713-й просит посадку (1962) 

Первый отечественный фильм-катастрофа, где экипаж самолета пьет кофе с коварно подмешанным туда наркотиком, а пассажиры разной степени сознательности пытаются разбудить уснувших пилотов. Высоцкий, в том же году сыгравший моряка в «Увольнении на берег», снова надевает матроску, изображая на этот раз американского морпеха. Он слушает джаз, пробует себя в битбоксе, предается харассменту, а в самый ответственный момент, вместо того, чтобы всех спасти, устраивает истерику и пытается линчевать ни в чем не повинного Ефима Копеляна. Благодаря этому фильму Высоцкий познакомился со своей второй женой Людмилой Абрамовой, причем при обстоятельствах самых романтических: перед началом съемок, еще не будучи знакомым ни с кем из партнеров, он подошел после драки в гостиничном ресторане к первой встречной прекрасной девушке, чтобы занять у нее денег и заплатить за разбитую посуду.

Стряпуха (1965)

«Стряпуха» Эдмонда Кеосаяна — тоже в некотором роде фильм-катастрофа. В истории про любовь поварихи Павлины Хуторной и комбайнера Степана Казанца (в основе картины — пьеса лауреата двух Сталинских премий Анатолия Софронова) Высоцкому досталась роль гармониста Пчелки, и это, конечно, незабываемое зрелище. Мало того, что его покрасили в блондина — Высоцкий ко всему прочему разговаривает и поет чужим высоким голосом. По официальной версии, актера просто не смогли найти, когда пришло время озвучивать фильм. Однако режиссер, возможно, не слишком усердствовал в поисках: Кеосаян быстро пожалел, что поддался на уговоры друзей и взял на эту роль Высоцкого, который с самого начала съемок ударился в загул. В итоге критики картину обругали, а вот зрители приняли «Стряпуху» вполне благосклонно. В любом случае, такого Высоцкого вы больше нигде не увидите и не услышите.

Четвертый (1972)

Высоцкий с усами и сединой на висках играет американского журналиста, который размышляет, стоит ли ценой своей карьеры спасти планету от третьей мировой, и время от времени общается с призраками товарищей по концлагерю. Пятнадцать лет назад они пожертвовали собой, чтобы устроить другим заключенным побег, а главного героя, который очень хотел быть четвертым, не взяли в свою компанию, приказав жить долго и по совести. Фильм Александра Столпера по пьесе Константина Симонова производит странное впечатление пафосной театральностью и нечеловеческими диалогами, но дает возможность полюбоваться Татьяной Васильевой в одной из ее первых киноролей — то в ботфортах, то со спадающей с белого плеча бретелькой.

Фото: Мосфильм
Фото: Мосфильм

Волшебник Изумрудного города, 4-я серия (1974)

Вячеслав Котеночкин хотел, чтобы Волка в «Ну, погоди!» озвучивал Владимир Высоцкий, однако начальство тогда воспротивилось, и голос барда достался спустя несколько лет другому серому хищнику — подручному Бастинды из «Волшебника Изумрудного города». В мультипликацию Высоцкий попал за компанию с коллегой по Театру на Таганке Вениамином Смеховым, который как раз и озвучивал злую колдунью. Сложно сказать, отчего чиновники сменили гнев на милость: возможно, дело в том, что роль актеру досталась далеко не главная — в сказке Волкова такого персонажа вообще нет. Да и узнать Высоцкого по голосу можно только с некоторым трудом. Волк у него получился неловким, трусоватым и слегка заикающимся — даже ручной пулемет, который он повсюду таскает с собой, не придает уверенности клеврету ведьмы, страдающей водобоязнью.

Фото: Творческое объединение «Экран»
Фото: Творческое объединение «Экран»

Единственная дорога (1974)

В начале 70-х Высоцкого начали наконец выпускать за границу. В 1973 году вместе с Мариной Влади они отправились на машине во Францию через Польшу, ГДР и ФРГ, а в 1974-м Высоцкого пригласили в советско-югославскую картину «Единственная дорога», благодаря чему актер смог побывать в Черногории. В фильме по сценарию Вадима Трунина («Белорусский вокзал») он играет одного из военнопленных, которые в 1944 году, закованные в цепи, вели по Югославии грузовики с горючим: немцы, опасаясь партизан, использовали советских шоферов в качестве заложников и живого щита. Рассказывают, что режиссер Владимир Павлович предложил Высоцкому любую роль на выбор, а тому приглянулась чуть ли не самая маленькая — то ли сниматься не очень хотелось, то ли не было времени. Реплик у его героя Солодова вообще нет: шофер только гримасничает, поет и получает прикладом по зубам от сопровождающего его одноглазого немца. Высоцкий написал для фильма три песни, но в картину вошла только одна и, увы, не лучшая.

Бегство мистера Мак-Кинли (1975)

Двухсерийный фильм Михаила Швейцера о рекламщике, который мечтает, чтобы его усыпили до лучших времен, вполне мог стать бенефисом Высоцкого. Предполагалось, что его герой, уличный певец Билл Сигер, будет регулярно появляться на экране и выступать в роли рассказчика этой истории. Для картины было написано девять песен, причем, по легенде, чуть ли не за неделю, однако в конечном варианте «Бегства» их осталось всего полторы. Некоторые баллады показались режиссеру слишком длинными, что-то пришлось выбросить из-за изменений в сценарии, но большую часть проблем создал Леонид Леонов, по чьей киноповести поставлен фильм: писатель был категорически против появления у себя такого alter ego. «Неприятно. Просыпаешься утром – а рядом неизвестный брюнет», — говорил он потом о навязанном ему соавторстве. В итоге участие Высоцкого было сведено к минимуму. Государственной премии, которую получило «Бегство мистера Мак-Кинли» и персонально пятеро снявшихся там актеров, ему так и не досталось.

Их двое (1977)

В этом венгерском фильме Марина Влади играет коменданта общежития, которая подружилась с одной из живущих у нее женщин: обе они несчастливы в браке и обе, как полагается, по-своему. Высоцкий появляется в кадре буквально на пару минут в роли безымянного мужика в дубленке, который целует героиню в зимнем парке. Режиссер Марта Месарош рассказывала, что в сценарии этого эпизода не было и она его выдумала уже в процессе съемок, чтобы помирить супругов: у Высоцкого и Влади тогда в очередной раз что-то не заладилось в отношениях. Нельзя сказать, что пара дней, которые они провели в Венгрии, сильно помогли, однако фильм «Их двое» остался единственный картиной, где Владимир Высоцкий и Марина Влади вместе появляются на экране.

Фото: Dialog Filmstudio
Фото: Dialog Filmstudio