Моя подруга живет недалеко за городом, а работает в городе и поэтому почти каждый день ездит на пригородной электричке. Суть ее работы — внешкольные занятия с детьми и иногда экспедиционные выезды с детьми и их родителями. Если учесть, что я — практический психолог из детской поликлиники, то можно понять, что о детях и их родителях мы с ней при встречах говорим часто.

— Вот прям все жалуются — гаджеты, гаджеты, — привычно завела я. — Дескать, никак детей от них не оторвать. И ничего они больше не хотят, и ничем больше не интересуются. И лекции меня просят на эту тему читать, и журналисты спрашивают… А что тут скажешь-то, если оно уже есть, и лучшие умы человечества на него и его улучшение работают во всю силу, и никуда оно деваться не собирается? Куда же детям…

— Да? — подруга взглянула на меня из-под очков. — Ты так это видишь?

— Ну я не столько вижу, сколько передаю по цепочке родительское нытье, — признала я и тут же спросила с любопытством: — А ты видишь по-другому? Как же?

— Ты знаешь, в последнее время я все чаще вижу картинки, прямо противоположные тобой описанным. Я же езжу в электричках, а там очень часто встречаются матери или семьи с детьми. И я практически каждый день вижу вот что: ребенку в электричке, конечно, скучно, он не умеет сам себя занять и, разумеется, обращается к родителям. А они дают ему телефон. Или даже он еще обратиться не успел, они как сели, сразу ему его суют — превентивно. А он порою даже и лицо от него воротит, еще пытается что-то у родителя спросить или сам сказать… Однако — фиг, вот тебе телефон и молчи! Никто, ну вот никто практически не использует эти абсолютно свободные от повседневных дел полчаса, чтобы что-то ребенку рассказать, поговорить с ним, послушать, что-то обсудить, просто дать какую-то привязку к реалу, например сказать: посмотри в окно, вон там это… Или: вон у женщины смотри, какая удивительная кошка в сумке едет, сейчас я тебе про эту породу расскажу… Они дают телефон ему, а сами либо утыкаются в его дубль, либо просто куда-то проваливаются, как герои в конце пушкинской трагедии «Дон Жуан»…

— «”О донна Анна! Я гибну!” Ниже, в скобках: проваливаются», — с улыбкой процитировала я.

— Вот именно! — подтвердила подруга. — А когда у нас выезды в музей или за город с родителями, то дети обычно слушают или чем-то заняты по программе, или уж шалят и выясняют отношения между собой, а родители группой стоят в стороне, и как ты думаешь, что делают? Общаются между собой? Любуются природой? Осмысляют новый опыт?

— Тыкают в кнопочки? — предположила я.

— Ответ верный. Я тебе больше скажу: как-то они уж очень слаженно это делали, я разозлилась и на них наехала. И знаешь, что оказалось? Они в этот момент почти все переписывались и постили фотки в одной группе «Вконтакте» — в нашей группе. Ты понимаешь?!

— Не совсем, — призналась я.

— Они все стояли рядом, смотрели на природу и своих детей и, наверное, что-то по этому поводу думали и чувствовали, но не разговаривали об этом между собой, со мной или со своими детьми — они писали комменты и постили фотографии окружающей среды в группе родителей нашего кружка «Вконтакте»! Стоя рядом друг с другом в реальном мире!

— Мда… — тогда я не нашлась, что сказать, но после, обдумав разговор с подругой, поняла, что на самом деле я регулярно встречаюсь с этим и у себя в поликлинике, просто ни разу не фокусировала на нем свой взгляд. А это, как мне сейчас показалось, уже важно и актуально.

Вот как это обычно выглядит у меня на приеме.

Молодая женщина, часто — работающая или сидящая в декрете с младенцем и имеющая еще одного, сравнительно небольшого ребенка.

— Я знаю, что гаджеты — это ужасно вредно! Я все понимаю. Надо, чтобы реальный мир. Я это у психологов читала, и слушала, и вот у вас…

— У меня вряд ли…

— Ну, значит у другого кого-нибудь… Я все понимаю! Но он такой крикливый, все время чего-то требует или говорит-говорит-говорит какие-то несвязные глупости, иногда так хочется, чтоб он помолчал немного! Или мелкую надо уложить. Или с мужем хоть чуть-чуть поговорить. Или просто чаю спокойно выпить. И да, я ему даю этот чертов гаджет, включаю мультфильм или игру… Он как зомби делается, это тогда не мой ребенок, он же вообще-то любопытный и все исследует. Да, я потом такую вину испытываю, ведь нас-то с сестрами мама растила без всяких гаджетов, и да, могла и тряпкой заехать, но ведь чаще выслушивала — мы всегда могли к ней прийти с бедой или с чем-то интересным. Моя младшая сестра однажды часы с кукушкой почти полностью развинтила — ей было интересно, как маятник качается, а я ковер на стене прожгла. Мама с папой ругались на меня, конечно, но больше потому, что пожар мог быть. А папа со мной потом во дворе всякое поджигал, я до сих пор помню, как что горелое пахнет, сразу узнаю, это даже полезно получилось. И старшей нашей сестре сразу хомяков завели и еще попугая, хотя тоже по большей части маме за ними пришлось ухаживать. Но зато теперь сестра ветврач, хороший, к ней даже из других районов специально приезжают. А мама, хоть и работала, и хозяйство вела, даже в куклы иногда с нами играла, суп из крапивы варила и яичницу из одуванчиков, я это вижу как сейчас, даже помню, какое платье на ней было… — Тут моя посетительница начинает плакать, потому что ее матери, увы, уже нет в живых, я жду и даю ей вспомнить.

— А я — что же? — немного успокоившись, продолжает женщина. — У меня всего двое детей, и хозяйство теперь вести намного легче, вся эта техника, полуфабрикаты, мама-то фарш сама через мясорубку крутила, в тазу стирала, и пироги пекла… Что же я?.. Да я сама в этих гаджетах — вот что! И муж сразу перед компом после работы. Вот на что у нас и время уходит. Сижу там, читаю, как детей воспитывать, с другими такими же мамочками спорю… А мой сын в это время, вместо того чтоб яичницу из одуванчиков жарить, каких-то монстров в темных коридорах убивает! Вот глупость какая! Я перед ними виновата, как же это получилось-то?!

Таких посетительниц с запевом «моя вина, но я сама…» в последнее время все больше. И они мне нравятся гораздо больше тех, у которых запев: «Мир сейчас так ужасен, он делает наших детей…»

Все это, как ни странно, напоминает мне наши детские отношения с классической литературой. Мы любили и читали Стругацких, фантастику и всякую приключенческую беллетристику, а классику в общем-то не любили и считали скучной, но в глубине души не столько понимали, сколько верили: Толстой и Пушкин — глыбы и гении, это просто мы до них не дотягиваем.

Помню, как удивилась, когда обнаружила, что у следующего (перестроечного) поколения этого базового пиетета уже нет — они считают хорошим то, что им нравится, и вовсе не склонны «делать ку» перед официальными литературными авторитетами.

Нынешние молодые родители еще искренне считают реальный (классический) мир правильным и первичным, хотя сами уже проводят в виртуале значительную и не худшую (по их самоощущению) часть своей собственной жизни.

И они еще видят и понимают, что происходит с ними и их детьми, потому что они сами выращены родителями без всяких гаджетов и могут сравнивать. Их это пугает: беллетристика, конечно, хороша и занимательна, но как же без классики?! Не наступит ли душевного и прочего оскудения? 

Я в сущности оптимист. Мне кажется, что если человек видит и осознает проблему, и желает ее преодолеть или хотя бы смягчить последствия, то у него почти наверняка получится. Только не надо кивать на «мир». Вы и ваш ребенок. Здесь и сейчас. Полчаса в электричке. Ваш выбор.