Это будет легкая и медленная смерть, растянутая на несколько десятилетий. Даже не смерть, а переход в винтажное состояние. Олдскульное радио с эфирным вещанием и лицензиями уже через десять лет будет восприниматься как частный случай большой индустрии аудиоподкастинга. Примерно как сейчас винил. Уцелевшие радиоцентры будут передавать программы музыки 40–90-х годов прошлого века с легкими радиопомехами, чтобы доживающие свой век любители радио могли утешить себя классическим звучанием с треском в эфире.

Эта мысль посетила меня пару недель назад, когда я готовил выступление на одном из радиофорумов под эгидой Российской академии радио, и я ею поделился с коллегами. Мало кто любит классическое радио так, как люблю его я. Я пришел работать на Иновещание Гостелерадио СССР стажером еще в 1977 году и с тех пор от радио практически никогда не отделялся. Nostalgie, «Эхо Москвы», «Новости online 88.7», Business-FM, не считая международных радиовещателей. И вот он — момент, когда надо менять локомотив.

Мой давний знакомый Василий Стрельников увлекся подкастингом с десяток лет назад и успел разочароваться в нем. «Денег там нет», — говорил он мне. Теперь уже можно сказать, что деньги там есть. Пока еще не в России, но куда мы денемся? Общее число потребителей подкастов в США составило в 2016 году 98 млн человек, или 36% населения в возрасте 12+. Более чем трехкратный рост за десять лет. Рекламный рынок подкастинга, по данным исследования  PwC-IAB, в 2017 году оценивался в 220 млн долларов. Это совсем немного, но опять же более чем трехкратный рост, теперь уже за два года. Наконец, Apple Podcasts в самом конце прошлого года запустил сервис измерения аудитории подкастов в режиме прямого вещания (до этого замерялось только число скачиваний). И сразу выяснилось, что подкасты слушают практически от корки до корки, независимо от их длительности — на пробежках, за рулем, на рыбалке, на сельхозработах.

Фото: PeopleImages/Getty Images
Фото: PeopleImages/Getty Images

Самые популярные подкасты набирают миллионы прослушиваний и потенциально могут приносить немалый доход. Это те деньги, которые сейчас рекламодатели распределяют на радио. И будьте уверены, рекламодатели понесут свои деньги туда, где их будут слушать и отчитываться о конвертации слушателей в клиентов. И туда же пойдут журналисты — куда же они без денег?

Когда это произойдет? Думаю, совсем скоро. Мы почти не замечаем, как то же самое уже случилось с телевидением. С переходом на цифру оно перестало быть классическим и уже довольно давно приходит на телевизоры по спутниковым каналам или интернету. Потребителю абсолютно все равно, «как идет сигнал» (БГ). Он жмет кнопку и должен попасть туда, куда ему надо. Аналогично с радио: как только каждый автомобиль будет оборудован надежной мобильной связью, так сразу в нем появятся не 50 радиоканалов, как в Москве, а на несколько порядков больше. И для этого не надо дожидаться технологий 5G.

Пора браться за дело, как это уже сделали некоторые дальновидные СМИ. Подкастинг в России сегодня — это еще целина. Первые закрепившиеся на этом рынке будут иметь гандикап на старте, но небольшой. Подобный гандикап есть и у классических радиовещателей, ведь там уже есть люди, хорошо разбирающиеся в технологиях и особенностях звукового вещания. Но главное — рынок открыт, и порог входа на него сравнительно невысок. Любой, кто начнет хотя бы завтра, может оказаться в группе лидеров, если будет упорно и креативно работать в ближайшие годы. Может быть, и вы тоже? Посоревнуемся?