Фото: Тимофеенко Екатерина/ВТБ
Фото: Тимофеенко Екатерина/ВТБ

Ɔ. Почему ВТБ принимает участие в организации турнира по гольфу? Это вопрос престижа?

Гольф — популярный вид спорта среди наших клиентов, хотя надо заметить, что многие из регулярно посещающих гольф-клубы вообще не играют. Они приходят на матчи, чтобы пообщаться, познакомиться. Кстати, говорят, что каждую десятую большую сделку в мире заключают на гольф-поле.

Гольф сочетает в себе физическую и эмоциональную эффективность, потому что он требует концентрации, умения правильно оценивать ситуацию и логически мыслить. По-моему, кто-то даже писал, что помимо удовольствия гольф дает возможность сконцентрироваться на саморазвитии и поиске новых возможностей.

Ɔ. Это свежий воздух так влияет?

Да, пожалуй, все вместе: и свежий воздух, и социальные связи в неформальной обстановке, и соперничество, и физическая нагрузка.

Ɔ. По поводу физической нагрузки — это же по большей части просто прогулка?

Напрасно вы иронизируете. Во время четырехчасового раунда сжигается больше полутора тысяч калорий. То есть это равносильно пробежке или велотренировке.

Ɔ. Четыре часа? Это так долго.

Да, поэтому сейчас самый титулованный гольфист мира Тайгер Вудс стал активно популяризировать гольф среди молодежи, делая игру более быстрой и интересной. Пару лет назад он стал открывать зоны под названием Playgrounds — поле с 10 лунками длиной до ста метров с подсветкой и музыкой на площадке.

Ɔ. А сколько лунок на обычном поле?

Стандартное поле для игры в гольф на 18 лунок занимает от 70 до 100 гектаров — это больше 10 футбольных полей. Стоимость его проектирования и содержания начинается от нескольких миллионов долларов.

Ɔ. Правила сложные?

Напротив, все очень просто. Нужно загнать клюшкой мячик в лунку минимальным количеством ударов. Сложность только в том, что диаметр лунки всего 108 мм. А расстояние от точки первого удара до этой лунки — больше 150 метров. И на пути вашего мячика встречаются различные препятствия и преграды.

По поводу сложности, есть известная фраза Уинстона Черчилля, что гольф — это игра, которая заключается в том, чтобы попасть очень маленьким шариком в еще меньшее отверстие с помощью орудия, наименее подходящего для этой цели.

Ɔ. А вы попадали в лунку с первого удара?

Нет, что вы! Не то что я, даже среди профессионалов это большая редкость. Часто, чтобы привлечь внимание, на соревнованиях по гольфу попадание с первого раза отмечается специальным призом, иногда даже гораздо более ценным, чем за победу во всем турнире. Есть даже такой анекдот. На гольф-турнире рядом с лункой стоит дорогая спортивная машина — приз за hole-in-one (попадание с первого удара). Гольфист бьет и попадает прямо по капоту. На что стоящий рядом арбитр вежливо замечает: «Извините, сэр, видимо, вы не совсем поняли. Вы должны попасть в лунку, а не в машину».

Ɔ. И все-таки, несмотря на сложности попадания в маленькую лунку неподходящим для этого орудием, индустрия гольфа развивается.

Да, конечно. С точки зрения спортивного бизнеса это, по-моему, вообще второй после футбола спорт в части рекламодателей. Отсюда и многомиллионные заработки топовых гольфистов. Плюс рынок экипировки: в мире каждый год на клюшки, мячи, сумки, обувь для гольфа тратится более 10 млрд долларов.

Ɔ. Также игроку требуется большое количество клюшек.

Ну, как сказать. Желающему попробовать достаточно одной. Ее можно и арендовать. А профессионалы, конечно, приобретают под себя. И стандартные наборы, как правило, включают в себя 14 клюшек, разной длины и применения в разных игровых ситуациях.

Ɔ. И сколько стоит одна клюшка?

Очень по-разному. Где-то от 300 долларов. Есть и очень дорогие.

Есть такой анекдот. Один человек жалуется друзьям:

— Жена сказала, что бросит меня, если я не перестану играть в гольф...

— Да ты что? Ну и что собираешься теперь делать?

— Буду очень скучать по ней...

Ɔ. Где гольф наиболее популярен сегодня? В США?

Безусловно, лидером была и остается Америка, где более 15 тысяч полей и 25 млн игроков. За ней идет Япония с 10 млн игроков.

Ɔ. А Россия?

Точно не вспомню, по-моему, где-то в двадцатке по общему количеству... не скажу игроков, скорее интересующихся. В соотношении к общему населению — процент совсем небольшой. Но, думаю, ситуация будет меняться как за счет популяризации, так и за счет строительства новых гольф-полей. Рынки России, Китая и Индии входят в тройку самых перспективных для этого.

Ɔ. Несмотря на климатические условия?

Гольф достаточно популярен и в Канаде, и в Ирландии. Даже помню, мы играли в горах Швейцарии в снежный гольф. Но это, конечно, больше развлечение, чем спорт.

Ɔ. А сам бизнес насколько рентабелен? Какими должны быть взносы, чтобы окупить, как вы говорили, многомиллионные вложения в проектирование и содержание поля?

Взносы сильно варьируются в зависимости от клуба, расположения поля и страны. Скажем, в США есть клубы со взносами от 50 тысяч долларов, есть и намного более дорогие. Например, в Trump National Golf Club — клубе класса люкс Дональда Трампа в штате Нью-Йорк — нужно заплатить 350 тысяч долларов вступительного взноса и потом по 20 тысяч долларов ежегодных взносов. В Сингапуре и Японии есть клубы со взносами 1 млн долларов. Но не нужно забывать, что взносы — это не единственный способ возврата инвестиций. Как правило, поля для гольфа являются частью более масштабных девелоперских проектов. Жилье, которое примыкает к полю, продается по более высоким ценам. Плюс очень часто рядом строятся гостиницы и апартаменты.

Ɔ. То есть можно сказать, что гольф — это еще и инвестиции?

Сказать можно, но к любым инвестициям нужно подходить очень внимательно. Для этого и существует Private Banking и такие люди, как мы, чтобы рекомендовать ту или иную инвестицию или банковский продукт, которые наиболее адекватно отвечают потребностям клиента.Ɔ.