По мнению участников расследования, левое крыло самолета взорвалось, когда Ту-154 приближался к Смоленску. Установлено, что до того, как лайнер коснулся земли, в кабине также прогремел взрыв. Польская комиссия опровергла, что самолет разбился из-за ошибки пилота, на чем ранее настаивали российские власти.

Ранее в Польше заявили, что нашли следы взрыва на левом крыле разбившегося самолета. В феврале 2016 года министр обороны Польши заявил, что самолет развалился в воздухе до столкновения с землей. Он допустил, что лайнер упал из-за теракта.

В апреле 2017 года заместитель генпрокурора Польши Марек Пасёнек сообщил, что к крушению самолета привели действия диспетчеров, которые контролировали полет Ту-154, а также «третьего лица, находившегося в контрольной вышке».

Самолет Ту-154М президента Польши Леха Качиньского разбился 10 апреля 2010 года под Смоленском. На борту кроме главы государства находились его супруга, высшее командование Польши и представители политических партий. Погибли 96 человек.

В январе 2011 года Международный авиационный комитет (МАК) сообщил, что до столкновения с землей все приборы самолета работали нормально. В МАК посчитали, что авиакатастрофа произошла из-за пилотов, на которых давили польские чиновники.

В августе 2011 года Польша начала свое расследование авиакатастрофы, не согласившись с выводами МАК. В марте 2015 года польская прокуратура обвинила в крушении самолета авиадиспетчеров из Смоленска. В Следственном комитете России это опровергли.