Красные двухэтажные автобусы-«рутмастеры» появились в Лондоне в 1956 году и прожили почти полвека, пока в 2005-м мэр Кен Ливингстон (Ken Livingstone) их не отменил. Главных доводов у него было три: во-первых, конструкция с открытой задней площадкой опасна — то и дело кто-нибудь падает прямо под колеса (дверей автобус, напомним, не имел, все входили и выходили через заднюю платформу, где их встречал кондуктор). Во-вторых, в такие автобусы не влезть инвалиду. В-третьих, ни о какой экологии изобретатели рутмастеров, естественно, не задумывались. Хотя вообще-то задумывались они о многом — судя по тому, что машины, выпущенные в 1968 году, без проблем катались по улицам до начала следующего тысячелетия.

Как бы то ни было, 9 декабря 2005 года открытые двухэтажные автобусы остались только на двух туристических маршрутах, а вместо них стали ездить закрытые и с дверями. И без кондуктора (за счет чего достигалась изрядная экономия). А годом позже латинист, журналист и политик Борис Джонсон (Boris Jonhson), вознамерившись стать мэром Лондона после Ливингстона, неожиданно заявил, что автобусы с задней площадкой следует вернуть. Снабдить экологичным мотором, сделать удобный въезд для инвалидов, но непременно вернуть. И кондукторов в них тоже вернуть — потому что традиция.

Джонсон говорил об автобусах где только можно (даже в Пекине, представляя олимпийский Лондон, проехался на автобусе по стадиону). Считается, что именно автобусы и привели его к власти: приверженцев традиций среди лондонцев немало.

Едва утвердившись на новом посту, Джонсон объявил тендер на проект нового «рутмастера». Собралось около семисот претендентов (включая иностранцев и несовершеннолетних); победили в результате двое: британская автобусная фирма Copaco и дуэт лорда Фостера с автоконцерном Aston Martin. Проект Copaco оказался в высшей степени экологичным, а лорд с автоконцерном взяли модным дизайном и модными же технологиями — стеклянная крыша, солнечные батареи. «Дизайн, — как говорилось в сопроводительном письме, — разрабатывался, исходя из нужд пользователей. Расположение сидений, освещение, деревянные полы задуманы с таким расчетом, чтобы создавать ощущение тепла и общности. Кожаная обивка напоминает о клубе, гостиной или баре». Деревянные полы и кожаная обивка, впрочем, входили в число обязательных условий конкурса: так были устроены прежние, послевоенные даблдекеры.

Скептичные лондонцы, конечно, нашли что покритиковать. На сайте городской транспортной компании тут же появились комментарии: «Поверить не могу, что там наверху все настолько сошли с ума, чтобы вернуть открытую заднюю площадку. Это же опасно!», «Почему никто не подумал, что под стеклянной крышей летом можно задохнуться?» и, наконец, «Во сколько, интересно, это обойдется налогоплательщикам?». На последний вопрос существует ответ: если взять за основу вариант Copaco, при котором один автобус стоит 200 тысяч фунтов, вся разработка обойдется миллионов в 5-10 (включая конкурс с его первой премией в 25 тысяч). Немало — прежние «рутмастеры» стоили максимум 150, и никаких тендеров. Но это когда было. Поэтому Джонсон от своего проекта отступаться не собирается.

Следующий этап — придумать гибрид из двух проектов-победителей и изготовить действующую модель. К 2011 году ее обещают запустить на линию.

С сайта транспортной компании мэр обнадеживает население: «Идея вызвала необыкновенный резонанс. Теперь у нас имеется два потрясающих проекта, которые позволят нам двигаться дальше. Мы сделаем по-настоящему культовый автобус, достойный Лондона XXI века».