Фото из личного архива
Фото из личного архива

Все-таки главное в балете — это устойчивость. Как принято говорить, «стальной носок». Чтобы ни вправо, ни влево, а точно посередине, не сдвигаясь ни на миллиметр. С ослепительной улыбкой, будто нет занятия легче и проще, чем крутить 32 фуэте под нарастающие аплодисменты и радостный гул зала. Когда-то именно это считалось вершиной балетной техники, доступной только счастливым избранницам, примам-assoluta. Сегодня виртуозность в балете достигла космических высот и сверхзвуковых скоростей. Кого удивишь ловко скрученным старинным фуэте?

Тем не менее всех, кто собирается на гала-вечер, а потом еще и на концерт по случаю очередного присуждения главного балетного приза «Бенуа де ла Данс», ждет обширная программа, освященная именем великого русского хореографа Мариуса Петипа. Его молодой портрет с усами красуется и на афише, и на обложке буклета, задавая четкие ориентиры и прямо отвечая на вопрос, кто тут главный лауреат 2018 года?

Конечно, он, стопроцентный француз Мариус Петипа, обретший в России не только вторую родину, но обрусевший настолько, что стал называться не иначе как Мариусом Ивановичем. Его двухсотлетний юбилей — нечто большее, чем просто очередная круглая дата, но мировой праздник русской балетной школы. И одновременно самый наглядный и убедительный пример, как европейская традиция настолько укоренилась в русской почве, что стала считаться исключительно национальным достоянием. Впрочем, одними парадными grand-pas «Бенуа де ла Данс» решил не ограничиваться, а рискнул предложить современным хореографам из разных стран пофантазировать на темы балетов Петипа. Тем более что в послужном списке маэстро значатся не менее 50 самых разных названий, а в постоянном ходу сегодняшнего репертуара — не больше пяти-шести. Так что будет где развернуться.

Накануне церемонии в Большом театре мы встретились с креативным директором «Бенуа де ла Данс» Ниной Кудрявцевой-Лури, чтобы поговорить о наследии великого хореографа и о его сегодняшних интерпретациях.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Ɔ. Балеты Петипа — это музей или живая, меняющаяся реальность?

Думаю, что нет, не музей. Прежде всего, потому что мы не знаем, как эти балеты при Петипа танцевали.

Ɔ. Как же так? Ведь есть архивные записи, балетные реконструкции, которые делал покойный Сергей Вихарев в Мариинском театре — «Спящая красавица», «Коппелия». Разве это не настоящий Петипа?

Я ценю усилия Вихарева, но не очень-то верю в возможность реконструкций. Помню, когда еще сама танцевала в Большом театре, мы приходили после летнего отпуска на репетиции «Спящей» и долго спорили, с какой ноги начать? С правой или с левой? И на какой счет? Канонических записей не существует. Балет передается из ног в ноги. И что там от Петипа, а что от более поздних версий, докопаться невероятно сложно. Конечно, его ансамбли и вариации во многом сохранились. Остался стиль, который идет только большим труппам. Потому что, если пытаться исполнять его балеты малыми силами, получается довольно жалкое зрелище. Не боюсь показаться слишком меркантильной, но материальные обстоятельства для карьеры Петипа имели решающее значение. Такую огромную труппу, роскошные декорации, многоактные постановки мог позволить себе только императорский русский театр. Ни в одной другой столице мира, кроме Петербурга, это было бы невозможно. Место и сцена диктуют условия, а финансы — тем более.

Фото: Instagram/Rodkin90
Фото: Instagram/Rodkin90

Ɔ. В программе «Бенуа де ла Данс» заявлено четыре мировых премьеры на тему балетов Петипа. Расскажите, что это будет?

Миниатюра «Дорогой и единственный» (DearOne)на музыку Глазунова для балета «Шалости Амура». Хореограф Ксения Зверева предлагает свою версию дуэта из «Лебединого озера». Англичанка Дрю Джакоби ставит для себя вариации на тему шести фей из пролога к «Спящей красавице» и будет изображать по очереди разные характеры под музыку Чайковского. Нас еще ждет сцена из «Фауста». Мало кто знает, но у Петипа был такой балет. Будет и «Кармен» в постановке Виктора Ульяте. Петипа сочинил свой балет по новелле Проспера Мериме, когда еще служил балетмейстером в Мадриде. Символично, что именно там у него произошел скандал на почве ревности: Петипа соблазнил жену дипломата и был вызван ревнивым мужем на дуэль. Рисковать жизнью нашему французу не захотелось, потому он и сбежал в далекую Россию, куда бы до него никто не добрался. Ну а дальше все более или менее известно: Петербург, Мариинский театр и балеты, ставшие русской классикой.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Ɔ. «Бенуа да ла Данс» всегда старался открывать новые имена. Нынешние лауреаты подбирались тоже исходя из их заслуг перед юбиляром или по каким-то иным критериям?

Нет, тут Петипа совсем ни при чем, хотя многие из наших лауреатов блестяще танцевали в его балетах. Как, например, выдающаяся французская балерина Сильви Гиллем. Не говоря уже об одной из лучших танцовщиц в истории Мариинского-Кировского театра Наталье Макаровой — главном лауреате этого года. К сожалению, обе дамы не смогут присутствовать на нашем торжестве. Наталья — по семейным обстоятельствам, а Сильви накануне приезда в Москву сразил тяжеленный грипп.

Ɔ. Сильви Гиллем и Наталья Макарова — это уже легенды. А вы могли бы сказать, кто из сегодняшних действующих балерин идеально подходит для балетов Петипа?

Светлана Захарова. Она безупречна. Конечно, всегда интересна Наталия Осипова. И я очень жду ее выступления в дуэте из «Щелкунчика», который она разучила специально для нашего гала-концерта. Но по особенностям своего дарования, мне кажется, она не балерина Петипа.

Фото: Deborah Colker Company
Фото: Deborah Colker Company

Ɔ. Как известно, балет технически сильно усложнился за последнее время. Еще больше трюков, туров, шпагатов, но, как часто сетуют профессионалы старой школы, из танца уходит поэзия, какая-то одухотворенность, смысл. Что вы об этом думаете?

Уходит стиль. Вот что печально. Нивелируется мужское и женское начало. Балет становится все чаще каким-то бесполым унисекс или чересчур механистичным. Это уже некая мировая мода. Ее нельзя игнорировать, но в то же время хотелось бы что-то ей противопоставить, предложить свое. Из имен современных хореографов, меняющих наши представления о танце, я бы назвала шведа Александра Экмана. У него совершенно необузданная фантазия, но при этом еще и хорошая классическая школа. Это всегда неожиданный и парадоксальный англичанин Уэйн Макгрегор. Из наших я бы назвала в первую очередь Алексея Ратманского. Чистый неоклассик, замечательно изобретательный и находчивый в самых разных направлениях и танцевальных стилях. Между прочем, и Макгрегор, и Ратманский — лауреаты «Бенуа». А Экман номинируется в третий раз. Возможно, ему уготована судьба Мартина Скорсезе, который, как известно, только с восьмой попытки удостоился своего долгожданного «Оскара». В балете надо жить долго.

Фото: Benois de la Danse
Фото: Benois de la Danse

Ɔ. Русская балетная школа долгие годы считалась доминирующей во всем мире. Как вам кажется, каковы сегодня ее позиции в мире?

Мне кажется, ее позиции еще больше укрепились. Сейчас трудно найти классическую балетную труппу, где бы не было педагогов из России, или хореографа, или ведущих танцовщиков. Все это стало возможно, потому что у балета нет границ, а главное, нет языкового барьера.Ɔ.

XXVI Международный балетный фестиваль «Бенуа де ла Данс» пройдет 5 и 6 июня на Исторической сцене Большого театра России, при поддержке Министерства культуры РФ