Иностранный агент XVIII века. Как русский дворянин стал иезуитом и что ему за это было

Редакционный материал

По просьбе «Сноба» историк Станислав Кувалдин вспоминает самых известных российских перебежчиков в западные страны. Во втором выпуске речь пойдет о католическом монахе XVIII века Алексее Ладыженском, пойманном за границей и наказанном за переход из православия. Первый выпуск читайте здесь

18 мая 2018 12:43

Забрать себе

Фреска «Игнатий Лойола получает папский указ»

Фото: Michal Manas/Wikimedia Commons

Отношения России с католическим миром всегда содержали в себе элемент искушения «латинской прелестью» и предполагали суровое преследование за открытую уступку соблазну. Проникновение и укоренение на русской почве образцов западной мысли и культуры и другие сложные взаимосвязи государственных и культурных организмов иногда отражались и в личных судьбах. Кто-то неизбежно делал открытый выбор, а не пытался «брать все лучшее» или «осуществлять синтез». Но отказ от православия в России фактически приводил человека к тому, что он или мог понести суровое наказание, или покинуть страну. Русскому дворянину Алексею Ладыженскому в начале XVIII века удалось испытать на себе оба этих варианта. Он стал первым иезуитом из России — и Россия ему этого не простила.

Иезуиты в православном царстве

В XVII и XVIII православность государства и государя считалась наиболее ревностно охраняемой ценностью, а отпадение от веры отцов — тяжелейшим преступлением, и оно было выбором единиц, понимавших все возможные последствия такого шага. Известна, например, судьба дьякона Петра Артемьева, учившегося в Славяно-греко-латинской академии у братьев Лихудов и отправившегося в 1688 году в составе посольства в Венецию. Там с Артемьевым произошел духовный переворот. Вернувшись в Москву и получив место дьякона в Петропавловской церкви, он начал включать в службу элементы латинского обряда и излагать западные доматы.

Священник Петропавловской церкви доносил патриарху Адриану об Артемьеве: «После Евангелия он читал поучение, похвалял в вере поляки, лях, литву, прочитал молитву Отче Наш на амвоне по-римски, приклякнув на колена, и иные некие молитвы прилагая римская. Носит он на себе вместо животворящего креста мошонку, а в ней образок латынина Антония Падвиянина, еретика суща. Глаголет исхождение Духа Св. от Отца и Сына».

Обеспокоенный патриарх попытался пригласить для разговора с Петром его отца — суздальского священника. Однако молодой дьякон отвергал родительские поучения и писал отцу пылкие письма в защиту западной веры. В итоге Артемьева отправили в ссылку на север, где он умер в 1700 году в Соловецком монастыре, так и не отказавшись от своего выбора.

Одно из обвинений в адрес Артемьева было связано с его контактами с находившимися в Москве иезуитами. К XVI веку орден — католическое общество Иисуса — действовал уже во многих землях Старого и Нового света и не оставлял попыток заронить семена католической веры в России.

К началу петровских преобразований, менявших отношение к Европе и контактам с Западом, иезуитам в начале XVIII века удалось приобрести в Москве дом для постоянного присутствия, а также фактически на правах самостроя построить католическую церковь. Поскольку иезуиты в Москве находились под покровительством императора Священной Римской империи, то из дипломатических соображений на строительство решили закрыть глаза. В 1707 году иезуиты открыли в Москве свою школу, куда начали принимать мальчиков из благородных семей (это была уже вторая попытка, в конце XVII века открытие школы для русских закончилось кратковременным изгнанием ордена из России).

Московский ученик

Антинио Переда. «Антоний Падуанский с маленьким Христом»

В числе 50 учащихся этой школы был и Алексей Ладыженский — выходец из среднего, но достаточно старого и владетельного дворянского рода (среди прочего, Ладыженским принадлежало подмосковное село Коньково). Школы иезуитов изначально были как образовательными заведениями, так и местом для миссии, где обучающееся юношество пытались заинтересовать католицизмом. Алексей Ладыженский — единственный среди московских учеников — оказался открыт к новой для русских вере. По-видимому, еще в школе он сделал выбор в пользу католицизма. Когда в 1719 году иезуиты вновь были изгнаны из России (к тому времени Петр поссорился с императором Карлом VI, укрывшим царевича Алексея, и не считал нужным оставлять в России представителей ордена), то в переписке между братьями ордена было обнаружено упоминание о «превращении овцы погибшей», которое, по мнению, российских следователей, относилось к Ладыженскому.

То, что один обращенный стал предметом особой переписки, показывает уникальность самого случая. К сожалению, более подробно узнать о мотивах, сподвигших юношу к перемене веры, невозможно. Но о твердости намерения можно судить по предпринятым Алексеем решительным шагам.

В 1710 году Ладыженский, как это было заведено в петровскую эпоху, был отправлен за границу для обучения наукам. Однако, покинув Россию, юноша решил сам определить свою судьбу. Он задержался в Варшаве, где, видимо, сбежал из-под опеки представителей российских властей и высказал намерение присоединиться к ордену иезуитов, приняв монашеский сан. Далее в 1718 году он прибывает в Рим и поступает в иезуитский коллегиум, где проходит многолетний курс обучения. В 1728 году он становится профессором нравственного богословия в академии иезуитов в Вильне. В 1718 году, когда он предположительно вступает в орден, Ладыженский отказывается от большей части своего российского наследства, договариваясь с братьями о разделе имущества.

Империя находит своих беглецов

Индивидуальная траектория встраивания в западный мир сильно отличалась от предписываемого Петром коллективного усвоения технологий и культурных норм для последующего прикладного применения в домашнем государственном строительстве. Сложно сказать, имел ли орден планы использовать своего нового русского брата в прозелитической деятельности, связанной с Россией, однако в течение нескольких лет его жизнь была связана, прежде всего, с восточными землями Речи Посполитой. В 1735 году он уже заведовал в Вильне делами терциариев — особых объединений мирян вокруг католических монашеских орденов, которые в те годы довольно часто курировали иезуиты. Какое поручение он мог бы получить в дальнейшем и было бы оно хоть как-то связано с Россией — предмет для пустых спекуляций, поскольку вскоре судьба его оказалась прочно связана с Российской империей без всякого намерения со стороны иезуитов. Родина сама пришла в Вильну и заявила права на своего сына.

С 1733 года Россия участвовала в войне за польское наследство, поддерживая одного из претендентов на престол в Варшаве — Фридриха Августа. В 1735 командующий русским корпусом в Речи Посполитой генерал Ласси, узнав, что в Вильне находится бывший российский подданный, обратившийся в католичество, попросту приказал его арестовать и доставить в Петербург.

Речь Посполитая к тому времени представляла собой бессильное государство, во всем зависевшее от своих могучих соседей. Громкие протесты представителей гражданских и духовных властей страны против ареста иезуита (к тому времени Алексей принял монашеское имя Алоизий) не возымели никакого действия. С русской точки зрения он был беглец и вероотступник, и русская власть не собиралась прислушиваться к каким-то полякам, которым только что успешно посадила на престол устраивающего ее короля.

Луи Каравак. «Портрет императрицы Анны Иоанновны»

Иллюстрация: Wikipedia Commons

В это время правительницей России была Анна Иоанновна, которая отказалась от некоторых достаточно либеральных постановлений времен Петра в вопросах вероотступничества. При действующем безусловном запрете менять православную веру Петр предполагал прежде всего применять к отступникам разного рода увещания и лишь в особых случаях прибегать к другим мерам воздействия, которые индивидуально определялись самодержцем. При Анне Иоанновне наказывать за выход из православия стали сурово. И случай Ладыженского, по-видимому, был избран для образцового применения всех санкций. После доставки арестованного в Петербург он был отправлен лично к фактическому главе Синода того времени Феофану Прокоповичу для неких «надлежащих увещеваний». Прокопович был властным и жестоким иерархом. В свое время он перешел в православие из униатства — он также обучался в Риме и обратил на себя внимание курии, но оставил Европу ради России и стал преданным слугой Петра I. В чем-то жизненный путь Прокоповича был противоположностью выбора, сделанного Ладыженским. Выбор означал и приобретение могучей земной власти ценой постановки Церкви на службу империи.

Сложно сказать, насколько убедительным мог быть Прокопович в увещевании (он был крайне начитан, но не меньше, чем в богословских спорах, был опытен в ведении допросов и пыток), однако из его дома Ладыженский отправляется в синодальную тюрьму, а позже — в Петропавловскую крепость. Арестанту было запрещено писать и иметь какие-либо контакты с внешним миром. Отдельно Ладыженскому было позволено молиться в Петропавловском соборе, но только под крепким караулом и вдали от остальных молящихся, однако иезуит решил не пользоваться правом похода под конвоем в православную церковь. На всех допросах он решительно отстаивал истинность католической веры и отказывался от покаяния, которое могло смягчить его участь.

В итоге участь его была решена по высочайшему указу Анны Иоанновны: Ладыженскому было предписано «учинить… в Синоде публичное нещадное наказание шелепами» — то есть выпороть кнутами — и тотчас по наказании, не давая ни с кем разговаривать, под крепчайшим караулом отправить в Сибирь и отдать в солдаты. В 1737 году Ладыженский был записан рядовым в Енисейский полк Тобольского гарнизона.

Возвращение в веру

Что произошло с Ладыженским дальше, также, видимо, требует определенных оценок. Отслужив пять лет рядовым в Енисейском полку, он подал прошение о желании вернуться в православную веру. Прошение было направлено на имя тобольского архиепископа Арсения Мацеевича — выходца из Волыни из семьи православной польской шляхты, находившегося во враждебных отношениях с Прокоповичем. Рядовой Ладыженский должен был находиться под опекой архиепископа как отступник от православной веры, между ними действительно велись беседы. По-видимому, отправленному в Сибирь образованному православному иерарху было о чем поговорить с рядовым енисейского полка, получившим богословское образование в Риме. Возможно, Арсений оказался в чем-то убедительным, возможно, разговор двух умных людей на краю света в Сибири после тяжелой службы вообще меняет мировоззрение по многим вопросам (как это не раз показывала история России нового и новейшего времени).

Так или иначе, прошение было удовлетворено, Алексея освободили от солдатской службы и направили в Нижний Новгород (сам Арсений Мацеевич через много лет резко выступит против политики Екатерины по отъему земельных владений церквей и монастырей, за что будет лишен сана, отправлен монахом в северные монастыри, а затем заключен в Ревельскую крепость).

Святой архиепископ Арсений Мацеевич

Иллюстрация: Wikimedia Commons

Позже Ладыженский долго жил в Нижнем Новгороде, просил, чтобы его освободили от предписания по переходу в православное монашество (возможно, это была последняя линия защиты старых убеждений), но в итоге все же вынужден был принять новый постриг и умер в нижегородском Покровском монастыре, предположительно, в 1756 году.

Формально злоключения Ладыженского можно считать постепенным отказом от  опасных увлечений молодости, принятием своей дороги и примирением с родиной, которую он так беспечно покинул. Однако каждый шаг и деталь такого «примирения» оставляет ощущение тоски.

Меньше чем через 20 лет после его смерти, в 1773 году, папа Климент XIV упразднил орден иезуитов во всем мире. Единственным местом на планете, где не действовал папский указ, оказалась Россия: царствующая императрица Екатерина II запретила его публикацию в империи. В том же году в России впервые была создана католическая епископская кафедра — после раздела Речи Посполитой в России стало жить около 4 миллионов подданных-католиков, и насильно присоединять их к православию власть не решилась.

Кафедру отдали поляку — заметных русских католиков в империи не было.

0 комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Войти Зарегистрироваться

Новости наших партнеров