Фото: William Gottlieb / Corbis / Getty Images
Фото: William Gottlieb / Corbis / Getty Images

Обстоятельства моей жизни сложились так, что я сейчас читаю лекции в Сибири. Лекции для родителей, педагогов и всех, кто интересуется «мыслью семейной» и воспитанием детей.

Таких людей очень много. И они живут отнюдь не только в столицах и городах-миллионниках.

Наблюдая их вблизи в самых разных местах нашей весьма обширной родины, я неизбежно думаю о том, что их всех объединяет, какие у них потребности и как бы эти потребности можно было удовлетворить, если человек живет, допустим, не в Москве и даже не в Санкт-Петербурге, а в поселке где-нибудь за Уралом.

Сначала о том, что это за потребности (как я их вижу, как лектор со стажем и как психолог-практик).

Всем хочется быть хорошими родителями. И еще многим хочется хорошими родителями выглядеть. Где выглядеть? А в самых разных местах. В глазах мам на детской площадке, в глазах своей собственной матери или свекрови, на странице в фейсбуке или в инстаграме. Ну и не забыть, конечно, выглядеть в своих собственных глазах. Чтобы можно было заглянуть в зеркало и, не кривя душой, сказать себе: вот вы как хотите, но я — хорошая мать.

То есть хочется, чтобы не только все по сути было адекватно и более-менее удачно складывалось, но и смотрелось пристойно и даже эффектно на общем фоне.

Мы, люди, — животные общественные, поэтому данное желание представляется мне вполне естественным.

Дальше. У многих ли получается?

Тут надо честно признать: не у многих.

Иногда так и хочется сказать этим измученным женщинам: если вы устали быть или пытаться выглядеть «хорошей матерью», просто побудьте кем-нибудь другим

Вроде стараешься, все делаешь, как надо, а бабушка опять говорит: ты ему всю психику своими бесконечными занятиями искалечишь. Ребенку надо учиться играть самостоятельно! А вдруг это правда?

Или на детской площадке в мамском разговоре вдруг выясняется, что трое из пяти наличных сверстников уже ходят в ближайший клуб и там учат китайский язык, потому что за Китаем будущее. А мы еще не опоздали?

Или на странице в фейсбуке вроде отпуск с мужем и ребенком выглядит чинно и благостно, и картинки красивые, и лайков море, и все завидуют, а муж сказал: еще одна такая дурацкая показушка — и я с тобой разведусь...

От всего этого (примеры можно множить и множить) у родителей нарастает тревожность и тесно связанные с ней агрессивность и чувство вины, что в свою очередь не может не отражаться на эмоциональном состоянии детей и на характеристиках детско-родительских и даже супружеских отношений.

Многие родители проблему вполне осознают. Но не понимают, что делать.

Ничего не делать?

Просто утешаться мыслью, что семей из рекламы стирального порошка и из концов романов Барбары Картленд в принципе в природе не бывает? И у меня не получается, потому что не получается ни у кого?

Далеко не всех это утешает. И даже не все в это верят.

— Ну как же, — возражают мне на приеме. — А вот у нас есть одна мама на детской площадке — так у нее вообще четверо детей (а у меня всего двое), и вот она с ними постоянно... А я далеко не всегда...

Сегодня чуть ли не нормой стало испытывать что-то вроде «родительского изнеможения», даже книжки пишут о том, как реабилитироваться, если вы почти смертельно устали воспитывать собственных детей.

Мне в этих случаях всегда хочется, во-первых, спросить: да кто вас заставляет-то? А во-вторых, почему-то приходит на ум ответ балерины Майи Плисецкой на вопрос, как можно сохранить или вновь обрести стройную фигуру. Рекомендация примы звучала так: ничего сложного — надо меньше жрать и больше двигаться.

Иногда так и хочется сказать этим измученным женщинам: если вы устали пытаться выглядеть (и даже быть) «хорошей матерью», перестаньте пытаться и просто побудьте кем-нибудь другим.

Но это, конечно, реплика в сторону.

Как же помочь тем родителям, кто вполне здраво видит проблему, но тем не менее хочет и готов что-нибудь предпринять для повышения своей «родительской компетенции»?

В интернете имеется бесконечное количество информации на эту тему. И в самой этой бесконечности и заключается ловушка. Все потребить и сделать невозможно. Как выбрать из предлагаемого разнообразия то, что подходит, нужно именно мне, моей семье и моему ребенку, как оценить качество и последствия?

Мне кажется, что уже вполне настало время побороться с этой распространенной, описанной выше родительской тревожностью путем организации чего-то типа виртуальных и сугубо индивидуализированных курсов повышения родительской компетенции и родительского имиджа (я уже упоминала, что в самом желании «выглядеть» не вижу ничего дурного).

Как это могло бы быть устроено?

Вероятно, система онлайн-лекций, курсов и вебинаров, которые ищутся, координируются или организуются из одного центра. Плюс, конечно, виртуальная библиотека. Специалисты, которые все это ведут, — приглашенные, по потребности родительской аудитории. Плюс корпус специалистов (молодых психологов или аспирантов и т. д.), которые выполняют роль консультантов для каждого из обращающихся в организацию родителей и помогают сориентироваться в том, что именно им нужно на данном этапе (это может зависеть от желаний матери или отца, от уже имеющихся проблем, от возраста детей и т. д.)

Чтобы не теоретизировать излишне, представим, что мать, живущая в поселке в Пермской области, обращается (разумеется, виртуально) в данную структуру. Ее запрос формулируется так: «Еще как-то поразвивать ребенка трех с половиной лет, я вот сама люблю рисовать, а он отказывается, и чтобы он не истерил, и вот еще он у меня часто болеет простудными заболеваниями, и в яслях детишек бывает бьет, мне не раз жаловались».

Ей выделяют консультанта, который с ней беседует, и в результате они решают начать вот с чего:

— мама прослушает три лекции трех разных психологов (в организации знают, как отличить плохих от хороших): «Как поставить границы», «О детской агрессии» и «Принципы совместного творчества мамы и ребенка»;

— мама сама возьмет несколько уроков рисования (ей это нравится, это ее собственное развитие);

— примет участие в вебинаре по закаливанию для часто болеющих детей (ведет новосибирский педиатр);

— просмотрит три обучающих практических занятия: как и чем заниматься дома и на улице с ребенком четвертого года жизни (ведет педагог из Москвы);

— по предложению консультанта пройдет мини-курс «Создание и рисование комиксов для детей и их родителей» (ведет юноша-художник из Киева).

Все это будет стоить ей какое-то количество денег. Но при этом — заточено сугубо под нее и ее запросы, интересы и возможности.

Станет ли она более компетентной родительницей после прохождения такого курса?

Я лично не сомневаюсь, что да. И ее собственная личность (и личность ее ребенка) несомненно получит адресный толчок к развитию.

Я это все к чему?

Может быть, кто-нибудь из молодых читателей «Сноба», желающих приносить пользу людям, разбирающихся в интернет-технологиях и любящих стартапы, заинтересуется и создаст что-нибудь подобное?

Коммерчески это тоже явно будет выгодным предприятием, так как прикладные затраты в этой теме небольшие, а общественный запрос велик и даже очень, за это я могу поручиться.

Вдруг получится?