Ɔ. Проводя экскурсию по экспозиции, вы рассказали, что во время путешествий на вас нападал медведь, вы ломали ребра и обмораживали конечности, но ничто не может вас остановить. Откуда такая страсть к приключениям?

Я путешественник-авантюрист. Такова моя натура.

Ɔ. Но почему именно Арктика?

Я хотел отправиться на полюс еще подростком, так что это был лишь вопрос времени. Это произошло, когда мне было уже за тридцать. Я провел там около года.

Ɔ. И сразу решили, что будете делать из своей поездки фотопроект?

Фотография — продолжение моих увлечений. Для меня очень важно перевести свои интересы во что-то производительное и полезное для общества.

Своими фотографиями я открываю дверь: приглашаю людей войти и посмотреть на то, о чем я говорю на тех самых выступлениях с призывом остановить таяние ледников

Ɔ. Трудно было привыкать к тяжелым условиям в экспедициях?

Безусловно, в этой среде нет даже минимального комфорта. Но любая неудача — например, травма или провальная экспедиция — говорит не столько о твоих способностях, сколько об обстоятельствах, в которых тебе приходится действовать. Она не деморализует, а помогает стать сильнее, поскольку измерить свой успех можно, лишь сравнивая его с неуспехом. Я не отчаиваюсь, даже когда мне совсем плохо. Я переживаю интересные события и с помощью фотографий рассказываю об этом людям.

Ɔ. Вы неоднократно поднимали проблему таяния ледников, выступая на заседаниях международных экологических организаций. Как, на ваш взгляд, можно с ней справиться?

Проблема, конечно, не будет решена, если я покажу красивые фотографии льда. Также ничего не решат научные доклады и технические прорывы. Этот вопрос может быть решен только коллективными усилиями множества совершенно разных участников — представителей от науки, политики, журналистики и искусства. Искусство важно подключить: это связующее звено, проводник. Оно объединяет людей в разных странах мира, соединяет сердце с мозгом. Для того чтобы что-то спасти, к этому сначала нужно привязаться. Люди захотят решить проблему, если им будет не все равно. Ты не будешь спасать то, что не любишь. Своими фотографиями я открываю дверь: приглашаю людей войти и посмотреть на то, о чем я говорю на тех самых выступлениях с призывом остановить таяние ледников.

Ɔ. Вас интересуют проблемы в других частях света? Например, в тропиках?

Меня интересует все. Но проблем огромное количество, и лучше сконцентрироваться на чем-то одном — нельзя быть специалистом во всем. Я ненавижу тропическую влажность и жару, не люблю насекомых. С ними все в порядке, просто мне они не нравятся. В холоде я чувствую себя гораздо лучше.

На полюсе суровые, но стабильные условия, и это позволяет адаптироваться, привыкнуть

Ɔ. В одном из своих фильмов вы сказали, что во время «холодных» путешествий голова становится чистой и легко думается.

На полюсе суровые, но стабильные условия, и это позволяет адаптироваться, привыкнуть. Первое, что открываешь для себя в этих льдах, — что, оказывается, ты можешь довольствоваться малым, и тебе это доставляет некоторое удовольствие. Не надо думать, что надеть, какими штучками обставить свой дом. Ведь твое жилище — палатка. Еда — самая простая. А то, что тебе не нужно до крайности, превращается в лишний вес, который ты вынужден тащить. Все это заставляет извилины работать как надо — ты понимаешь, что тебе действительно необходимо. После экспедиции проще жить в обществе, где есть установка на постоянные покупки, хотя это плохо и для всей планеты, и для каждого человека. Второе, за что я люблю путешествия по ледникам, — это ощущение своей малозначимости. Ты можешь казаться себе невероятно важным, но природа разбивает твое эго.

Ɔ. Россия вдохновила вас на какие-то новые проекты?

У России самое длинное арктическое побережье, поэтому для меня она всегда интересна. Я бы хотел сделать здесь серию фотографий, так что с большой вероятностью я вернусь сюда через несколько недель.

Выставка «Чистая Арктика» продлится до 7 января в Центре фотографии им. братьев Люмьер.

Автор интервью: Екатерина Букина.