Колонка

«Гнилая селедка» из 90-х

16 января 2018 15:52

Трагедия в Перми как повод для пропагандистской атаки

Забрать себе

Телеканал Russia Today оперативнее всех расследовал причины нападения пермских подростков с ножами на учительницу и младшеклассников. Оказалось, что один из школьников в соцсетях поддерживал Алексея Навального. Новость с удовольствием перепечатали большинство СМИ — от федеральных («Газета.ру», Life) до региональных. До этого в прессе широко разошлись вести, что на встрече кандидата в президенты от КПРФ Павла Грудинина умер ветеран, а вчера умер политик Виктор Анпилов, ехавший на ту же встречу. Пропаганда быстро перешла к самым спорным методам черного пиара, хотя президентская кампания еще толком не стартовала.

Технология выведения в топ поисков новости о подростке из Перми, который напал на младшеклассников и учительницу, была довольно простой. Сначала телеканал RT опубликовал новость о том, что этот парень «высказывался в соцсетях в поддержку Навального». В перепечатке новости Znak.com оказалось, что Навального этот подросток уже «поддерживал». «Совпадение? Не думаю!» — намекают читателям новостники. Поддерживал Навального, и вот до чего это довело, участие в митингах — это цветочки, а тут настоящие ягодки. Нужно ли с точки зрения здравой логики делать такой заголовок? Скорее всего, нет: мало ли кого поддерживают преступники? С пропагандистской — такой заголовок может быть полезен. Человеческое сознание само достраивает цепочку: не зря же написали, что поддерживал Навального, значит, события как-то связаны.

Не секрет, что многие люди не читают новости дальше заголовка, а просматривают заголовки в поисковых системах, где у них расположена почта. Такой способ получения информации мало отличается от просмотра ТВ: подборкой самых важных новостей в поисковиках можно легко манипулировать, выводя их в топ. В Рамблере заголовок еще длиннее и цветистее: «СМИ: школьник, устроивший резню в Перми, поддерживал Навального и называл Россию “страной рабов”». Ровно так же назвали новость в «Газете.ру» (это тот же — по владельцу — Рамблер) и почему-то в Life. Совпадение? Не думаю. Вариант заголовка, попавший в поисковик, — идеальная пропагандистская история, которая заставляет не слишком пытливого читателя включать воображение и достраивать некоторые элементы (не открывать же новость, в конце концов?). Связался подросток с Навальным, поддерживал его, вот и набрался плохого от оппозиционера, русофобию вот эту вот стал затевать, а потом и напал на людей.

На телеканале «Царьград» дополнительные пояснения даже дал эксперт — сначала митинги, а потом резня, на этом ультрапатриотическом канале заголовок уже не оставляет свободного места для трактовок: «Резня в Перми: Вдохновленные американскими убийцами и Навальным». «Сегодня эта поножовщина в школе, завтра — агрессия на митингах, метание бутылок с зажигательной смесью, как на Украине. Агрессия — это разрушение, она может быть обращена на себя — тогда получится суицид, а может быть обращена вовне — в протестную активность, это будет разрушение государства. Или, как в Перми, может быть обращена на одноклассников, тогда это будет поножовщина», — поучал руководитель патриаршего Центра кризисной психологии Михаил Хасьминский.

Цели этой заголовочной кампании понятны: пропаганда давит на рациональные чувства взрослых, связывает Навального и оппозиционную политическую активность с криминальным поведением. Предполагается, видимо, что родители школьников теперь будут бдительнее смотреть за их политическими увлечениями, значками, наклейками, постами в соцсетях.

Навальному пытаются навязать «запах» вдохновителя криминальных поступков, Грудинина и вовсе наделяют сверхъестественными способностями

Можно было бы счесть эту кампанию чем-то уникальным, но нет. Буквально за день до того, как лояльные власти СМИ по методичке «разоблачили» связь Навального и пермских школьников, в топы заголовков попала новость, как на встрече кандидата КПРФ Павла Грудинина с доверенными лицами умер ветеран. Более-менее нейтрально по этому поводу отметились РБК, МК, Росбалт и даже НТВ. Life, наоборот, сгустил краски: «Адский цирк. Как смерть сторонника не помешала “триумфу” Грудинина». В большинстве СМИ больше никаких новостей с этой встречи нет, хотя казалось бы: кандидат от второй по популярности партии, новое лицо, первое крупное публичное мероприятие с ним. Посыл опять же понятен: вот так вот действует выдвиженец коммунистов, клубничный олигарх на наше самое святое — ветеранов (ветерану, кстати, было 69 лет). По дороге на ту же встречу случился инсульт у ветерана политики Виктора Анпилова, лидера пламенного коммунистического реванша в 90-х. Вчера он умер. И этот случай пропаганда тоже использовала: не выносят старые большевики позора от выдвижения компартией бизнесмена.

История использования такого компромата не нова. Один из основателей «Ъ» и «Сноба» Владимир Яковлев писал о пропагандистских методах, которым обучали еще в советской высшей школе. Один из них — метод «гнилой селедки». «Подбирается ложное обвинение. Важно, чтобы оно было максимально грязным и скандальным. Цель “гнилой селедки” вовсе не в том, чтобы обвинение доказать. А в том, чтобы вызвать широкое, публичное обсуждение его… НЕсправедливости и НЕоправданности. Человеческая психика устроена так, что, как только обвинение становится предметом публичного обсуждения, неизбежно возникают его “сторонники” и “противники”. Но вне зависимости от своих взглядов все участники дискуссии снова и снова произносят имя обвиняемого в связке с грязным и скандальным обвинением, втирая таким образом все больше “гнилой селедки” в его “одежду”, пока наконец этот “запах” не начинает следовать за ним везде», — описывает Яковлев этот метод.

Навальному пытаются навязать «запах» вдохновителя криминальных поступков, Грудинина и вовсе наделяют сверхъестественными способностями. Метод «гнилой селедки» при этом очень спорный и неоднозначный, он может сработать в довольно специфических условиях — так он применялся в войне политического компромата в 90-х и начале нулевых. Во-первых, применяют его против сильного противника — к слабому абсурдное обвинение только привлечет внимание. Во-вторых, делается вброс ближе к финалу кампании, чтобы его обсуждение не заглохло. Во многом так сработала кампания против Геннадия Зюганова в 1996 году с лозунгом «Купи еды в последний раз».

В большинстве других случаев абсурдный черный пиар не работает, наоборот, скорее, помогает политику, против которого он был направлен. В 1998 году на выборах губернатора Красноярского края баллотировался генерал Александр Лебедь, конкуренты провели в его «поддержку» Марш бездомных — Лебедь победил. В 2005 году на выборах мэра Архангельска баллотировался местный предприниматель Александр Донской, за год до этого он выдвигался и на губернаторских выборах, набрав всего 4%. Как знать, стал бы он главой города, если бы конкуренты не выпустили огромным тиражом газету «Секта», где утверждалось: Архангельск хочет захватить «голубая мафия» во главе с Донским.

Черный пиар достигает своих целей далеко не всегда. Очень часто избиратели, наоборот, присматриваются к кандидату или политику, которого «мочат»: если власть идет на абсурдные и глупые обвинения, значит, боится, а боятся обычно сильных. Атака черного пиара для многих служит свидетельством признания этой силы — опасаются Навального, опасаются Грудинина, иначе бы так глупо на них не нападали. Наконец, абсурдные обвинения часто трактуются в пользу атакуемого — значит, настоящего компромата не нашли. В итоге пропагандистские усилия власти могут привести к обратному эффекту: встревоженные родители посмотрят ролики Навального и убедятся, что к резне в школах он не призывает, зато рассказывает о коррупции во власти. Обвинения в смерти ветеранов заглушают претензии к Павлу Грудинину как олигарху. Остается не очень понятным, почему Кремль стал прибегать к пропагандистской риторике черного пиара 90-х, хотя победе Владимира Путина на выборах вроде бы ничто не угрожает. Ответ напрашивается один: власть не верит социологии и видит угрозу в любом известном и популярном политике.

0 комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Войти Зарегистрироваться

Новости наших партнеров