Фото из личного архива
Фото из личного архива

Прочность, молнии, жара

В январе вы финишировали в ралли-рейде «Дакар» 75-й в общем зачете, а в женском мотозачете получили «серебро». Впечатляющий результат! Трудно было попасть на эти гонки?

За простой фразой «финишер “Дакара”» скрывается гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Прежде чем подать заявку на участие, нужно выйти на старт как минимум в двух гонках серии чемпионата мира или серии «Дакар». Именно по результатам отбирают претендентов на участие в ралли-марафоне. В свою очередь, чтобы попасть на чемпионат мира и успешно финишировать в гонках такого ранга, нужно пройти несколько сезонов национального чемпионата, набираясь необходимого опыта. Это годы жизни, это очень сложно.

Ожидания от «Дакара» совпали с реальностью?

Несмотря на уже достаточно большой опыт участия в ралли-рейдах и ралли-марафонах, я не ожидала, что будет так сложно. «Дакар» — это в большей степени испытание на прочность, чем спортивное состязание.

Что было самым трудным?

Каждый день были свои сложности. То жара Аргентины под 55 градусов, то горные перевалы со снегом и трасса на высоте 5000 метров над уровнем моря без достаточного количества кислорода. Просыпаешься в лагере ночью от того, что задыхаешься, и ищешь в темноте кислородный баллон. Была страшнейшая гроза и молнии, бьющие в землю на расстоянии 100 метров от мотоцикла. Была смытая горными потоками дорога и вынужденное удлинение маршрута, когда пришлось провести в седле 19 часов и жутко уставшей ехать по опаснейшему ночному горному серпантину без освещения.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Основная сложность «Дакара» — это ежедневный длинный маршрут, на преодоление которого уходит 10–15 часов. Если ты не можешь держать такой темп, чуть где-то замешкался, поехал медленнее, то уже не успеешь вернуться в лагерь вовремя, чтобы поспать хотя бы пять часов. Начинаешь спать меньше, организм не успевает восстанавливаться и через пару-тройку дней выходит из строя: усталость, потеря концентрации внимания — приходится бороться еще и с этим.

Дети, бизнес, миллионеры

Фото: Владимир Черняховский
Фото: Владимир Черняховский

У вас двое детей. Сложно совмещать гонки и семейную жизнь?

Все просто, когда у тебя суперкоманда. Моя семья, мой любимый муж, мои родители и друзья — это лучшие люди на свете, часть моей команды, без которой не было бы меня и всех моих достижений.

Фото: Владимир Черняховский
Фото: Владимир Черняховский

Удается найти время на собственные бизнес-проекты?

Да, конечно. У меня свой магазин по продаже мотоциклов, запчастей и экипировки в Крылатском. Не так давно мы открыли спортивное кафе «Бивуак 13», так что начинаю осваивать новый для меня бизнес в сфере общественного питания. У нас прямо в помещении стоит мой большой боевой раллийный мотоцикл, и все оформлено различными гоночными артефактами. Возможно, когда-нибудь и до одежды доберусь.

Бизнес-идей хватает: от детских мотошкол, спортивных центров по подготовке спортсменов и организации международных гоночных серий до съемок фильмов и даже сериалов.

Насколько помогает или мешает работать со спонсорами то обстоятельство, что в мотоспорте мало девушек?

Безусловно, это помогает, так как девушка и мотоцикл — вполне беспроигрышное сочетание, которое привлекает внимание. Спонсоры это видят и понимают, поэтому у меня есть небольшая фора перед гонщиками-парнями в этом вопросе. Да и моя бурная медийная активность не остается незамеченной. Помимо социальных сетей, я сама пишу статьи в журналы, работаю ведущей на радио «Максимум». А до недавнего времени была продюсером и телеведущей на телеканале, посвященном разного рода транспортным средствам.

Фото: Владимир Черняховский
Фото: Владимир Черняховский

Премиальные, которые выплачиваются на соревнованиях, позволяют жить именно на деньги от гонок?

К сожалению, в ралли-рейдах премиальных денег практически нет или они чисто символические. Так что о заработке тут речь не идет. Прибыль получается только от спонсорских денег и от собственного бизнеса. Даже есть такая шутка. Как стать миллионером за один год? Идите в авто- или мотоспорт — и из миллиардера вы станете миллионером.

Рейд, машины, тренировки

Как вы впервые оказались за рулем мотоцикла?

Мне было лет пятнадцать, и мы с родителями гостили у их друзей в деревне. У них был мотоцикл, по-моему, «Минск», и я решила прокатиться. Я точно помню, что села и поехала с первого раза, мне даже толком никто ничего не объяснял. В этот же день я надолго умчалась в поля, спускалась к Волге, любовалась закатом. Когда вернулась, мне жутко влетело, потому что все меня искали и волновались.

Фото: Владимир Черняховский
Фото: Владимир Черняховский

Как выглядят тренировки перед ралли-рейдами? Вы едете в глушь и просто гоняете?

Обычно мы с мужем и механиком выезжаем на специальные трассы, где можно протестировать мотоцикл перед гонкой, настроить подвеску и все еще раз проверить. Такие трассы находятся далеко, и подъехать к ним на обычной легковой машине непросто. Поэтому для таких вылазок мы используем полноприводный пикап Toyota Hilux. Помимо того, что в его кузов помещается много запчастей, в случае необходимости он вывезет нас и мотоцикл откуда угодно.

Фото: Владимир Черняховский
Фото: Владимир Черняховский

В этом году, кстати, я тестировала Hilux в боевых условиях. Выезжала на три дня на ралли «Шелковый путь» и убедилась, что именно эта машина нужна моей команде в качестве «технички» в следующем году.

В ралли-рейдах самое главное — надежность. Я участвовала в гонках на разных континентах, и в самых тяжелых условиях по большей части используются именно эти пикапы.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Большая машина придает уверенности на дороге?

Да, я люблю большие и функциональные машины именно потому, что они позволяют чувствовать себя на дороге уверенно вне зависимости от качества дорожного покрытия. Пикапы — это вообще отдельная любовь еще с конца 90-х.

Я всегда любила машины Toyota. Свою старую Toyota Tundra до сих пор вспоминаю с нежностью. Поэтому, когда покупала машину, даже думать было не о чем. А еще мне очень нравится девиз команды — Push the Limit. Это прямо про меня и про мои любимые гонки, где каждый день, каждый километр ты раздвигаешь границы возможного.

Фото: Владимир Черняховский
Фото: Владимир Черняховский

У вас есть любимый автомобиль?

Сейчас «мечусь» между двумя моделями. С одной стороны, есть Land Cruiser 200, который прекрасно подходит для моей семьи. Большой, комфортный, вместительный. В него помещается муж, двое детей и все, что обычно перевозится в семейных поездках. И есть Hilux, который отлично подходит как машина команды для боевых выездов на гонки и тренировки. Хотя и на Hilux можно отлично проводить время с семьей.

Фото: Владимир Черняховский
Фото: Владимир Черняховский

Зомби, слезы, психология

Расскажите, что обычно остается за кадром ралли-рейдов?

На чемпионатах мира обычно все очень прилично. Мы не живем в лагерях под открытым небом, хоть они и есть, а уезжаем на ночь в гостиницы. Они, конечно, бывают разные, в зависимости от местности, но все же это относительная цивилизация. А вот на ралли-марафонах, особенно в Африке, гоночный караван передвигается по очень глухим и безлюдным местам. Поэтому сон — в палатке, туалет — за тряпочкой в сколоченных на скорую руку конструкциях и общий душ без горячей воды — классика. На «Дакаре» в Южной Америке все-таки цивилизация более развита, поэтому условия там более комфортные, хотя все тоже очень по-спартански.

У вас есть любимый континент для ралли?

Я очень люблю дюны и песок. Бескрайняя пустыня манит и завораживает. Поэтому очень люблю этап чемпионата мира в Абу-Даби, где гонка проходит по высоченным дюнам одной из самых засушливых пустынь мира Руб-эль-Хали. С восторгом вспоминаю белые пески Египта. Зато песок Мавритании навевает легкий ужас, так как сложнее его для гонок я еще не встречала.

В Южной Америке мало песка. Поэтому я больше склоняюсь к Африке и Аравийскому полуострову. Но впереди меня ждет еще ралли «Шелковый путь» и прекрасная пустыня Гоби, так что, может, мои приоритеты поменяются.

Какие ощущение после 19 часов на мотоцикле?

Превращаешься в зомби, с трудом воспринимаешь происходящее вокруг. Это очень странное и страшное ощущение. Обычно во время продолжительных гонок пилоты сильно теряют в весе. Но, как ни странно, со мной такого не происходит, я теряю не более трех килограмм. Просто во время гонки стараюсь очень много пить и есть максимально калорийную пищу, особенно на ночь.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Вы оказывались в ситуации, когда не могли поднять упавший мотоцикл, а стоявший рядом оператор отказывался помогать. О чем вы думали в тот момент?

В тот момент было просто очень тяжело. Это был 13-й день гонки, когда организм уже изрядно измотан, плюс практически самое начало спецучастка с тяжелым рыхлым песком. Мотоцикл заправлен бензином под завязку и весит 180 кг. Мысль была только одна, что надо вставать и ехать дальше, как бы тяжело ни было.

Не хотелось дать оператору в лоб?

В какой-то момент очень хотелось, но, скорее, не из-за того, что он не помогает, а из-за общей усталости и раздражения от того, что он меня снимает такой, какой я бы не хотела показываться публично. Я же должна быть сильной и улыбаться, а тут эта закулисная «боль». Зачем?  

Это правда, что вы случайно увезли маленького ребенка на мотоцикле?

Болельщики в Южной Америке просто сумасшедшие. Они готовы на все, чтобы сделать фотографию с участником ралли. Стоит остановиться, как они обступают со всех сторон. В Ла-Пасе они в очередной раз окружили меня плотной стеной, и я с трудом могла устоять на ногах. Когда начала двигаться, уже несмотря на толпу вокруг, вдруг почувствовала, что кто-то сзади меня сидит и плачет. Одна мама незаметно посадила сзади ребенка, чтобы сфотографировать, а я в этот момент тронулась с места. Но ситуация быстро разрешилась, ребенок вернулся к родителям.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Сколько раз во время «Дакара» хотелось бросить мотоцикл и вернуться в Москву?

Залог успеха в гонках такого уровня — это не только хорошая физическая форма, опыт, натренированность, подготовка техники, команда, но и психологический настрой, который составляет чуть ли не половину успеха. Поэтому лично у меня уже такие мысли всерьез точно не появляются — только в порядке иронии: мол, все тетки как тетки, дома сидят, каши варят, а я тут, посреди Атакамы, мотоцикл откапываю на жаре 50 градусов. Но это меня, скорее, подбадривает, так как сидеть посреди пустыни мне куда приятней, чем на кухне.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Что теперь, после «Дакара»?

Теперь «Шелковый путь 2018», «Таклимакан», автомобильный зачет, наконец. Еще столько всего интересного и неиспробованного — как бы успеть. А «Дакар», как оказалось, — это всего лишь гонка, одна из многих. Как ступенька на лестнице, хоть пока и самая сложная.

Что ждет от «Шелкового пути» человек, у которого уже был «Дакар» и Africa Eco Race?

Давно мечтала о мотозачете в самой масштабной российской гонке, старалась изо всех сил уговорить организаторов пойти на этот смелый шаг. Когда официально объявили, что мотоциклисты примут участие в «Шелковом пути» уже в 2018 году, очень обрадовалась. Одна из моих целей — это преодоление всех значимых ралли-марафонов мира. «Дакар» и Africa Eco Race я покорила, так что остался еще «Шелковый путь». К нему я уже начала готовиться.

Что касается амбиций, то в любом ралли-марафоне основная задача — в первую очередь успешно финишировать, а в плане результата все будет зависеть от соперников, моей подготовки и немного от удачи. Я нацелена выиграть в женском зачете и погонять немного мужиков.