О решении работать в такси

Всю сознательную жизнь я был предпринимателем. В Москве и Нижнем Новгороде, откуда я родом, я занимался разными проектами: проектировал инженерные системы, производил бильярдные столы, продавал разное оборудование, руководил хостелом и кофейней. Моя последняя компания — известное нижегородцам кафе «Кудяблишная» — закрылась в начале 2017 года.

В этом году я вернулся жить в Москву и оказался на распутье — в классический наем я идти не хочу, а чтобы начать новый бизнес, мне еще нужно вырастить некоторые свои компетенции, в частности, управление командой и финансами. Сейчас я изучаю финансы самостоятельно и рассчитываю подтянуть управленческие навыки на практике, когда найдется подходящий проект. А пока нужно зарабатывать на жизнь.

Мой необходимый доход в месяц — 120–130 тысяч рублей, чтобы и жить, и долги платить, и откладывать. В сторону такси я посмотрел, во-первых, потому что у меня папа профессиональный водитель — я часто ездил с ним в машине и получил представление о том, что такое хороший водитель. Во-вторых, сам я за рулем давно — стаж вождения 19 лет. Наконец, всегда, когда я водил машину, я получал от этого удовольствие. Поэтому решил попробовать себя в такси.

Начало работы

Своей машины у меня нет, поэтому надо было сотрудничать с таксопарком, чтобы пользоваться агрегаторами вроде Uber. Мне на глаза попадалось очень много машин с логотипом одного таксопарка. Полез читать отзывы — много хороших. Посчитал, сколько я могу зарабатывать со стоимостью аренды машины в день 1700 рублей, — получалось, что 100 000 рублей реально (сейчас аренда повысилась до 1900 рублей). И записался на собеседование.

Все пришедшие со мной водители заполнили анкеты, а затем мы проходили тест по знанию Москвы. Он был подробным. Например, первый вопрос — назовите основные шоссе. Второй — дана схема Москвы с пронумерованными шоссе, присвойте им названия. Следующая задача: вы стоите в центре Москвы, и вас попросили поехать в Реутов, дайте маршрут по основным магистралям. И самый глубокий уровень вопросов — даны названия улиц, скажите, в каком округе они находятся.

Затем мы с инструктором садились в машину, проверялись навыки вождения, остановки. Нас в машине было трое потенциальных водителей такси, одному дали отказ сразу: водил дерганно, припарковался там, где нельзя было.

Тем, кто прошел, на следующий день назначили обучение — рассказали о стандартах сервиса, о том, как работать с агрегаторами, о вариантах выбора машин. Я выбрал Skoda Octavia, она относится к классу UberSELECT. Ее аренда на 300 рублей в день дороже, чем машины для UberX, но и заработать можно больше.

Конкретная машина закреплена за мной ровно до того момента, пока я не захочу взять выходной. Иначе я сдаю ее в колонну и ее может взять другой. Но вообще график 6/1, то есть шесть дней начисляется арендная плата, а один нет. И на этот день машину можно не сдавать.

Из специфического на обучении — проговорили внешний вид водителя. Кроссовки и футболки нельзя, надо туфли и рубашки, пуловеры, кофты. Аккуратная стрижка, аккуратные ногти и руки, отсутствие запахов.

Еще одно требование таксопарка, чтобы в салоне играло радио «Монте-Карло», радио «Джаз» или «Детское радио», если у клиента дети.

По поводу воды и конфет в такси — это решает водитель. Я отметил, что таким образом водители пытаются компенсировать свои недостаточные навыки. Я лучше помогу достать тяжелые сумки из багажника. В машину я купил только зарядки для телефонов и детское кресло. На четвертый день после звонка в таксопарк я зарегистрировался в Uber и вышел на линию.

Первые километры

Сначала было очень сложно привыкнуть к приложению и навигации. Заказ приходит в виде звукового оповещения и небольшого окошка — нужно в течение 20 секунд успеть на него нажать. Я в первый день, пока вез пассажиров, пропустил кучу заказов. Если сейчас у меня показатель принятых заказов 92%, то тогда был 50%.

Навигатор в приложении встроенный, он не всегда правильно работает. Например, плохо ориентируется во дворах — один раз он меня завел в соседний квартал, где к нужной гостинице вела узкая тропка между двух заборов.

Сейчас я пользуюсь навигацией на 20% — помогает ориентироваться в точке, где забрать и высадить пассажира. В Москве есть проблемные места типа площади Киевского вокзала, там надо сразу звонить пассажиру и уточнять, где он находится, даже если он установил точку посадки, а не адрес.

Спустя месяц после поездок с Uber я подключил Gett. Одновременно работать с ними невозможно, потому что и заказы приходят одновременно. Конечно, можно выбирать, но число непринятых заказов будет расти.

Как водители ставят оценки и какой рейтинг для пассажиров критичен

Как у водителя у меня оценка 4,93, а как у пассажира — 4,89. Как правило, сам я ставлю оценки 5. У меня было всего пять раз, когда я поставил другие оценки.

За что я ставил единицу? Я взял заказ, когда еще завершал предыдущий. Пассажир был об этом предупрежден. Но, когда я приехал, он на меня наорал, всю дорогу матерился, да и еще его в конце вырвало в машине, так как он был нетрезв. Сильно нетрезвых я вообще не беру.

Тройку ставил девушке, которая как к холопу отнеслась. Всю дорогу высказывала претензии, что я заехал во двор ее дома за шлагбаум — она собиралась сесть в машину со стороны улицы. Хлопнула дверью.

Четверки я ставлю хитрым людям. Например, когда женщина едет с ребенком и вызывает обычный убер, а потом перезванивает и спрашивает: «У вас есть кресло?» И говорит, что UberKids поблизости не было. Но у меня-то подключена эта опция, я бы увидел заказ. Разница 100 рублей, но вот есть люди, которые экономят.

Мне иностранцы и девушки ставят хорошие оценки, в последнее время у меня все больше таких пассажиров.

Разговоры с пассажирами

Сам я стараюсь в разговоры не вступать, только уточняю пожелания по маршруту, музыке, температуре воздуха. Но если пассажир начинает общаться, я поддерживаю.

Недавно было, что встретил пассажира, которого уже возил. Причем в прошлый раз он мне единицу поставил: ехал с двумя детьми и возмущался, что нет второго кресла. А в этот раз сказал, что весь на нервах был, поездка-то ему в целом понравилась. Мы пообщались и прямо в машине на Facebook подружились.

А вот знакомых ни разу не возил.

Забытые вещи

У меня было больше 700 поездок, но вещи забывали всего два раза. Один раз зажигалку, а второй раз — телефон. Была неловкая ситуация: еду, в какой-то момент услышал оповещение, смотрю на свой телефон, а ничего не пришло. А потом раздался звонок откуда-то сзади. Оборачиваюсь — айфон лежит новый.

Принял звонок, пообещал подъехать, как заправлюсь, и позвонить от подъезда. И не подумал о том, как я позвоню, если телефон заблокирован. Подъезжаю к дому, стою, жду. Наконец, минут через десять звонок, раздается рассерженный голос: «Чего же вы не звоните?» Говорю, извините, я не подумал, что мой отпечаток пальца не подойдет к вашему телефону. Тот посмеялся, вышел, даже заплатил мне 1000 рублей.

Несколько раз я возил таких «пассажиров», как шнурок для зарядки телефона, коробку в автосервис… выполнял доставочные функции.

График работы и заработок

Сначала мне казалось, что самое выгодное время ночью. Но на самом деле самые выгодные поездки — с 5 до 10–11 утра. С 11 до 13 время практически мертвое.

С 13 начинаются локальные поездки, это выгодно, если ты оказался в правильном районе. Что такое правильный район: это центр города, когда у тебя все поездки короткие, но между ними небольшие порожние пробеги. Условно говоря, в этом доме высадил пассажира, в соседнем забрал и дальше повез.

И с 18 часов вечера, конечно, тоже наступает пиковое время.

За сентябрь я проехал более 10 000 километров и совершил более 500 поездок. Чистыми получил около 100 000 рублей.

Реакция друзей

В Facebook о том, что я работаю в такси, рассказал спустя месяц после того, как начал ездить. Не стеснялся совершенно, я же открытый человек. Большинство сказали, что прикольно и здорово.

Было несколько моментов в частных разговорах, когда мне говорили: «Ну как-то это совсем днище». Причем копнешь — и у каждого человека, кто сказал про днище, обязательно был период, когда они занимались какой-нибудь фигней. Либо в молодости вагоны разгружали, либо в зрелом возрасте писали какие-нибудь платные посты.

Факты

Машину требуется мыть перед сменой каждый день. В месяц на это уходит около 10 000 рублей.

Водитель не видит точки назначения, пока не начал поездку, и не видит стоимость поездки, пока она не завершена.

Чем старше человек, тем чаще он садится на переднее сиденье. А вот те, кто контролируют маршрут и дают указания, садятся в равной степени и вперед, и назад.