Фото: Александр Мурашев
Фото: Александр Мурашев

Стоит однажды увидеть фотографию индийского йога — и легко избавиться от этого образа уже не удастся. Чем сильнее испытываешь в повседневной жизни стресс, тем чаще в памяти возникает безмятежное лицо человека, застывшего в умопомрачительной асане и всем своим видом демонстрирующего погружение в нирвану. Те, кто в погоне за безмятежностью записались на разнообразные курсы йоги, быстро осознали: часовые сессии в фитнес-залах помогают улучшить растяжку, а вот на овладение своим телом и сознанием уходят годы серьезной практики.    

В йоге у меня накопился классический опыт современного жителя мегаполиса: несколько разных преподавателей, пачка DVD-дисков с уроками и относительно регулярная практика дома. Этого было достаточно, чтобы в восточной практике я ощущал себя студентом-второкурсником: чему-то уже научился, сессии почти не боишься, но до получения диплома еще учиться и учиться.

Кто из нас хотя бы раз во время прочтения интересного, но длинного детектива не заглянул в конец книги, чтобы узнать имя убийцы? Вот и я решил перескочить сразу на продвинутый уровень йоги — хотя бы ради эксперимента.

Для разминки

— Да ты от нагрузки помрешь, дорогой, — ласковым голосом настраивает меня перед занятием Татьяна Бородаенко, президент Санкт-Петербургской федерации йоги.

Отступать уже некуда. Выбор в пользу техники Айенгара был для меня очевидным: именно по дискам с уроками Татьяны я скручивался в Паривритта Триконасане, борясь со стрессом после тяжелых рабочих будней. К тому же у Бородаенко действительно одна из самых любопытных историй в российской йоге. К 30 годам врачи обнаружили у нее целый список заболеваний — от панкреатита до хронического остеомиелита. После года на больничной койке Бородаенко открыла для себя йогу Айенгара — и, вопреки мрачным прогнозам докторов, вылечила себя сама.

В светлом зале кроме меня еще 15 человек. Возраст у всех настолько разный, что со стороны мы кажемся участниками социологического исследования. Мы начинаем с «позы радости» — Cукхасаны, когда ноги просто поджаты под себя. Татьяна пропевает мантру, мы повторяем ее и настраиваемся на занятие. Если не брать во внимание угрожающе висящие за моей спиной веревки, предстоящий урок кажется не сложнее похода в солярий.

С момента начала занятия я чувствую себя так, словно меня по ошибке заставили тренироваться вместе с олимпийской сборной по плаванию, хотя в бассейне я всего лишь собирался поплавать в свое удовольствие. Для выполнения «собаки мордой вверх» (Урдва Мукха Шванасана) стоя мы просовываем руки в веревочные петли, буквально парим над полом с отведенными назад руками. Под счет нужно резко и синхронно выгибать тело и поднимать голову. Во мне неожиданно просыпается мазохизм русского туриста в тайском массажном салоне, требующего, чтобы его размяли по системе «вери вери хард». К пятнадцатой попытке голова становится свинцовой, а уши закладывает так, словно я чересчур глубоко погрузился под воду во время дайвинга.

Фото: Александр Мурашев
Фото: Александр Мурашев

С ног на голову

— Уттанасана! — объявляет Татьяна тоном конферансье.

Просунув ноги в петли и освободив руки, мы нагибаемся вперед и опускаем голову и плечи вниз. Веревки впиваются в бедра так сильно, что я едва слышно шепчу «ох, туго-то как». Через несколько секунд у меня перед лицом возникает рука Татьяны, протягивающая мне два мягких куска ткани — проложить их между ногами и веревками. Кажется, это помогает.

Все асаны сменяются настолько быстро, словно мы постоянно рискуем что-то не успеть. К исходу первого получаса мое тело разогрето лучше, чем после ударного вечера в фитнес-зале. В этот момент мы переходим к перевернутым позам, начиная с Ширшасаны — стойки на голове. Подложив под голову свернутое одеяло, я самоуверенно поднимаю ноги вверх — и, к своему разочарованию, уже через 10 секунд слышу обращенный ко мне голос преподавателя: «Хватит, больше не надо».

Из всех присутствующих закончил делать асану только я: остальные ученики добавляют вариацию Эка Пада Ширшасана с поочередным разворотом и опусканием ног к полу. Но уже во время следующей позы, Джану Ширшасаны, наступает и мой «звездный час»: разогретые мышцы позволяют мне хотя бы в одной позе имитировать опытного йога. Во время выполнения Джану Ширшасаны одна нога сложена в позе лотоса, а тело прижимается к вытянутой второй ноге. Положить вытянутый корпус на ноги во время сгиба все равно до конца не выходит — Татьяна дает мне ремень, который помогает сгибаться правильно, не округляя спину до буквы С. Постепенно к асане добавляются вариации со скручиванием — тем самым, что я так любил в методе Айенгара.

Из этой позы мы выходим в Пашчимоттанасану — позу вытяжения задней поверхности тела. Руки захватывают стопы, голова касается колен, и вот зал уже заполняется напряженным дыханием опытных йогов. «Эту асану десять минут выполнять надо, а вы в ней две минуты и уже стонете!» — раздается недовольный возглас Татьяны. Тут я обеспокоенно кошусь на часы, висящие на стене напротив. Это рушит еще один стереотип в моей голове: мне всегда казалось, что мире есть только два типа мест, где никогда не бывает часов, — казино и залы для йоги.

Фото: Александр Мурашев
Фото: Александр Мурашев

Спокойствие трупа

Под конец занятия все спешат к шкафчику с ремнями — наступает время Саламба Сарвангасаны, или попросту «березки». Тут и понимаешь, зачем в йоге их используют так часто. Без ремня поддерживающие тело локти расползаются, отчего позвоночник скругляется и эффект от позы стремится к нулю.

Едва подняв вверх ноги, я чувствую, как ремни стянули мышцы плеча так, что пульс отдается у меня в голове. Это Татьяна прижимает ремень ногой к полу, не давая мне развести руки в стороны ни на сантиметр. Через полминуты боль в руках от напряжения и ремня становится невыносимой: ладони скользят по взмокшей спине, тело качается, недвусмысленно намекая, что пора собираться домой. В какой-то момент я поддаюсь — и опускаю ноги. «Отдохни», — говорит Татьяна. Последние минуты урока я провожу с ногами под прямым углом у стенки, наблюдая, как у мужчины рядом со мной от напряжения устрашающе синеют руки.

Обязательный финал — Шавасана, или поза трупа. Для дополнительного эффекта Татьяна выключает свет и убаюкивающим голосом медленно перечисляет, какие отделы тела нужно поочередно расслабить. Я уже готов уснуть и остаться здесь, но тут Татьяна зажигает свет и объявляет о завершении занятия привычным командным тоном.

«Если у вас любимая асана — это поза трупа, то вы настоящий йог! — успокаивает мое эго после занятия опытная ученица Ирина. — Сам Айенгар говорил, что эта поза в йоге самая тяжелая. Тут надо настолько расслабить тело, чтобы и ум полностью освободился от всех мыслей. Я на занятия девять лет хожу, а Татьяна мне до сих пор положение головы поправляет».

Присев на деревянную скамейку в раздевалке, я с удивлением замечаю, что она кажется мне такой мягкой, словно это диван. Впервые за последний час я спокойно перевожу дыхание. Моя попытка перешагнуть несколько уровней практики лишний раз доказала: даже если тело выдержит непривычную для него нагрузку, ничего, кроме изможденности, это не даст.

В йоге силы накапливаются постепенно в течение нескольких лет занятий, а ваше тело все это время учится само распределять нагрузку. Момент, когда вы будете готовы для серьезного уровня, придет незаметно: вы просто осознаете, что час интенсивной практики не вызывает у вас ровным счетом никаких затруднений. Может быть, однажды и я научусь погружаться в асаны полностью, но сейчас я чувствую лишь наслаждение от того, что все, наконец, завершилось. Похоже, меня накрывает долгожданная нирвана.