Существует множество способов объяснить детям, с кем и как говорить в сети. Скажем, мы в школе устраиваем своеобразный «чат» для школьников разного возраста. Дети сами выбирают себе ники, пишут от руки сообщения, а я вместе с помощниками работаю модератором. Только модераторы в курсе, кому чей ник принадлежит, и доставляют сообщения-записки от одного человека другому. В этот момент у учеников есть огромное количество искушений — например, обсудить кого-то у него за спиной.

После обмена бумажками происходит самое ценное: разговор. Что и как было, кто что написал, попытки угадать автора послания, обсуждение — легко ли раскрывается информация или нет? Это самый прямой способ научить детей контролировать, что они  пишут о себе в сети.

Есть еще один способ: попробовать все на практике. Мы создаем пустую страницу в социальных сетях, отправляем ее на печать и получаем «бланк» со всеми пунктами, которые нужно про себя заполнить. Выдаем каждому человеку несколько таких листков и просим их заполнить: первую — так, как ты заполнял бы для социальных сетей. Второй раз — так, как хотел бы, чтобы видели твою страницу родители, и третий раз — «для друзей». И затем мы смотрим, в чем разница. Так наглядно видно, какую информацию ребенок готов о себе раскрыть, какую не готов, что безопасно и что нет.

Если помнить о том, что мы пишем чернилами и вся наша информация остается публичной и открытой для всех надолго, то и с безопасностью проблем не будет

Моя личная рекомендация по безопасности очень проста: использовать социальные сети как инструмент, а не место обитания. Например, помимо того что я учитель, я еще и музыкант. И соцсети для меня — инструмент освещения моей деятельности. И детям я советую использовать социальные точно так же. Как возможность оставить фото, потому что тебе важна память о событии, но не как место постоянного общения.

Главное, что при общении друг с другом сегодняшнее поколение детей уже ведет себя аккуратнее. Общаясь с подростками, я увидел, что у них уже достаточно сильный фильтр относительно того, кто добавляется в друзья на «Фейсбуке» — бот или нет. Мне сложно разоблачить хорошо прописанного бота, а подростки это умеют.

В качестве последней рекомендации я процитирую фильм Дэвида Финчера «Социальная сеть». Там есть отличная фраза: «Не забывайте, что в интернете пишут чернилами». Она четко ясна взрослым и детям. Если помнить о том, что мы пишем чернилами и вся наша информация остается публичной и открытой для всех надолго, то и с безопасностью проблем не будет.

Михаил Юдович — преподаватель математики, физики и IT в школе «Апельсин»