Рахмат Акилов родился и вырос в узбекском Самарканде. Он хорошо учился в школе, особенно легко ему давалась математика. У него было много друзей, и он любил слушать Эминема. В 17 лет он начал зарабатывать: вместе с братом готовил и продавал восточные сладости. В 21 год смог купить машину. К этому времени Советский Союз уже распался, а лидер Узбекистана Ислам Каримов взял курс на исламизацию страны.

Акилов не интересовался ни политикой, ни религией. Подростком отец водил его в медресе пару месяцев, где он научился читать Коран на арабском. Но семья Акиловых не была религиозной, и то, что Рахмат решит сесть за руль грузовика и въехать в толпу людей в центре Стокгольма, чтобы «наказать» Швецию за участие в международной коалиции против «Исламского государства», стало неожиданностью для всех, кто знал его в Узбекистане.

7 апреля 2017 года 39-летний Акилов планировал погибнуть и сам. Он увидел, как рядом со стокгольмским рестораном припарковался грузовик с напитками, подождал, когда водитель выйдет из него, запрыгнул в кабину и угнал машину. На большой скорости Акилов въехал в толпу людей на перекрестке двух пешеходных улиц Дроттнинггатан и Кунгсгатан и остановился, врезавшись в витрину торгового центра.

Накануне теракта Акилов переписывался со своим куратором, членом ИГ под ником Абу Фатима. Спросил у него, как делать взрывчатку. Зажигательная смесь, которую Акилов взял с собой, не взорвалась. Он выбрался из грузовика и скрылся, отчитавшись куратору: «Плохо, нескольких задавил, машина не туда заехала. Сейчас в аэропорту, тупик… В центре Стокгольма десятерых задавил, сейчас надо выбраться!»

Фото: Еxpressen
Фото: Еxpressen

В результате наезда на толпу погибли 5 человек, 15 были тяжело ранены.

Сразу после совершения преступления Акилов отправился к вокзалу, сел на экспресс до аэропорта, но в поезде его опознала одна из пассажирок по фотографии с камер наблюдения, которую уже распространили СМИ. Акилову вновь удалось скрыться, он сел в автобус до города Мерста к северу от Стокгольма, отправился на автозаправку, где его опознал продавец. Полиции удалось задержать террориста, который уже не оказывал сопротивления.

«Таджикский след» в стокгольмском теракте

Во время допроса Рахмат Акилов признался, что совершил теракт по заказу «Исламского государства». С членами террористической организации он общался с помощью Zello, Telegram и WhatsApp — все они использовали псевдонимы. Он рассказал следствию, что его кураторами стали некие Абу Довуд (30-летний уроженец Таджикистана Парвиз Саидрахмонов, член ИГ с 2014 года) и Абу Фатима (30-летний уроженец Дагестана Арсен Мухаджиров).

По словам родственников и близких Акилова, под влияние исламистов он попал в Швеции, куда приехал в 2014 году. По данным шведской газеты Aftonbladet, он обратился к шведским властям за разрешением на жительство под вымышленным именем — Рахматжон Курбонов. Он рассказывал миграционной службе, что участвовал в Узбекистане в некой демонстрации, был арестован, и родственникам пришлось заплатить взятку в 10 тысяч долларов за его освобождение. Но он постоянно путался в своих рассказах: в одном говорил, что находился в тюрьме 14 дней, в другом — 9 дней. Были и другие несостыковки, в результате которых в 2016 году шведские власти постановили, что Акилов должен покинуть страну.

Фото: TT News Agency/Swedish police/Handout via Reuters
Фото: TT News Agency/Swedish police/Handout via Reuters

По словам брата Акилова, Олима, Рахмат уехал в Швецию на заработки после того, как не нашел работу в России. О теракте Олим узнал от шведских журналистов, которые приехали в Узбекистан уже после трагедии. Свои планы о переезде Рахмат ни от кого не скрывал и регулярно созванивался с братом: «Я не знаю, хотел ли он паспорт получить или по-другому легализоваться, но он любил эту страну и хотел там быть легально. Я был спокоен в эти три месяца, в которые он мне не звонил, потому что он говорил, что там снег, что там зима и что сейчас там трудно найти работу». В последний раз братья созванивались за пару месяцев до теракта.

На допросах Рахмат Акилов также рассказал, что операцией руководил Абу Усама Нораки — иракский боевик ИГ. Его настоящее имя — Тоджиддин Назаров, уроженец Таджикистана, который также обвиняется в подготовке терактов в метро и торговых центрах Москвы летом 2017 года. Тогда российские спецслужбы задержали нескольких участников ячейки, планировавших теракты с использованием террористов-смертников.

30 января Акилову предъявили официальное обвинение в терроризме, прокуратура попросила приговорить его к пожизненному сроку. По данным расследования, Акилов плотно общался с более чем 30 боевиками ИГ, находящимися в Ираке, Сирии и Афганистане. Первое заседание прошло в Стокгольме 13 февраля. В суде выступят более 150 человек, тем или иным образом пострадавших от действий Акилова. Сам обвиняемый даст показания в конце февраля: предполагается, что на допросе в суде он объяснит, почему связался с боевиками.