Звучащие прикосновения и хэштег-активизм. Художники Lexus Hybrid Art о своих работах

Редакционный материал

Осталась неделя до окончания выставки Lexus Hybrid Art — проекта, который уже восьмой год подряд демонстрирует, чего может достичь художник, обратившись к высоким технологиям. Тема выставки в этом году — «Скрытое искусство»: большинство арт-объектов, расположенных в пространстве Lexus Dome, необходимо активировать движением или прикосновением, чтобы понять их смысл. Мы попросили художников, участвующих в выставке, рассказать о своих работах и привести примеры других произведений, которые были созданы в результате дружбы художников с технологиями

6 октября 2017 12:07

Забрать себе

Фото: Дмитрий Чунтул

Виктор Поляков, Cubed/Uncubed

О своей работе

Куб — абстрактная геометрическая универсалия, у которой появились новые смыслы под влиянием таких известных представителей минималистского движения, как Дональд Джадд, Сол Левитт, и многих других. Мой куб «рассыпается» на множество независимых сегментов, меняющих прозрачность, и вовлекает зрителя в визуальный диалог между скрытым и явным в объекте. Внутренний зеркальный объект — пятикомпонентный тетраэдр — отсылает к работам известного нидерландского графика и мастера иллюзий Маурица Эшера.

О художниках, которые дружат с технологиями

На стыках нескольких на первый взгляд различных дисциплин и возникает самое интересное — вспомним термин «биополитика» Мишеля Фуко, в котором биологические науки оказываются инструментом анализа политической сферы. Художники все больше работают вместе с учеными и инженерами из различных отраслей науки и техники, создавая уникальные, технически сложные и концептуально наполненные произведения. Не могу сказать, что в моих объектах есть сложные технические компоненты, в основном это довольно простые и доступные средства.

Меня воодушевляет Олафур Элиассон. Помимо него световые и оптические эффекты  используют многие художники, однако, на мой взгляд, этот метод ни у кого, кроме Элиассона, не оформился в настолько системный и масштабный проект. Несколько его объектов можно сейчас увидеть на Московской биеннале современного искусства.

Фото: Дмитрий Чунтул

Алексей Трегубов, «Ковер»

О своей работе

Каждый посетитель выставки может стать частью произведения: объект «оживает» только тогда, когда по нему ходят, когда слушают и смотрят. При взаимодействии с «Ковром» разные способы восприятия действительности — тактильный, пространственный, звуковой — как будто сливаются в один.

О художниках, которые дружат с технологиями

Мне интересны художники, которые работают в совершенно разных областях искусства, а то, насколько они внедряют технологии в свой творческий процесс, уже вторично. Я восхищаюсь Эрвином Вурмом, Ай Вэйвэем, Кики Смит, режиссером Ромео Кастеллуччи.

Фото: Дмитрий Чунтул

Аня Мохова, CONSPIRATUS (совместно с Playtronica)

О своей работе

Мы намеренно не стали прописывать инструкцию, потому что хотели, чтобы знание приходило зрителям через опыт. Переход от обычного любопытства к пониманию того, что означают изображения на дисках, и к изучению возможностей взаимодействия с работой должен проходить в собственном ритме посетителя.

О художниках, которые дружат с технологиями

В наше время многие художники сами изначально имеют технический бэкграунд. Конечно, технологии меняются и усложняются, и зачастую для осуществления своих задумок художники все же обращаются за помощью к саунд-инженерам, 3Д-моделлерам и другим специалистам.

Наш проект с Playtronica для Lexus Hybrid Art — пример не столько разграниченного вклада художников и «технарей», сколько вклада и художественного, и технологического со обеих сторон.

Меня лично впечатляют работы Маргарит Юмо — в них соединяются элементы скульптуры, видео- и саунд-арта. Художница приглашает к участию в проектах ученых и инженеров.

Фото: Дмитрий Чунтул

Саша Пас (Playtronica), CONSPIRATUS

О своей работе

Со времен изобретения первых музыкальных инструментов считалось, что звук позволяет коснуться предмета на расстоянии. Звук, путешествуя через воздух и материю, отражаясь от предметов вокруг, достигает уха человека, преобразуется в электричество и попадает в наш мозг. Звук позволяет за одну секунду прикоснуться к человеку на расстоянии 350 метров. Первое послание человека к внеземным цивилизациям отправили в 1962 году, радиопослание «ЛЕНИН МИР СССР», адресованное планете Венера, вернулось на Землю через 4 минуты 32,7 секунды.

Нас вдохновила программа «Вояджер» 1977 года, когда космические корабли должны были исследовать планеты и внеземные цивилизации. К борту «Вояджера» был прикреплен золотой диск с посланием, содержащим изображения, двоичный код и звуки: шепот матери и плач ребенка, голоса птиц и зверей, шум ветра и дождя, грохот вулканов и землетрясений, шуршание песка и океанский прибой, а также приветствие на 55 языках Земли.

О художниках, которые дружат с технологиями

Саунд-художник Терек Атоуи разрабатывает новые музыкальные инструменты и технологии их использования. Его работа Infinite Ear исследует понятие звука с точки зрения прямого физического воздействия на человека с ограниченными возможностями. Атоуи провел художественную резиденцию со слабослышащими людьми, разработал серию уникальных музыкальных инструментов, провел перформанс, где звук переходит порог общепринято допустимого, превращаясь в вибрации, едва ощущаемые ухом человека. Художник превратил пространство бывшего бассейна в музыкальный инструмент, источниками звука стали дрожащие стены и окна помещения — глухие зрители и музыканты явно чувствовали эти вибрации.

Олег Татаринцев, «Хештеги» (совместно с Ольгой Татаринцевой)

О своей работе

В этом году прошло 10 лет с отправки первого хештега в Twitter. Хештеги можно поделить на две группы: «серьезные» и хештеги-мемы. С помощью хештегов первой группы можно существенно изменить жизнь людей — самые популярные из них мы и выбрали для своей работы, которая расположена по периметру выставочного пространства. Каждый хештег оснащен датчиком движения, они становятся видны зрителям, только когда они проходят мимо.

О художниках, которые дружат с технологиями

Первый пример такой «дружбы», который приходит в голову, — кинетические скульптуры швейцарского художника Жана Тэнгли, который начал их делать в 50-х годах. Многие видели движущийся «Фонтан Стравинского» возле Центра Помпиду в Париже. Тогда же Тэнгли разработал машину, которая самостоятельно создает произведения искусства.

Из наших современников мне наиболее интересен Олафур Элиассон, который использовал в работах инженерию и природные явления. В Tate Modern он делал макет солнца для своего The Weather Project, в Нью-Йорке запускал водопад.

Анна Вазоф, The Hungry Game

О своей работе

The Hungry Game вдохновлена ранним фильмом Чарли Чаплина «Иммигрант», в котором Бродяга, герой Чаплина, прибывает в США из Европы на корабле. В самом начале картины была такая сцена: тарелка с едой ездит по столу между ним и другим пассажиром корабля во время качки, и они едят из нее по очереди. Моя работа дает возможность зрителям пережить ту сцену из кино и ощутить качку палубы, сидя за столом.

О художниках, которые дружат с технологиями

Акинори Гото создал интересную работу, в которой соединилось старое и новое. Это зоотроп, напечатанный на 3D-принтере.

Выставка Lexus Hybrid Art открыта до 24 октября в пространстве Lexus Dome на 6-м этаже башни «Око». Вход свободный. График работы выставки здесь.

Читайте также

Матильда. Киносценарий, часть вторая

В преддверии премьеры фильма «Матильда» «Сноб» продолжает публиковать отрывки из сценария

Читайте также

Дарья Андреева

«Чапаев и Пустота». Мантра от брусникинцев

«Сноб» номинирует спектакль на премию «Сделано в России» в категории «Культура»

Читайте также

Саша Щипин

Смерть автора

«Сноб» номинирует режиссера Веру Кричевскую и сценариста Михаила Фишмана на премию «Сделано в России» за фильм «Слишком свободный человек» в категории «Культура»

0 комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Войти Зарегистрироваться

Новости наших партнеров