К решению мусорной проблемы нужно подходить комплексно. На рекультивацию существующих полигонов уйдут годы, но уже сейчас необходимо снижать образование мусора и заниматься развитием раздельного сбора отходов. Властям Москвы (большую часть мусора на подмосковные свалки везут именно из столицы) и Московской области нужно обратить внимание на федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Там четко прописаны приоритеты госполитики: предотвращение и сокращение образования отходов и снижение их класса опасности (фактически речь о раздельном сборе мусора), обработка, утилизация (переработка) отходов и только потом мусоросжигание. Для решения мусорной проблемы сейчас необходимо сосредоточиться на первых двух пунктах, но вместо этого власть идет по пути строительства мусоросжигательных заводов. Хочу отметить, что эти заводы не решают проблемы свалок: под них нужны отдельные полигоны для оставшихся после сжигания золы и шлака — а это отходы повышенного класса опасности. Мощность одного завода — 700 тысяч тонн мусора в год; зола и шлак, получающиеся в результате, — треть от этой цифры.

В «Территориальной схеме обращения с отходами в Московской области» нет ни одного мероприятия по приоритетному направлению госполитики — предотвращению образования отходов. Одним из них может стать сокращение оборота одноразовой пластиковой упаковки, которая составляет существенную долю мусора. Поэтому первый шаг — корректировка властями этого документа и приведение его в соответствие с приоритетами федерального закона.

В Подмосковье насчитывается 432 предприятия по переработке отходов, и все они загружены наполовину или того меньше

Второй шаг — раздельный сбор мусора. Greenpeace России недавно проводил исследование доступности раздельного сбора в городах с населением от 100 тысяч человек. Мытищи заняли первое место в рейтинге: в 80% дворов стоят контейнеры для раздельного сбора мусора. Эту программу муниципалитет реализовал за три года, она немного хромает, есть проблемы с информированием жителей, но это нормально. В Мытищах в свое время лоббировалось строительство мусоросжигательных заводов, но местные жители выступили против, и власти вынуждены были пойти по более экологичному пути. Мы можем обратиться к опыту других регионов. Например, в территориальной схеме Татарстана по годам прописан процент покрытия всех площадок контейнерами для раздельного сбора мусора. К 2035 году такие контейнеры должны появиться на всех площадках в республике.

Фото: Yuri Maltsev/Reuters
Фото: Yuri Maltsev/Reuters

За год-полтора десяток наиболее крупных подмосковных городов можно обеспечить контейнерами для раздельного сбора мусора. В Подмосковье насчитывается 432 предприятия по переработке отходов, и все они загружены наполовину или того меньше, потому что в регионе отсутствует система раздельного сбора отходов.

Следующий этап — информирование населения. Один из лучших примеров — Саранск. Там 80% площадок оборудовано контейнерами и организована просветительская кампания: информирование граждан, работа со школьниками, наклейки на контейнерах.

Разрешению мусорной проблемы помогла бы установка в московских квартирах диспоузеров — измельчителей пищевых отходов, которые составляют 40% от общего количества мусора

Существует, опять же, институт социальной рекламы. Но на билбордах в той же Москве мы видим рекламу, поддерживающую мусоросжигание, — лоббируются наименее приоритетные способы обращения с отходами. То же и с госконтрактами — по ним лишь мизерный процент отходов проходит через раздельный сбор. Их нужно пересматривать.

Кроме того, разрешению мусорной проблемы помогла бы установка в московских квартирах диспоузеров — измельчителей пищевых отходов, которые составляют 40% от общего количества мусора. Очистные сооружения готовы принять измельченные отходы для производства биогаза. Вопрос в том, почему эта программа не стимулируется? Попадая на свалки, пищевые отходы начинают источать характерный неприятный запах и становятся причиной выброса метана — а это ведет за собой климатические проблемы.

Дальше можно расширять ответственность производителей. Сегодня они обязаны отчитываться за переработку 10-15% отходов. Это очень немного, нормативы нужно увеличивать, чтобы стимулировать в том числе раздельный сбор мусора.

Greenpeace много лет занимается мусорной проблемой, мы не раз предлагали властям Москвы и Подмосковья варианты ее решения, но нас игнорировали. Теперь на митинги вышли жители региона. Их игнорировать уже не получится.

Подготовила Анна Алексеева