Фото из личного архива
Фото из личного архива

Я занимаюсь формулировками смыслов и формированием образов для брендов. Когда благотворительность в России стала мейнстримом, у фондов помощи возникла потребность в подобных услугах. Все спасают, все собирают, все помогают. Как убедить человека в том, что именно эту проблему он должен разделить, пережить и в конечном счете сделать пожертвование? 

Главный вопрос социальной коммуникации — как фондам собирать деньги без принуждения к добру? С принуждением очень просто, но такой «добрый поступок» под давлением не имеет ценности.

Много лет назад мы сделали видео для фонда «Линия жизни». Это был один из первых подобных роликов в России, и он сработал. С него все и началось.

Сейчас в России умеют делать отличную социальную рекламу. Кампания для фонда «Дети-Бабочки» с беспроводной оплатой — очень крутая. Это пока лучшая демонстрация того, как с помощью технологий, метафоры и интерактивного действия можно рассказать о специфике фонда и о способе помощи. Испытываю зависть и уважение к коллегам.

Вообще, конечно, социальная реклама в России развивается благодаря международным рекламным фестивалям. Да, многие кейсы можно назвать фейковыми. Многие агентства в таких конкурсах интересуют награды — титулованность приносит больше клиентов, позволяет увеличить ценник. Поэтому сначала креативщики придумывают идею для потенциально выигрышного соцпроекта, и только потом ищут подходящий под нее фонд. Но такой фейк — во благо. Даже если в действительности проблема высосана из пальца, все равно создается еще один повод для опыта неравнодушия. Потому что именно фестивали заставляют агентства искать сильные инсайты.

Два года назад мы с коллегами договорились: на каждый коммерческий проект у нас должен быть благотворительный. Признаться, второго у нас сейчас больше. Мы работаем с фондом помощи хосписам «Вера» и детским хосписом «Дом с маяком». И это лучшее, что с нами случалось. И еще непонятно, кто кому помогает.

Хоспис — это благодарность вместо чувства вины. Это про дом, в котором человек проводит последние дни жизни, чтобы не было страшно. Заменить на «достоинство» все коннотации понятия «смерти» для живущих в России — сложная задача. Мы пытаемся менять ассоциативный ряд, и это все очень похоже на «сурковскую пропаганду», только про добро.

Раньше я задавался вопросом: если Бог дал тебе способность что-то придумывать, то неужели это для рекламы пива? Но пиво приносит доход, а значит, дает возможность работать pro bono и помогать благотворительным фондам.

Самое честное социальное сообщение: «Хватит плакать, давай помогай!» Потому что когда, например, речь идет о неизлечимо больных детях, все сразу начинают рыдать вместо того, чтобы что-то делать, и получается такой слезный лайк без поступка. Но говорить об этом рискованно — у нас же все такие ранимые. Любым словом можно задеть чувства верующих в собственную сентиментальность.

Наверное, все, что я делаю — про меня. Ведь может же у меня быть ребенок с пороком сердца? Может. Может быть сын с синдромом Дауна? Он у меня уже есть. Могу я сам оказаться паллиативным пациентом? Могу. И поэтому настоящее волонтерство — это когда человек понимает, что это все про него самого.

Записала Арина Крючкова

Поддержать фонд помощи хосписам «Вера» можно, отправив смс с любой суммой пожертвования на короткий номер 9333.

Поддержать детский хоспис «Дом с маяком» можно, отправив смс с любой суммой на номер 1200.

Поддержать благотворительный фонд помощи тяжелобольным детям «Линия жизни» можно, отправив смс с любой суммой на номер 3242.