В июле 1944 года Рауль Валленберг возглавил дипломатическую миссию Швеции в Будапеште. Он выдал десяткам тысяч будапештских евреев шведские «защитные паспорта». По ним они считались гражданами Швеции и могли спастись. Также Валленберг, угрожая немецким генералам наказанием за военные преступления, смог убедить их не вывозить евреев в лагеря смерти.

В 1945 году Валленберга по подозрению в шпионаже арестовали советские власти. По официальной версии, через два года дипломат умер из-за инфаркта в Лубянской тюрьме, внутренней тюрьме КГБ (ныне ФСБ). Эта версия вызывает сомнения у историков: есть показания других заключенных, утверждавших, что они видели Валленберга или слышали о нем в других тюрьмах в 1950-е годы.

В октябре 2016 года семья Валленберга представила российским властям официальный каталог открытых вопросов по делу дипломата, но им в очередной раз отказали в доступе к архивам. В марте 2017-го родственники Валленберга отправили в ФСБ три запроса на предоставление документов Лубянской тюрьмы и тюрьмы Лефортово за 1945-1947 годы. ФСБ так и не представила эти документы.

В июле племянница дипломата Мари Дюпюи подала иск в суд. Она требовала обязать ФСБ предоставить доступ к оригиналам документов о Валленберге: с момента исчезновения дипломата прошло больше 70 лет и документы о нем должны быть рассекречены. Суд отказал в удовлетворении требований Дюпюи. 

Юрист объединения «Команда 29» Дарья Сухих, которая представляет интересы родственников дипломата, заявила, что ФСБ объяснила отказ в предоставлении документов наличием в них данных «о неких третьих лицах». Сухих считает, что этой причины не достаточно. «В законодательстве нет ограничений по допуску к архивным документам, в связи с наличием в них информации о третьих лицах», — объяснила она.

Представитель ФСБ настаивал, что срок законодательного ограничения на большую часть документов истекает в 2020 году или позже из-за личных данных третьих лиц. До этого времени документы могут предоставить только с согласия наследников упомянутых в них третьих лиц.