Наука просветления

Редакционный материал

В индийском городе Дхарамсала прошла конференция «Понимание мира». Это уже второй опыт общения российских экспертов, изучающих природу сознания, и буддийских монахов во главе с Далай-ламой XIV в рамках проекта «Фундаментальное сознание. Диалог российских и буддийских ученых». Главный редактор проекта «Сноб» Станислав Кучер, принявший участие в конференции, объясняет, почему об этом событии полезно знать и верующим, и атеистам

11 мая 2018 9:50

Забрать себе

Фото: Игорь Янчеглов

Где еще можно встретить под одной крышей 68-летнего российского академика-физиолога и 28-летнего миллионера — алгоритмического трейдера из Калифорнии? Пионера блокчейна, совладельца дюжины hi-tech проектов из Латвии и буддийского йогина, бежавшего из Тибета в Индию через Гималаи? Легендарного ученого, ветерана Великой Отечественной, и Его Святейшество Далай-ламу XIV?

Именно эта невероятная концентрация выдающихся землян — светил нейронауки, философии, владельцев высокотехнологичного бизнеса и мастеров тантрической медитации — превращает проект «Фундаментальное сознание» в совершенно уникальное мероприятие, чуть ли не готовую съемочную площадку для голливудского блокбастера о том, как лучшие умы планеты собрались вместе, чтобы спасти мир или на худой конец смоделировать его ближайшее будущее.

«У меня до сих пор в голове не укладывается, что о таких материях, как происхождение сознания, работа мозга, соотношение квантовой теории и буддийского тезиса о пустотности мы спорим не в конференц-зале пятизвездочного отеля, а в главном буддийском храме города, в какой-то сотне метров от резиденции его Святейшества! Вы можете представить нечто подобное в православной или католической церкви?!» — шепотом делится со мной один из приехавших на встречу профессоров МГУ. Шепотом — потому что в этот момент в храм заходит Тэнцзи́н Гьямцхо́, он же Далай-лама XIV.

Далай-лама XIV

Фото: Игорь Янчеглов

«Некорректное сравнение! — на прекрасном русском с улыбкой шепчет ему через мое плечо буддийский монах. — Буддизм — не религия, а наука об уме, так что Его Святейшество в первую очередь не монах, а ученый».

В справедливости этого утверждения в течение двух дней диалога имели возможность убедиться член-корреспондент РАН, ведущий российский нейроученый Константин Анохин, академик Святослав Медведев, научный руководитель Института общей генетики РАН академик Николай Янковский, профессор Института философии РАН Давид Дубровский, один из основателей Московского центра исследования сознания при философском факультете МГУ Дмитрий Волков, директор Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Павел Балабан, руководитель лаборатории эволюционной геномики Института общей генетики профессор Евгений Рогаев, глава лаборатории нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов биофака МГУ профессор Александр Каплан, а также еще пара десятков молодых российских ученых и предпринимателей.

Фото: Игорь Янчеглов

Всех этих людей объединяет любовь к современной науке, желание как можно больше знать о возможностях собственного сознания и, как бы сие ни пафосно звучало, стремление изменить себя и мир к лучшему. Ну, а в конкретном месте — штаб-квартире далай-ламы в Дхарамсале — их собрали неравнодушные энтузиасты из московского Центра тибетской культуры и информации, фонда «Сохраним Тибет», а также Московского центра исследования сознания при философском факультете МГУ и Института философии РАН.

Около года назад, после первого диалога российских и буддийских ученых в Дели, я имел честь беседовать с далай-ламой. Он сформулировал задачу таких встреч предельно ясно: «В основе всех проблем, создаваемых человеком, — беспокойный ум, гнев, жадность и другие мешающие эмоции конкретных людей. Современная наука должна помочь распространению светской этики, доказав: сострадательное мышление приводит к спокойствию ума и, как следствие, к общему оздоровлению человеческого организма. Если мы объединим усилия, мирная жизнь на планете может наступить уже в ближайшие 30 лет».

Далай-лама приветствует Константина Анохина

Фото: Игорь Янчеглов

Тогда, в августе 2017-го, у меня создалось ощущение, что наши ученые и буддисты говорят на разных языках. Для далай-ламы и буддийских ученых цель — уменьшение количества страданий в мире, а современная наука — лишь инструмент, способный эту цель приблизить, в то время как для ученых наука и есть цель. Если российские профессора и академики стремились убедить своих собеседников в том, что первичен мозг, и именно он производит сознание, то буддисты, убежденные в первичности сознания, предлагали не ломать копья в спорах, а вместе сделать это самое сознание спокойнее, добрее, человечнее и далее по списку. Вместе доходчиво распространять «простой тезис» о том, что любовь, доброта, гармония с собой и ближними — не столько красивые слова и моральные императивы, сколько жизненно необходимые моральные категории. А путь к осознанию этого лежит через работу над собой и изучение того самого ума, который не суть от мозга ли или сам по себе, но от которого точно — и горе, и гнев, и радость, и счастье.

Фото: Игорь Янчеглов

Уж не знаю, завербовал ли тогда Его Святейшество российских ученых, или в пространстве произошел какой-то катаклизм, но на сей раз я не обнаружил на конференции (ни в составе российской делегации, ни среди иностранных гостей) ни одного человека, который бы с этими утверждениями спорил. Точку зрения о том, что прогресс сам по себе, без этических и нравственных ориентиров никому не нужен, разделяли на встрече в Дхарамсале все, а потому главные дискуссии развернулись по другим вопросам.

Дмитрий Волков, сооснователь Московского центра исследования сознания и один из организаторов диалогов, интересовался у далай-ламы, пропишет ли он буддистам таблетку для сострадания, и ставил не самые комфортные для буддистов вопросы вроде перспектив развития искусственного интеллекта. Нейробиолог Константин Анохин пытался понять, на чем основано утверждение тибетской медицины о том, что человеческий зародыш в возрасте 25 недель способен помнить свои предыдущие жизни. Глава лаборатории нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов биофака МГУ Александр Каплан делился опытом совмещения медитативных техник и компьютерных технологий с целью лечения больных с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата. Отдельной приятностью для буддистов, смею утверждать, стало выступление профессора Давида Дубровского, в котором тот популярно объяснил, как современные исследования подтверждают многие тезисы книги далай-ламы «Вселенная в одном атоме». Впрочем, как не заметил только слепой, у Дубровского и Его Святейшества особые отношения сложились еще во время их первой встречи в прошлом году. Тогда, узнав о том, что 86-летний Дубровский успел повоевать на фронтах Второй мировой, 82-летний лидер тибетских буддистов предложил публике кланяться прежде всего не ему, далай-ламе, а Давиду Израильевичу и просить благословения именно у него.

Давид Дубровский и Далай-лама XIV

Фото: Игорь Янчеглов

Впрочем, самые провокационные вопросы участников и гостей конференции лично я услышал все же не в буддийском храме, а на мероприятиях вроде чаепития у бассейна в отеле.

— А вы принимали ЛСД? — поинтересовался в первый же день диалогов у монаха по имени Санал латвийский бизнесмен, евангелист криптовалют и совладелец десятка мегауспешных бизнесов Гатис Эглитис.

— Нет, — без тени сожаления или раздражения ответил Санал.

— А как же тогда вы изучаете возможности сознания? Ведь буддизм подразумевает непосредственный личный опыт!

— Мой непосредственный личный опыт говорит, что медитация позволяет достичь таких состояний сознания, по сравнению с которыми рассказы людей, употреблявших ЛСД, просто неинтересны. Кстати, вы пробовали всерьез медитировать?

Лучше многих, на мой взгляд, о практической пользе диалогов российских и буддийских ученых высказался уже упоминавшийся тут предприниматель и философ Дмитрий Волков:

«Диалог ученых и буддистов позволяет еще раз проверить фундаментальные научные установки: о физической природе сознания и памяти, о надежности объективных методов исследования. Готовность российских нейрофизиологов исследовать достоверность буддийских убеждений, в частности, о перерождениях и возможности помнить прошлые жизни, говорит об открытости науки к новым фактам и даже смене парадигм. Вряд ли эти гипотезы подтвердятся, но само отношение мне кажется очень важным».

Наивно было бы утверждать, что после двух встреч российских ученых с буддийскими монахами в отечественной, а тем паче мировой науке случится парадигмальный сдвиг. Однако то, что сознание светил нашей нейронауки и философии, а вслед за ним и сознание их молодых учеников уже никогда не будет прежним, — факт. Как и факт, что, например, лично в моем сознании навсегда останутся слова, написанные на каменной стене одного из домов у дороги в резиденцию далай-ламы:

«Мы все ищем счастья и хотим избежать страданий. Осознание единства способно принести счастье всем. Давайте развивать это чувство».

14 комментариев
Сергей Кравчук

Сергей Кравчук

Насчет беспокойного ума я бы поспорил. Он не только источник всех проблем, но и является двигателем человеческого прогресса. При этом конфликты являются двигателем человеческой цивилизации - см. статью "Триумф европейской цивилизации". И наоборот, спокойный ум, полная тишь и благодать ведут к лености ума,  бесконечному и бесплодному созерцанию, застою и тому, к чему и пришел Тибет - счастливой, но технологически отсталой и очень бедной жизни.

Сергей Любимов

Сергей Любимов

Сергей КравчукВы вложили свое понимание в этот аспект ума, и сами же с ним спорите. И даже близки к победе в этом споре, не хватает только осознания, что это ваши возражения самому себе.
Сергей Кравчук

Сергей Кравчук

Сергей ЛюбимовВы невнимательно прочитали текст. Это учение далай-ламы "В основе всех проблем, создаваемых человеком, — беспокойный ум, гнев, жадность и другие мешающие эмоции конкретных людей" 
Поэтому я возражаю ему, а не себе.
 
Сергей Любимов

Сергей Любимов

Как раз в прошлом августе, когда я был в Дхарамсале день-в день Далай-Лама уехал на первую конференцию в Дели. Жаль, что тогда она проходила там.

Сергей Любимов

Сергей Любимов

Сергей КравчукНет учения Далай-Ламы. Есть буддизм с разными течениями, а Далай-Лама в первую очередь представляет махаянский буддизм, в более узком значении - школу Гелуг, и его высказывания основаны помимо  сутр  на осмыслении работ классиков для этой школы - Нагарджуны  и Ламы Чже Цонкапы. Философия буддизма штука тонкая, и даже неесколько фраз вырванных из общего контекста не дают приемлемого понимания об их содержании. Да и цитат в статье никаких не было.
Сергей Кравчук

Сергей Кравчук

Сергей ЛюбимовДалай-лама в этой своей фразе довольно точно отобразил суть буддизма, которая состоит в том, что есть неудовлетворенность, а буддизм дает возможность освободится от этой неудовлетворенности, чтобы достичь нирваны. Поэтому я Вам еще раз повторяю, что я критикую этот постулат Далай-ламы и буддизма. 
Неудовлетворенность (в изложении Ламы - беспокойный ум) является не проблемой, а источником человеческого прогресса. При освобождении от неудовлетворенности (достижении нирваны) прогресс человеческой цивилизации остановится. Все будут в полной нирване и бедности, а если проще и по русски - в полной жопе, как сейчас в Тибете.
Сергей Любимов

Сергей Любимов

Сергей КравчукА я вам еще раз мягко намекаю на то, что вы  имеете (судя по вашим словам, конечно) крайне отдаленное представление о буддизме, и как бы странно на основании собственных фантазий делать какие-то выводы о реальном предмете. Особенно порадовали представления об освобождении и о нирване ) Никоим образом не хотел бы вас задеть, просто дискуссия традиционно проходит куда интересней и нередко доброжетательней, когда ни один из участникоа не имеет никакого представления о предмете, или все они одинаково плохо, причем с одной и той же стороны, в предмете разбираются.
   Ну и добавлю один лишь пример - Стив Джоббс, который айфон, был буддистом. Что не помешало ему опровергнуть ваш тезис.
 
Сергей Кравчук

Сергей Кравчук

Исходя из ваших тезисов, вы не имеете никаких представлений о буддизме, если приводите пример айфона Джобса. Или скорее то же самое эфемерное представление о высшем разуме, модное в последнее время на Снобе. Если нет понятия о предмете разговора, или вы не можете его описать словами, то и построить разговор конечно же не удастся. 

Буддизм - это дукха и нирвана. И нечего особо мистического тут нет, как и в других религиях и мировоззрениях. Причем, по тексту европеец намекнул, что избавится от дукхи можно с помощью колес. А буддийский монах сказал, что он знает, как можно и без колес догнаться бесплатным способом - медитацией.

Сергей Любимов

Сергей Любимов

Сергей КравчукНу да, буддизм это дукха и нирвана, Толстой- это война и мир, а автомобиль - это колеса и кузов. Интересно, можно ли догнаться колесами от автомобиля, либо дешевле достигнуть самадхи через медитацию и ходить без всякой дукхи и духов в нирване ? Стив Джоббс наверное знает.
Сергей Кравчук

Сергей Кравчук

Конечно же сейчас в среде узкой прослойки русской и американской интеллигенции моден буддизм. Он экзотичен, мистичен, имеет ореол таинственности, можно на себя напускать важности, говоря о том, что ты еще чего то не знаешь, не прошел все стадии соверенствования и это целая большая "наука просветления". Но в принципе это такая же ограниченная определенными установками религия, как и остальные. Все верующие люди хотят попасть в рай, или,как в этом случае - в нирвану. А буддийский монахи говорят, что могут тебя научить, как это сделать еще при жизни, ничем не отличаясь от наркоторговцев, в отличие от христианских монахов, которые обещают рай только после смерти. Но после достижения определенной стадии "просветления" в буддизме  и "кайфа" в наркомании, отсутствие "беспокойства ума" приводит к полному застою и упадку. Я это уже четвертый раз повторяю, а вы не понимаете. Примеров множество, начиная от фильма "Отроки во вселенной", который вы видели в детстве, где показано, как роботы "сделали людей счастливыми" и кончая наркоманами и счастливыми непальцами.

Эти буддисты, индуисты и другие кришнаиты приходят ко мне каждый день на занятия, поэтому мне есть с чем сравнивать. больше всего раздражает, что они настолько вонючие, что приходится постоянно долго проветривать кабинет после них, т.к. они мажутся всякими мазями и постоянно жгут у себя дома ароматические палочки. И меня пугает, что я уже начинаю привыкать к этому запаху, и отчасти он уже начинает нравиться. Но в религиозном плане, надеюсь, что сохраню устойчивость ко всяким религиозным дурманам и опиумам, хотя бы до времени, пока не начнется старческий маразм, тогда уже можно будет разрешить себе подумать о душе, рае и нирване.

Сергей Любимов

Сергей Любимов

Сергей КравчукТогда понятно. Регулярный контакт с вонючими "буддистами" и прочими кришнаитами может вызвать и такое отношение, включая иллюзию понимания Дхармы, возможно близкую к представлениям этих "буддистов". Так же можно освоить и основы христианства, пообщавшись с знакомыми православными или почитав-посмотрев выступления разных попиков.
   Правда с раем в буддизме проблема - поскольку нет бессмертной души, то если кто-то и попадет в рай, то не очень понятно кто ) Да и рая тоже нет.По канонам нирвана - это в первую очередь прекращение цепи перерождений в колесе  сансары. Это также состояние Будды в паринирване, о котором, до ухода в нее, он отказался что-то конкретное говорить - мол это для вас не важно и слишком сложно. Ну и наконец это та же сансара, и отношение между нирваной и сансарой примерно такие же, как между ноуменом и феноменом у Канта. Так что все мы ходим в нирване, но видим лишь нашу житейскую сансару ) И завершение цепи перерождений буддизм обещает только через огромное число перерождений, а у ж никак не в этой жизни, если только вы уже не родились практически буддой. Но это все детали. А суть в том, что в буддизме есть и учения и и подходы, позволяющие при их глубоком осознании и практике избавиться от многих омрачений и сделать лучше и собственную жизнь и жизнь окружающих. Разумеется это не единственный путь, но наиболее с моей точки зрения проработанный в деталях за тысячелетия истории. Так что есть там и чему поучиться, и есть возможность взаимополезного контакта покрайней мере с когнитивными науками.
  
Anna Bistroff

Anna Bistroff

Серёжа, поддерживаю тебя - и не только ментально, но прям физически: я сейчас в Индии, пошла третья неделя панчакармы. И, как было подмечено нами обоими, мы с тобой одними тропами хаживали (только в разное время): Дели, Манали, Маникаран, Варанаси... Читаю твои комментарии и будто слышу голос своего духовного наставника Лалибабы, одного из виднейших гуру из касты агхори (из Бенареса). Я не шибко продвинутая буддистка... да и не буддистка - так, интересуюсь (но очень!): прав был тот монах насчет медитации... Вот так вот посидишь часов несколько на гхате - у погребального костра... понаблюдаешь, как вытекает кипящий мозг из лопнувшего черепа - тогда на себе прочувствуешь, как такое созерцание смерти меняет отношение к жизни. Мы-то с тобой вряд ли достигнем мокши:)... хотя, чем Бог не шутит (вернее, Будда). 

Кстати, в течение трех часов не удавалось отправить комментарий... скопировала в ворде, только щас отправила. Фигня фигнёй - сплошная сансара)))

Сергей Любимов

Сергей Любимов

Anna BistroffАня, у тебя на гхате практически буддистская практика чод получается )
Anna Bistroff

Anna Bistroff

Сергей ЛюбимовДа?.. О, спасибо! Хоть знать буду, чем занималась:)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Войти Зарегистрироваться

Новости наших партнеров