На лекциях, которые я иногда читаю, родители часто спрашивают, как сильно за четверть века изменились проблемы, с которыми ко мне приходят семьи?

Ответ: многое осталось прежним, но кое-что изменилось.

Скоро майские праздники, лето. Многие поедут отдыхать и возьмут с собой детей. 25 лет назад мне никто не жаловался: мы его везем туда и сюда, показываем то и это, а ему как будто ничего не интересно. Сегодня жалуются. Не то чтобы каждый день, но регулярно.

Вот об этом и поговорим. Дети и путешествия.

Для начала надо определиться: вы хотите, чтобы в этой поездке было интересно вам или ребенку? Скорее всего, всем.

Если речь идет не о пляжном, а о познавательном отдыхе, то это, как правило, невозможно. Просто потому что вы разные по возрасту и у вас с ребенком разные познавательные задачи. Можно попытаться — и у некоторых родителей получается — увидеть мир глазами ребенка и обрадоваться, восхититься его новизной. Обратное не срабатывает: увидеть мир (краеведческий музей, архитектуру Рима и т. д.) вашими глазами маленький ребенок не в состоянии. Это можно попытаться сделать с подростком, но тоже получается далеко не всегда, а исключительно в том случае, если он «настроен на вашу волну».

Зато ребенка в путешествии почти всегда можно обучать — и многим родителям это нравится.

Несколько путешествий — и ребенок делает удивительное открытие: почти под каждым лежащим на земле камнем — богатая и разнообразная жизнь шустрых и не очень понятных живых существ

Давайте смотреть и рассуждать конкретно. Ребенок от полутора до двух с половиной лет. Что такое для него познавательное путешествие?

Он еще очень маленький и близко от земли. Вдаль — ему не интересно. Там нельзя ни рассмотреть толком, ни потрогать. Наглядно-действенное мышление. Здесь и сейчас.

Пример: путешествие «жизнь под камнями». Открытие: под камнями (кирпичами, обрезками старых досок и т. д.) есть жизнь. Она странная и удивительная. Ее можно открыть, посмотреть, а потом опять закрыть. Это тайна, и она, как ни странно, может запомниться на всю жизнь.

Находите камень, объясняете ребенку, куда смотреть, и переворачиваете его. Всякие червячки прячутся в землю, жучки и многоножки разбегаются. Смотрите вместе с ребенком, если можете, кого-то называете, что-то про них рассказываете. Потом обязательно осторожно ставите камень на место. Окно в другой мир приоткрылось и снова закрылось. Несколько таких путешествий — и ребенок делает удивительное открытие: почти под каждым лежащим на земле камнем — богатая и разнообразная жизнь шустрых и не очень понятных живых существ. Есть скрытый от нас, от нашего взгляда мир. Как интересно будет увидеть и узнать его.

В три или четыре года ребенку становится понятна сама суть перемещения в пространстве как поездки, путешествия из точки А в точку Б

Кроме маленького, бесшумного, близкого к земле мира таинственных подкаменных букашек есть еще шумный мир больших преображений, и он тоже интересный и завораживающий для маленького ребенка. Поэтому путешествие второе — на ближайшую стройку, где работают большие машины. Экскаватор роет котлован. Копёр забивает сваи. Бетономешалка заливает бетон. Некоторые дети могут смотреть на все это часами. Расскажите о том, что собственно происходит (разные этапы строительства дома). Потом хорошо бы научить ребенка воспроизводить все это дома в игре — и вот он, полный цикл «развивания». От захватывающего познавательного путешествия к усвоению алгоритма.

В три или четыре года ребенку становится понятна сама суть перемещения в пространстве как поездки, путешествия из точки А в точку Б. Он сажает зверей в грузовик и говорит: они поехали к бабушке на дачу.

Тут у вас, как родителя, открывается огромный простор для импровизаций. Во-первых, «инвентаризация» средств передвижения, то есть поездки в аэропорт, на вокзал, в троллейбусный парк, в порт, на стоянку уборочных машин или отстойник дальнобойщиков. Если весной вам удастся показать ребенку работающий в поле комбайн и идущих и летящих за ним грачей и чаек — замечательно, тут вы и сами, поверьте, получите удовольствие. Портовый кран, загружающий контейнерами большой пароход, или дальнобойщик, согласившийся подсадить малыша в высоченную кабину и разрешивший потрогать большой руль и подергать огромные рычаги, — это опять же может запомниться на всю жизнь, в отличие, допустим, от поездки в Лувр и продемонстрированной Джоконды.

Чего ждет от путешествий младший школьник? Тайны, неожиданности, даже дозированной опасности (безопасное путешествие в его сознании и не путешествие вовсе)

Далее понятие начала и конца путешествия. Мы отправляемся из дома на озеро, реку или море. «Вот, приехали!» — кричит ребенок, увидев упомянутый водоем. Мы выходим сразу после завтрака и идем по двум улицам в дальний парк. Что нам нужно взять в наше путешествие? Правильно, лопатку, мешочек для желудей, кусок сахара для тамошней лошади и кусок булки для уток в пруду. Мы едем на поезде к бабушке в Тамбов. Выезжаем из дома на такси, будем ехать на поезде, и в путешествии нам понадобятся… (помните вечный запах жареной курицы и соленых огурцов в плацкартном вагоне?)

Ребенку постарше становятся доступны понятия сезонности. Он уже знает, что раз в год у него день рождения. В детском саду он и его одногруппники проходят признаки осени (кстати, даже шестилетние дети у меня на тестировании часто затрудняются их назвать). Помните князя Андрея и его дуб из романа Толстого? Вполне можно найти соответствующий вашим эстетическим представлениям пейзаж и запланировать сезонные путешествия с ребенком к «вашему дубу». Приехали весной. Потом летом. Потом осенью. Потом зимой. Что изменилось? Поверьте, после этих четырех путешествий ваш ребенок с «признаками осени» никогда не затруднится.

Чего ждет от путешествий младший школьник? Тайны, неожиданности, даже дозированной опасности (безопасное путешествие в его сознании и не путешествие вовсе). Вы можете изойти на интереснейшие экскурсии по Испании, но он все равно потом будет помнить не кто, что, когда и по какому поводу построил, а как вы однажды заблудились в маленьком городке и чуть не опоздали на автобус.

Ребенку уже надо, чтобы рядом был сверстник, с которым можно вместе «убежать», «залезть», «посмотреть и попробовать», а потом обсудить пережитое.

Ребенок вполне может полюбить плавать в отельных бассейнах, пробовать незнакомую еду, ездить на фуникулерах, ходить с вами по рынкам и т. д

Средства передвижения теряют свою самоценность. Зато становится важным, «где мы в путешествии живем» (совсем маленький ребенок этого практически не замечает). Жизнь в палатке, ночевка в шалаше, в хижине на воде, в ледяном доме, на крыше, на дереве и т. д. — это классно, здорово, это важный и интересный опыт. Что намертво убивает интерес к путешествиям в этом возрасте? Регулярные семейные поездки типа: автобусная экскурсия, аттракцион, еда в кафе, ночевка в стандартном отеле. Зато немного авантюрное путешествие с ночевкой на берегу пустынного озера, чтобы встретить закат, восход, посмотреть лунное или солнечное затмение, запомнится опять же на всю жизнь.

Если школьник среднего возраста путешествует мало, то у него, как правило, есть познавательные интересы. Раз в жизни из небольшого городка он приехал на экскурсию в Москву. Конечно, он на все отвлекается, но будет стараться хоть чуть-чуть слушать экскурсовода. Если путешествий много и они регулярно-неопределенные: сейчас мы едем туда, а через три месяца сюда, просто потому что путевки выгодные подвернулись, — то на познавательные аспекты этих путешествий в отношении ребенка можно сразу «забить». Если вы сами получаете удовольствие от рассказов экскурсовода, наслаждайтесь и по возможности не обращайте на ребенка внимания, или даже оставьте его дома с бабушкой. Впрочем, ребенок вполне может полюбить плавать в отельных бассейнах, пробовать незнакомую еду, ездить на фуникулерах, ходить с вами по рынкам и т. д.

Подросткам интересно путешествовать «со своими», потому что в их путешествиях решаются уже не только и столько окружающе-познавательные, сколько социально-групповые задачи

Есть ли возможность сделать эти путешествия познавательными для ребенка? Да. Это происходит в случае, если они нечастые и целевые, то есть либо родители разделяют увлечения ребенка, либо ребенок разделил их увлечения, либо они счастливо совпали. О чем речь?

— У семьи есть цель: пройти на байдарке все маршруты четвертой категории, которые есть в Карелии. Весь год обсуждают, готовятся. Ребенок так же азартен и физически активен, как родители. Его роль в путешествии — фотограф и летописец.

— Девочка занимается в археологическом кружке, увлекается античностью. Мать и отец пошли «под нее», планируют семейные путешествия в соответствующие страны, прокладывают маршруты под интересные дочери  «развалюшечки».

— Отец-геолог и спелеолог сумел увлечь сына: каждое лето они вместе ездят по России, смотрят самые интересные выходы пород, ходят в пещеры, собирают коллекции.

— Оба ребенка в семье любят животных. Куда бы ни приехала семья, первым делом идут в зоопарк или заранее планируют посещение национального парка. Старший мальчик фотографирует птиц. Младшая девочка собирает экзотический гербарий. Родители помогают обоим. За все это дети безропотно, по договору, посещают местные экскурсии, интересные родителям.

Подростки. У них — реакция группирования. Им обычно интересно путешествовать «со своими», потому что в их путешествиях решаются уже не только и столько окружающе-познавательные, сколько социально-групповые задачи. Родителям это следует помнить. Если везем подростка с собой, думаем о том, где и как он будет «тусоваться». Но зато у подростка, особенно у старшего, уже вполне могут быть и общие с родителем интересы в плане экскурсий, посещения этнических концертов и т. д. Только все это стоит обсуждать заранее.

Есть ли что-то общее для всех «детских» возрастов? Да, уже упомянутые необычность ощущений, возможность увидеть «изнанку», найти нечто скрытое от беглого взгляда, тайна, даже опасность. Именно для этого дети и подростки отправляются в путешествие. Если этого нет, то можно и дома посидеть, телевизор посмотреть и что-нибудь в интернете почитать.