Колонка

Кино про революцию

30 октября 2017 17:07

По тому, о чем власть молчит и о чем кричит, можно составить довольно полное представление о том, что происходит в голове у идеологов режима

Забрать себе

1917 год — редкий случай раскрученного российского бренда, под которым можно выпускать все что угодно, даже и на внешний рынок. Едва ли в русской истории найдется другой год, столь же интересный и Западу, и Востоку, как этот. Столетний же юбилей — это круглая дата, которая, простите за тавтологию, бывает раз в столетие. Грех, казалось бы, пропускать такую возможность использовать ее по полной программе. В год столетия русской революции хочется смотреть фильмы про революцию. Но, обозрев афиши кинотеатров и телепрограммы, легко убедиться, что отечественный шоу-бизнес игнорирует тему, за редким и весьма сомнительным исключением.

Альтернативный 2017-й

Представим себе, что история России пошла по-другому и вместо царящего ныне унылого культа вечного и безгрешного государства, которое пытаются разрушить негодяи, никакого культа не было бы вовсе, или же восторжествовали идеи о ценности демократии, хотя бы на уровне теории — как в те же самые 90-е. Исполнительная власть была бы занята выполнением своих обязательств или самой собой, а думская оппозиция на нее наседала бы со всех сторон — и ни продохнуть, ни в кино сходить.

И что бы тогда мы смотрели в год столетия революции? Почему-то кажется, что все афиши ломились бы от революционной тематики — и вовсе не потому, что такова установка «сверху»: людям надо успевать продавать то, что модно в этом сезоне и о чем все говорят, а в 17-м году вариантов не так и много. Каждый телеканал изводил бы зрителя бесконечными дебатами, ток-шоу, документальными и игровыми фильмами разной степени качества и достоверности. Причем не только федеральные! На местах 1917 год тоже был веселым и интересным: куда-то разбежались назначенные царем губернаторы, откуда-то взялись новые органы власти — чем не темы для региональных СМИ? Сколько интересных аналогий можно проводить, тем более что кое-где еще и выборы как раз в этот знаковый год!

Главной премьерой, конечно же, должна была бы стать экранизация «Красного колеса» Александра Солженицына — федеральные телеканалы должны были бы передраться в кровь за права экранизации

В нормальной ситуации на столетии революции пиарились бы все, кто только может: от автопроизводителей до кондитеров, от монархистов до анархистов.

Если вернуться к сюжетам для кино, то 1917 год — это просто Клондайк тем, буквально просящихся на экран! Главной премьерой, конечно же, должна была бы стать экранизация «Красного колеса» Александра Солженицына — федеральные телеканалы должны были бы еще за несколько лет до юбилейного года передраться в кровь за права экранизации и вложить безумные миллионы в постановку, вплоть до приглашения Леонардо ди Каприо на роль Владимира Ульянова-Ленина.

Можно было бы снимать пышные и многозначительные драмы в стиле «Гибели богов» — про то, как разодетые в пух и прах высокомерные дамы и господа за один год проходят путь до униженных и убиваемых подонками бесправных существ. Можно — левацкие истории о торжестве справедливости с прозрачными аналогиями и аллюзиями или вдумчивые фильмы в популярном ныне тренде «да все они там были хороши!». А как хорошо бы пошли костюмированные исторические мелодрамы! Он — член Временного правительства, эсер и туберкулезник, она — служит в женском ударном батальоне и дивно хороша. Но их первое свидание в интерьерах Зимнего дворца прерывают пьяные революционные матросы… ну и так далее.

В глаза бросается совершенное игнорирование темы Февральской революции

Да что говорить, в тренде оказались бы фильмы в любых жанрах (мелодрама, детектив, боевик, триллер, фантастика, комедия) в декорациях условного 1917 года, с неизменным появлением в кадре знакомых образов Николая Второго, Керенского и Ленина с Троцким. И народ бы валом валил, потому что, повторюсь, в нормальной ситуации на круглой дате пиарились бы все и продвигалось бы всё.

Но в нашей реальности ничего этого нет. Кроме нескольких интересных частных проектов и дискуссий в замкнутых пространствах, на общероссийском уровне осмысления и художественного освоения богатейшего материала практически не заметно.

Наш 2017-й

В реальном 2017 году наше государство и близкие к нему производители контента разродились тремя заметными проектами. Во-первых, той самой «Матильдой», о которой так много было сказано и которая спокойно идет в кино, разочаровывая почти всех, кто ее смотрит. Во-вторых, анонсируются еще два сериала про большевиков — про Троцкого и про Ленина. Судя по трейлерам, сериал про Ленина экранизирует версию «Ленин — немецкий шпион», но это мы еще поглядим.

Что же бросается в глаза любому, кто хоть немного знаком с историей России?

В глаза бросается совершенное игнорирование темы Февральской революции. Между тем там свой богатый киноматериал, и можно было снять очень красивый и многоуровневый сериал про то, как, по меткому выражению Василия Васильевича Розанова, «Россия слиняла в три дня» — в конце концов, просто экранизировать вышеупомянутое «Красное колесо».

Даже скандальный фильм про Николая Второго повествует о начале его царствования, а вовсе не о конце империи, династии и самого Государя

Игнорирование истории России с февраля по октябрь заметно и по тому, что в ряду очевидных киногероев года (Николай II, Ленин, Троцкий) не хватает Александра Федоровича Керенского, который своей бурной и неоднозначной активностью буквально наполнил исторический 1917 год. Не говоря даже о том, какую долгую и интересную жизнь премьер Временного правительства прожил после 17 года, снять можно было и сериал, и вдумчивый байопик, и комедию, и политический триллер. Но нет, ничего подобного. В лучшем случае главный герой 1917 года появится на заднем плане фильмов про большевиков.

Даже скандальный фильм про Николая Второго (несмотря на некоторые вполне очевидные указания на печальный конец) повествует о начале его царствования, а вовсе не о конце империи, династии и самого Государя. То есть про 1917 год и то, как его пережила царская семья, ничего интересного никто сказать не пожелал.

Зона умолчания

Зона умолчания между позолоченной коронацией и большевистским переворотом очевидным образом демонстрирует нам всю шаткость и противоречивость официозной концепции истории. На одном берегу этого провала — румяный Николай Второй с патриотического плаката 1914 года, «балы, красавицы, лакеи, юнкера, и вальсы Шуберта, и хруст французской булки», на другом — немецкие шпионы и примкнувшие к ним бронштейны свергают что-то там непонятное и жалкое, чтоб погрузить Россию в кровавый хаос, из которой ее выведут чекисты во главе с товарищем Дзержинским и эффективные менеджеры во главе с товарищем Сталиным.

А что случилось между коронацией ясноглазого Ники и приходом к власти Ленина и Троцкого? Как эти события связаны? Если «Россия, Которую Мы Потеряли» действительно была столь святой и прекрасной, как нам рассказывают, то куда она делась? Куда делись все эти верные богу, царю, Отечеству и присяге благородные господа офицеры в феврале 1917 года? Чем занималось казачество? Почему Святейший Синод не призывал население к борьбе за восстановление монархии, а приветствовал Временное правительство? Где фильмы и сериалы про всё вот это вот?

Ничего этого нет. Реальная история России гораздо интереснее придуманных сюжетов, но кому она нужна, эта история? Получается, что никому: ни во власти, ни в среде приближенных к ней (и к ресурсам, что даже важнее) деятелей искусств.

Выгодных современной власти ответов на неприятные вопросы нашей истории нет. Это единственное объяснение тому, почему в год крушения Российской империи нет никаких значимых кинопроектов про само крушение.

Нашей власти очевидным образом нравится царь и весь сопутствующий пафос и гламур, но совершенно не нравится всеобщее отступничество от монархии весной 1917 года

Сюжет года

По тому, о чем власть молчит и о чем кричит, можно составить довольно полное представление о том, что происходит в голове у идеологов существующего режима.

Например, нашей власти очевидным образом нравится царь и весь сопутствующий пафос и гламур, но совершенно не нравится всеобщее отступничество от монархии весной 1917 года, отречение и расстрел бывшего царя в подвале Ипатьевского дома. Поэтому показывать можно только красивое начало в дворцовых интерьерах, а вот печальный конец в подвале — лучше не надо, а то какие-то неприятные аналогии могут возникнуть.

Власти ненавистна революция на улицах, она до истерики ненавидит тех, кто «раскачивает лодку» и выдвигает радикальные лозунги, и ей совсем не хочется показывать, что в итоге побеждают как раз революционеры, а не православная монархия с жандармами, митрополитами и казачеством. Поэтому на экранах мы увидим лишь приехавших из эмиграции карикатурных маргиналов, готовых брать деньги даже у врагов Отечества. Но мы не увидим на экране настоящих революционеров 1917 года — сановников империи, генералов, великих князей и думских депутатов, потому что это и есть главный страх власти: сколько бы ни клялись в верности все эти генералы, губернаторы, родные и близкие самодержца, но в решающий час они окажутся беспомощными, бесполезными или просто предадут и трусливо разбегутся, предоставив монарху расхлебывать кашу самому.

Вот бы про это снять фильм. Но кто ж даст.

1 комментарий
Дмитрий Маларёв

Дмитрий Маларёв

Не всё сразу.

 

У нас пожалуй в первый раз на центральном телевидении появится сериал о Троцком и о Парвусе, "злом гении" Октября.

 

 О Троцком, который до последнего времени всё еще большинством, в силу советской привычки, воспринимается не как ленинец, его самый ближайший соратник в дни октябрьского переворота, Брестского мира и Гражданской войны, а воспринимается просто как "иудушка Троцкий" .

 

Да и тема немецких денег большевиков пожалуй впервые будет так красочно представлена на госканале.

 

Актеры правда несколько другой психологической природы - Хабенский и Миронов -  Гамлета им играть а не Троцкого с Лениным. Но все равно думаю их версия то же будет интересна.

 

Глядишь после этих двух премьер другим уже будет проще подступиться к нашему периоду 1917-1945. 

 

   Это шекспировское время.

    Даже больше чем шекспировское, по человеческому драматизму.  

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Войти Зарегистрироваться

Новости наших партнеров