Колонка

Дуэли, сюрпризы и незадачи

4 января 2018 16:39

Каким был прошедший год для российского телевидения

Забрать себе

Удача года — «Русские евреи», трехчастная документальная эссеистика Леонида Парфенова

Это ведь не просто парад-алле и мартиролог великих евреев в одном флаконе, а история самосознания советской интеллигенции. И еще — это другое телевидение, которое живет и развивается. Где иной уровень глубины понимания вчерашней и сегодняшней реальности.

«Русские евреи» прошли в кинопрокате по касательной к федеральному эфиру, где в это время показывались историко-контрреволюционные сериалы «Демон революции» и «Троцкий». По сравнению с последними парфеновские евреи выглядели намного убедительнее. Особенно когда на заключительных титрах зазвучала в авторском исполнении песня русского еврея Высоцкого об антисемитах. Тут уж все сошлось: бандиты, семиты и антисемиты.

Ну да, в советскую пору сам Высоцкий ухитрялся служить для населения СССР и скрепой, и антискрепой. И Парфенов клонит не к тому, чтобы зритель поразился обилию знатных евреев на Руси, а невозможности отшелушить русскость в Утесове или в Левитане (хоть живописце, хоть дикторе). Или в Высоцком. «Да это ж такое везение, братцы! Теперь я спокоен, чего мне бояться!»

Спокоен и я. Правда, до тех пор, пока кто-то не бросит клич: «Бей жидов! Спасай Россию!»

Герой года — Татьяна Фельгенгауэр, журналист «Эха Москвы»

Едва не поплатившись жизнью за свою профессиональную деятельность, Татьяна Фельгенгауэр вышла в публичное пространство. Ее вопрос президенту о сомнительном верховенстве закона был предельно содержательным и емким. Ответ прозвучал как чистосердечное признание гаранта Конституции. И истолковать его можно было так, что «дело Улюкаева» допускает верховенство понятия над законом.

Прокурор и судья услышали подсказку.

Сюрприз года — заочная теледуэль президента РФ и видеоблогера Навального (под псевдонимом Саакашвили).

Отвечая на вопросы Собчак во время пресс-конференции, первый был резок и патетичен. Второй, в своем видеопамфлете, язвителен и нагляден.    

Незадача сезона — «Демон революции» режиссера Владимира Хотиненко и «Троцкий» режиссера Александра Котта

Оба произведения смешные. Если Ленин — марксист, то Троцкий — фрейдист. Революция для него — форма конвертации его избыточной похоти. А Сталин — его незаконнорожденное дитя. Лев Давыдович взял все грехи революции, ее бесов Ленина и Сталина, а также ужасы ее последствий на себя. Так может, это Троцкий — вечно живой и к тому же самый человечный? И не тот труп лежит в Мавзолее? Опять царь не настоящий?

Незадолго до смерти живой Троцкий побеседовал с покойным Лениным. Примерно как Иван Карамазов — с Чертом. Или как хотел бы поговорить Пастернак со Сталиным.

Из сериала понятно, что карьере великого революционера серьезной помехой стал пятый пункт.

Почему-то вспомнился Михаил Светлов. Подбегает к нему поклонница: «Михаил Аркадьевич, говорят, что вы — еврей». — «Ну что вы, голубушка, это я сегодня просто плохо выгляжу».

Первый ученик года — Владимир Соловьев, Дмитрий Киселев, Артем Шейнин

Конкуренция в этой номинации столь высока, что выбрать первого ученика и ткнуть в него пальцем — значит незаслуженно обидеть двух других. Все трое когда-то слыли журналистами, а затем обернулись пропагандистами. Каждый из них обожает покуражиться над оппонентом. Днем этим занимается Шейнин, вечером — Киселев, а ночью — весь в черном — Соловьев. 

Смердяков года — Сергей Минаев, сценарист сериала «Спящие»

«Пора просыпаться!» — это слоган восьмисерийного телепроекта «Спящие». Обращен он в первую очередь к завербованным и законсервированным агентам ЦРУ. Но и не в последнюю очередь к мастерам культуры, которые еще недостаточно активно включились в пропагандистскую войну против внешних и внутренних врагов.

В 30-е годы минувшего столетия было кому проснуться — Эйзенштейну, Пудовкину, Довженко, Вертову, бр. Васильевым, Ромму, Юткевичу и т. д. На двигателе, питаемом энергией заблуждения, они рванули в воображаемую Коммуну с остановкой в реальном ГУЛАГе. Воздвигли мифологический Советский мир, от которого сегодня остались руины. А кого сегодня можно разбудить и возбудить, кроме Быкова, Пиманова, Бортко, Шахназарова?

Разбудили и возбудили Сергея Минаева. Финал «Спящих» — заявка на следующий сезон. И еще скучная пародия на ту сцену из «Семнадцати мгновений», где Штирлиц-Исаев в кабаке под фортепианное соло Таривердиева трогательно переглядывается с женой.

В «Спящих» Штирлиц задумчиво всматривается в лицо любимой женщины. После чего твердо обещает: «Я тебя вытащу». Конечно, вытащит. Кто бы теперь сомневался в способностях… господина Минаева.

Он вытащит новый сценарий для нового сезона «Спящих». Для него жизнь приготовила и сюжет о проснувшихся либералах, что затравили патриотически ориентированного режиссера Юрия Быкова. 

Шутка года — от Ивана Урганта — «Соловьиный помет»

Вообще, это название какого-то оздоровительного косметического крема. Но оно удачно подошло и к программам Владимира Соловьева. Как, впрочем, и ко всем пропагандистским ток-шоу на федеральных каналах.

0 комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Войти Зарегистрироваться

Новости наших партнеров