ракету и услуги по ее запуску в срок. Во-вторых, «Ангара» не имеет летной статистики (с момента проведения в 2014 году по одному пуску легкой и тяжелой ракеты семейства «Ангара» она больше не летала, и планировавшийся на конец 2016 года пуск теперь обещают провести лишь в 2018 году), а значит, нет никакой уверенности, что спутник будет выведен на орбиту, а не упадет где-то в Сибири или Тихом океане. В-третьих, стоимость пуска «Ангары», и это признают ее разработчики и производители, выше, чем у «Протона» и тем более Falcon-9. Существует программа по снижению стоимости ее производства, но реально ли без штамповки в десяток штук в год снизить цену одной ракеты на 20–30%?

Все три пункта ставят крест на коммерческом будущем этой ракеты. В качестве заказчика у нее остается только государство, которому не на чем больше выводить в космос новый пилотируемый корабль и нечем запускать тяжелые военные спутники.

Роковой 2014-й

«Начиная с 2014 года американские провайдеры начали отрезать от существующей доли коммерческих пусков, занятых российскими провайдерами», — говорится в докладе отдела коммерческих космических перевозок Федерального управления гражданской авиации США.

2014 год выдался переломным для российской космонавтики. События на Украине и последовавший разрыв отношений привели к приостановке пусков сразу нескольких типов ракет, комплектующие и программное обеспечение для которых разрабатывались в Харькове, Киеве и Днепропетровске. Вынуждены были приостановить работу проекты «Морской старт» и «Наземный старт», использующие ракету-носитель среднего класса «Зенит». Остановил работу проект «Космотрас» с конверсионной ракетой «Днепр» (межконтинентальная баллистическая ракета РС-20 со снятой боеголовкой). Третий год не могут состояться пуски нескольких последних ракет «Рокот», систему управления для которых делала Украина. «Рокот» должен вывести два научных европейских спутника. К этой же ракете привязаны два российских запуска.

В конечном итоге у России осталась одна летающая ракета — «Союз». Это модернизированная версия ракеты Р-7, разработанная еще Сергеем Королевым, с помощью которой запускали в космос первый спутник, Белку, Стрелку и Гагарина. Однако это ракета среднего класса, которая не способна конкурировать с Falcon-9 и зарабатывать на запуске на орбиту тяжелых спутников связи, составляющих основу коммерческого рынка запусков.

Спасательный круг

В этих условиях ниоткуда появляется авиакомпания S7, купившая проект «Морской старт». Пока в проекте предполагается использование российско-украинской ракеты «Зенит», но в будущем Роскосмос намерен изготавливать аналогичную, но полностью собираемую в России ракету. Регистрация проекта «Морской старт» в США позволит обойти политические проблемы сотрудничества России и Украины в космической сфере, поскольку покупателем для российских и украинских предприятий будет американская компания. При этом особенность проекта «Морской старт» (пуск ракеты «Зенит» производится с плавучей платформы с экватора) позволяет выводить на орбиту аналогичную по массе нагрузку, как и «Протон» с Байконура. В случае полного фиаско с «Протоном» и проблем с организацией производства «Ангары», проект «Морской старт» может стать для Роскосмоса спасательным кругом. Пусть по коммерческому заказу, но на своей отечественной ракете Россия сможет в случае острой необходимости осуществить запуск, к примеру, той же научной обсерватории «Спектр-РГ» или метеоспутников.

Тем самым, если все планы реализуются, в ближайшем будущем на рынке коммерческих запусков будут конкурировать две аналогичные по грузоподъемности ракеты — «Протон-М»/«Протон Средний» с Байконура и «Зенит» с «Морского старта», пытаясь перехватить заказы у SpaceX и друг у друга. Но этого стоит ожидать не ранее конца следующего года. А пока что удел российских граждан — смотреть, как американский миллиардер Илон Маск сажает ступени своих ракет и монополизирует рынок запусков тяжелых космических аппаратов.