«Ехать внутри этого тоннеля 45 секунд, но кажется, будто ты там не меньше трех минут. Те, кто там был, говорят, что ощущения похожи на погружение в сон под наркозом», — художник группы Recycle Андрей Блохин объясняет, как устроена инсталляция Template of Life, которую открыли неделю назад на «Винзаводе». Через всю галерею тянется узкая подсвеченная капсула длиной несколько метров, внутри нее установлены рельсы, по которым туда-сюда ездит кушетка, как в магнитно-резонансном томографе. Вокруг капсулы — очередь желающих покататься или хотя бы заглянуть в ее светящееся нутро. Ехать — ногами вперед. В день открытия инсталляции в очереди стояли Софья Троценко, комиссар Русского павильона на Венецианской биеннале Семен Михайловский и половина московских арт-журналистов. Аукционный консультант из Цюриха, которого на «Винзавод» завели друзья, внутрь капсулы не полез. Его больше удивлял контраст между посетителями галереи, которых можно было четко поделить на две группы: богемные молодые художники, все как один в спортивных штанах, и потенциальные покупатели их искусства в пиджаках ручной работы. «Москва странная, черт побери! — восклицал консультант, перекрикивая музыку диджея. — Здесь всегда так странно?»

Все желающие прокатиться внутри капсулы, укладываясь на кушетку, держали наготове телефон для съемки. В начале пути их ждало равномерное мерцание белого света, которое ближе к середине капсулы переходило в визуальную «бомбежку» стробоскопов, а потом опять успокаивалось. По замыслу художников, если смотреть не в телефон, а прямо перед собой, можно понять, что бы чувствовала гигантская машина в момент отключения от сети — если бы, конечно, имела органы чувств, подобные человеческим.

Для людей, «сросшихся» с гаджетами, переживание «смерти» машины может быть довольно драматичным. Помимо капсулы-тоннеля частью инсталляции Template of Life стали три черных круга на стене. Они сделаны из материала, который специфически отражает и преломляет свет. Слабые белые вспышки в черных кругах, видные только при движении зрителя вдоль стены, — также визуализация последнего «вздоха» машины.

Будущее человечества в цифровую эпоху — ключевая тема для группы Recycle. Их первая персональная выставка в ГМИИ им. Пушкина носит название Homo Virtualis, на цокольном этаже Русского павильона в Венеции стоит их тотальная инсталляция Blocked Content, представляющая собой сцены насилия, которые можно увидеть лишь в так называемой дополненной реальности, наведя на объекты смартфон с установленным приложением. Идея инсталляции Template of Life возникла в результате исследования машинного зрения.

«Я под огромным впечатлением от их новой работы, потому что это инновационное художественное осмысление темы смерти, — сказал арт-менеджер Николай Палажченко после презентации инсталляции. — С этой темой хулиганить неприлично. Recycle подошли к ней с абсолютной серьезностью».

Инсталляция Template of Life стала частью выставочного цикла «Прощание с вечной молодостью», приуроченного к десятилетию ЦСИ «Винзавод». В нем участвуют новые звезды российского арт-рынка, которые стали известными не без помощи «Винзавода» — в галереях центра проходили первые персональные выставки многих из них. Новое произведение группы Recycle можно будет увидеть в пространстве «Цех Красного» до 22 октября, после чего цикл «Прощание с вечной молодостью» продолжится выставками Арсения Жиляева, Таус Махачевой, Владимира Логутова и других художников.